Этот этап направлен на построение математической модели исследуемого объекта. При выполнении полного факторного эксперимента он включает следующие операции:
· проверку однородности выборочных дисперсий;
· вычисление выборочных коэффициентов математической модели (уравнения регрессии);
· проверка статистической значимости выборочных коэффициентов математической модели;
· проверку адекватности математической модели.
Оценка дисперсии воспроизводимости (оценка ошибки опыта). Оценка дисперсии воспроизводимости опыта заключается в проверке того, что рассеяние результатов параметра y в каждой точке факторного пространства его исследования не превышает некоторой величины. Для этого вначале рассчитываются построчные дисперсии , и проверяется их однородность. Построчные дисперсии находят по формуле
, (3)
где - среднее арифметическое значение параметра y по результатам m параллельных опытов k-й строки матрицы планирования (k = 1, 2,…, N)
; (4)
u – номер параллельного опыта; yku – значение параметра в u – м параллельном опыте k – й строки матрицы.
В случае, когда число параллельных опытов во всех точках плана одинаково, проверку однородности дисперсий производят с помощью критерия Кохрена[19]. Он равен отношению максимальной построчной дисперсии к сумме всех дисперсий по N строкам матрицы планирования
.
Если выполняется условие , т. е. расчетное значение критерия Кохрена Gр меньше теоретического Gт, то гипотеза об однородности дисперсий принимается. Gт находят по таблице математической статистики, например [1], для чисел степеней свободы f1 = m-1 и f2 = N и уровня значимости α. В технических расчетах обычно принимают α = 0,05. В случае не выполнения условия принимают решение либо об увеличении числа параллельных опытов, либо об изменении метода измерения параметра y с целью увеличения точности его измерения.
При известных значениях построчных дисперсий дисперсия воспроизводимости опыта находится как средняя арифметическая из построчных дисперсий всех N различных вариантов опытов
. (5)
При этом ошибка опыта составит .
Вычисление выборочных коэффициентов математической модели (уравнения регрессии). Значения коэффициентов уравнения регрессии (3) вычисляются по формуле
, (6)
где i – номер коэффициента уравнения регрессии, в т. ч. свободного члена и коэффициентов при членах уравнения со смешанными произведениями факторов.
Оценка значимости коэффициентов уравнения регрессии. Для этого находят дисперсию коэффициентов уравнения регрессии по формуле
(7)
с числом степеней свободы f = N(m-1). Из формулы видно, что дисперсии всех коэффициентов одинаковые, т. к. они зависят только от ошибки опыта и числа опытов. Оценку значимости коэффициентов производят с помощью критерия Стьюдента , рассчитываемого по формуле
(8)
и проверки условия , где находят по таблице [1] для числа степеней свободы f = N(m-1) и уровня значимости α (обычно α = 0,05). Если данное условие выполняется, то i-й коэффициент признается значимым. Если для какого-то коэффициента условие не выполняется, то соответствующий фактор признается незначимым, и его исключают из уравнения регрессии.
Оценка адекватности модели. Проверка гипотезы об адекватности полученной модели состоит в определении соотношения между дисперсией адекватности и дисперсией воспроизводимости (5). Дисперсия адекватности является оценкой отклонения значения параметра объекта, предсказанного уравнением регрессии (1), от результатов y эксперимента в различных точках факторного пространства. Ее при равном числе m параллельных опытов находят по формуле:
, (9)
в которой l – число членов в уравнении регрессии, оставшихся после оценки значимости коэффициентов; и - опытные и теоретические (расчетные) значения параметра y в k – м опыте эксперимента.
Адекватность проверяют, оценивая отношение между дисперсиями и , по критерию Фишера
(10)
Критерий Фишера позволяет проверить нуль-гипотезу о равенстве двух генеральных дисперсий и . Если вычисленное по выборочным дисперсиям и значение Fр критерия Фишера меньше его теоретического значения Fт для степеней свободы fад = N – l и fср = N(m-1) и заданного уровня значимости α, то нуль-гипотеза принимается. В противном случае гипотеза отвергается, и модель признается неадекватной объекту.
