Тема 1. Методологические основы научного знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лк – 0,25 час. ПЗ – 0 час. СРС 2 час.

 

1. Основные понятия и определения теории познания (наука, знание, познание, научная идея, гипотеза, закон).

2. Элементы чувственного познания. Формы рационального познания.

3. Структурные элементы теории познания (факты, аксиомы, постулаты, положения и др.).

4. Методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.

 

Литература

 

1. Коробко В.И. Лекции по курсу основы научных исследований. 2000, с. 6-50.

2. Михелькевич В. Н., Радомский В. М. Основы научно-технического творчества / Серия «Высшее профессиональное образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004, с. 17-34, 37-46.

3. Основы научных исследований: Учеб. для вузов /. Под ред. И. Г. Кучерова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2004. с. 5-15.

4. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Глушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В. И. Крутова, В.В. Попова. – М.: Высш. шк., 1989. с. 44-64.

 

1. Основные понятия и определения теории познания (наука, знание, познание, научная идея, гипотеза, закон).

 

Исходя из названия дисциплины, следует, прежде всего, дать определение понятия термина «наука». Заметим, что на сегодня существует несколько определений этого понятия. Приведем следующие два из них.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении [2].

Наука – это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся логическая система знаний человека об окружающей его действительности, истинность которой проверяется и доказывается общественной практикой.

Наука является следствием общественного разделения труда. Она возникла вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей (XVI…XVII вв. [2]).

В условиях научно-технического прогресса происходит коренное изменение роли науки. Если раньше наука следовала за развитием техники, то уже в последние десятилетия XX в. наука обгоняет технику, становится ведущей силой прогресса материального производства. В настоящее время наука становится во все большей степени производительной силой общества. Сегодня все формы умственного и физического труда: образование, медицина, связь, транспорт, социальная сфера и т. д. – испытывают на себе глубокое преобразующее действие современных достижений науки.

Для уяснения познавательной деятельности человека в науке рассмотрим такие понятия, как знание и познание.

Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

Знание может быть относительным и абсолютным. Относительноезнание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом. Абсолютное знание - это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической (производственной, общественной и научной) деятельности. Основной целью познания является достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас.

Процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь в последствии в закон или в теорию.

Научная идея - это интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания всей совокупности связей, на основе которой делается вывод. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом факте или о причине, которая вызывает данное следствие. В отличие от теории, которая представляет достоверные научные знания, гипотеза отражает предположительные научные знания в форме предположений или догадок, к которым прибегают при построении теории или при постановке эксперимента для проверки той или иной теории. Понятие гипотезы довольно сложное в его восприятии и практической реализации, хотя с первого взгляда кажется весьма простым. Поэтому этому понятию в следующей лекции посвящен отдельный вопрос.

Закон - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса. Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей.

Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества.

Существует три основные группы законов:

· специфические или частные (например, закон сложения скоростей в механике, закон парности касательных напряжений на взаимно перпендикулярных площадках элементарного параллелепипеда, используемый в теории упругости и в сопротивлении материалов);

· общие для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии);

· всеобщие или универсальные (например, законы диалектики).

Между общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а последние представляют собой проявление общих. Для доказательства закона используются суждения, которые ранее уже признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение.

Иногда в процессе познания оказываются доказуемыми противоречивые суждения. Это свидетельствует о наличии ошибок в логической цепи доказательств или неверности исходных суждений (посылок) в данной системе знаний. В этих случаях говорят о возникновении парадокса.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 324.