Проверка адекватности возможна только при fад > 0. Если число точек в плане эксперимента равно числу оцениваемых коэффициентов уравнения регрессии (N = l), то не остается степеней свободы (fад = 0) для проверки нуль-гипотезы об адекватности представления экспериментальных данных выбранной формой математической модели. В этом случае можно воспользоваться тем обстоятельством, что свободный член есть совместная оценка, т. е., например, в случае осуществления трехфакторного эксперимента . Если имеются повторные опыты в центре матрицы планирования, т. е. в точке (0, 0, 0,…, 0), то средний отклик дает несмещенную оценку . Поэтому, если разность окажется статистически значимой ( ), то это будет указывать на неадекватность линейной модели, т. е. на то, что все или часть коэффициентов βij, отражающих взаимодействие факторов, не равны нулю. Вместе с тем, если выбрана линейная математическая модель, то число членов проверяемой модели, как правило, меньше числа точек в плане и одна или несколько степеней свободы останутся для проверки гипотезы адекватности.
Контрольные вопросы по теме 4
1. Какими свойствами обладает план планируемого эксперимента, поясните эти свойства?
2. Для исследуемого параметра оптимизации принята линейная модель в виде полного степенного полинома
.
Запишите его в развернутой форме для параметра y, который зависит от трех факторов. Что определяет выбор исходной (нулевой) точки в факторном пространстве планируемого эксперимента?
3. С какой целью осуществляют кодирование факторов? Какой эксперимент называют полным факторным экспериментом?
4. Приведите расширенную матрицу планирования ПФЭ 22.
5. Что понимают под рандомизацией последовательности опытов во времени?
6. В чем заключается оценка дисперсии воспроизводимости (оценка ошибки опыта)? Как рассчитать коэффициенты уравнения регрессии в относительных единицах по результатам полного факторного эксперимента?
7. Как рассчитать коэффициенты уравнения регрессии в натуральных единицах? Как оценить достоверность указанных коэффициентов? Как оценить адекватность уравнения регрессий?
[1] Метод от греческого слова methods – путь исследования, теория, учение.
[2] Индукция от лат. inductio – наведение.
[3] Дедукция, от лат. deductio –выведение.
[4] Аналогия, от rpеч. analogia - соответствие, сходство
[5] Абстракция, от лат. abstractio - отвлечение.
[6] Конкретное, от лат. concretus, буквально сryщенный, уплотненный, сросшийся.
[7] Ленин В. И. Философские тетради.
[8] Баклашов Н. И. и др. Натурный эксперимент: Информационное обеспечение экспериментальных исследований. - М., 1982; Капица. П. Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1977; Налимов В. В. Теория эксперимента 1971; Тригг Дж. Решающий эксперимент в современной физике. М., 1974.
[9] Чернов А. П. Мысленный эксперимент. М., 1979.
[10] Митропольский А. К. Техника статистических вычислений. Изд. 2. М.: Наука, 1971. с.492.
[11] Маркова Е. В., Лисенков А. Н. Планирование эксперимента в условиях неопределенностей. М.: «Наука», 1973.
[12] Тюлин Н. И. Введение в метрологию. - М., 1970.
[13] Ветров А.А., Ломовацкий Г.И. Дисперсионный анализ в экономике. – М., «Статистика», 1975. 120 с.
[14] Налимов В. В., Голикова Т. И. Логические основания планирования эксперимента. – М.: Металлургия, 1981. – 128 с.
[15] Таблицы планов экспериментов для факторных и полиноминальных моделей. Справочное издание / Под ред. В. В. Налимова. М.: 1982
[16] Налимов В. В., Голикова Т. И. Логические основания планирования эксперимента. – М.: металлургия, 1981. – 128 с
[17] Митропольский А. К. Техника статистических вычислений. Изд. 2. М.: Наука, 1971. с.492.
[18] Маркова Е. В., Лисенков А. Н. Планирование эксперимента в условиях неопределенностей. М.: «Наука», 1973.
[19] Выбор критерия Кохрена вместо критерия Фишера обусловлен тем, что использование последнего при числе дисперсий более двух неэффективно, так как при проверке участвуют только наибольшая и наименьшая дисперсии.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 354.