Тема 1. Методологические основы научного знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Основные понятия и определения теории познания (наука, знание, познание, научная идея, гипотеза, закон).

2. Элементы чувственного познания. Формы рационального познания.

3. Структурные элементы теории познания (факты, аксиомы, постулаты, положения и др.).

4. Методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.

 

Тема 2. Экспериментальные исследования

1. Понятие эксперимента. Признаки классификации экспериментов.

2. Виды экспериментов: лабораторные, натурные, поисковые, модельные, пассивные, планируемые и др.

3. Методика экспериментальных исследований. Этапы подготовки экспериментальных исследований.

Тема 3. Элементы математической статистики

В научных исследованиях

1. Понятия стохастических и корреляционных связей. Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции и корреляционное отношение.

2. Регрессионный анализ. Задача регрессионного анализа. Методика регрессионного анализа.

3. Дисперсионный анализ. Сущность дисперсионного анализа. Применение дисперсионного анализа при исследовании степени влияния на параметр объекта факторов, определяющих его состояние или поведение.

Тема 4. Планирование экспериментов

1. Элементы теории планирования эксперимента: задача планирования эксперимента, свойства плана планируемого эксперимента.

2. Выбор модели и интервала варьирования факторов. Кодирование факторов.

3. Полный факторный эксперимент. Матрица планирования, ее свойства.

4. Осуществление эксперимента. Обработка результатов эксперимента. Оценка ошибки опыта, значимости коэффициентов уравнения регрессии, проверка модели на адекватность.

 

Введение

Лк – 0,25 час. ПЗ – 0 час. СРС 0,5 час.

Качество любой продукции, особенно технической, зависит от уровня применяемых технологий при изготовлении этой продукции. Разработка передовых технологий включает в себя анализ существующих, отбрасывание устаревших, поиск лучших. При этом поиск лучших решений всегда сопровождается исследованиями теоретического и экспериментального характера, результаты которых составляют, как правило, основу новых техники и технологий высокого уровня.

Естественно, что специалисты, занимающиеся созданием современных технологий, должны иметь не только высокую общенаучную и профессиональную подготовку, но и быть готовыми к самостоятельной творческой деятельности, обладать знаниями и умениями осуществления научных исследований. Поэтому государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) многих технических направлений подготовки специалистов предусмотрены такие дисциплины, как «Методология научных исследований» «Основы научных исследований», «Методы и средства исследований» и др. подобные дисциплины.

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

1.1. Цель учебной дисциплины

 

Приобретение знаний и навыков по формулированию целей и задач исследований в области конструкторско-технологической подготовки машиностроительных производств, разработке методик проведения научных исследований и обработки опытных данных, составлению заявок на изобретения и промышленные образцы, оценке стоимости интеллектуальных объектов.

В процессе изучения данной дисциплины студент осваивает следующие общепрофессиональные компетенции:

· способность формулировать цели и задачи исследования в области конструкторско-технологической подготовки машиностроительных производств, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки (ОПК-1);

· способность руководить подготовкой заявок на изобретения и промышленные образцы в области конструкторско-технологической подготовки машиностроительных производств, оценивать стоимость интеллектуальных объектов (ОПК-4).

 

1.2. Задачи дисциплины

 

· изучение этапов научно-исследовательской работы при решении задач в области машиностроения, методов обработки опытных данных, методических положений оформления заявок на изобретения и промышленные образцы и оценки стоимости интеллектуальных объектов;

 

· формирование умений формулирования целей и задач исследований в области конструкторско-технологической подготовки машиностроительных производств, использования методов обработки результатов эксперимента, оформления заявок на изобретения и промышленные образцы и оценки стоимости интеллектуальных объектов;

· формирование навыков применения методов обработки опытных данных, методических положений составления заявок на изобретения и промышленные образцы и оценки стоимости интеллектуальных объектов.

 

1.3. Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:

· этапы научно-исследовательской работы;

· математические основы планирования технологических экспериментов;

· методы обработки экспериментальных данных;

· объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

· патентная информация и патентные исследования;

· структура описания изобретения и формула изобретения;

· документы заявки на выдачу патента на изобретение и промышленный образец;

· экономика объектов интеллектуальной собственности.

2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки

Выпускников.

 

Дисциплина «Методология научных исследований в машиностроении» относится к базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы магистратуры и является обязательной при освоении ООП по направлению подготовки 15.04.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», магистерским программам: «Компьютерные технологии подготовки производства»; «Технология машиностроения инновационного производства».

После изучения дисциплины обучающийся должен освоить части указанных в пункте 1.1 компетенций и демонстрировать следующие результаты:

знать:

- этапы научно-исследовательской работы при решении задач в области машиностроения;

- методы исследования показателей качества деталей машин;

- методику планирования полного факторного эксперимента и обработки его результатов;

- методы анализа и обработки опытных данных (оценки погрешностей измерений, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализ данных);

 

- объекты интеллектуальной собственности и формы их правовой охраны;

- основные требования, предъявляемые к заявкам на выдачу патентов;

- методические положения оценки стоимости интеллектуальных объектов;

 

уметь:

- использовать в практической деятельности методы и средства научных исследований при решении задач в области конструкторско-технологической подготовки машиностроительных производств;

- производить оценку погрешностей измерений показателей качества деталей машин;

- выполнять корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализы при исследовании связей между параметрами и факторами объекта;

- составлять матрицу планирования полного факторного эксперимента, выполнять обработку его результатов;

- выполнять поиск патентной информации в соответствии с поставленными задачами;

- составлять заявки на выдачу патента на изобретение и промышленный образец;

- производить оценку стоимости интеллектуальных объектов.

 

владеть навыками:

- применения методов и средств научных исследований при решении задач в области конструкторско-технологической подготовки машиностроительных производств;

- оценки погрешностей измерений показателей качества деталей машин;

- выполнения корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализов при исследовании связей между параметрами и факторами объекта;

- составления матрицы планирования полного факторного эксперимента и обработки его результатов;

- поиска патентной информации в соответствии с поставленными задачами;

- составлять заявки на выдачу патента на изобретение и промышленный образец;

- производить оценку стоимости интеллектуальных объектов.

 

3. Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы

 

Таблица 3.1. – Объём и виды учебной работы

 

П.п.

Виды учебной работы

Трудоёмкость, ч

Семестр 1 всего

1

2

         

Аудиторная работа 27 27 -в том числе в интерактивной форме 2 2 - лекции (Л) 9 9 -в том числе в интерактивной форме 1 1 - практические занятия (ПЗ) 16 16 -в том числе в интерактивной форме 1 1 2 Контроль самостоятельной работы (КСР) 2 2

3

Самостоятельная работа студентов (СРС) 45 45 - изучение теоретического материала 25 25 - выполнение индивидуальных заданий 20 20 Итоговая аттестация по дисциплине экзамен/36 36 4 Трудоёмкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачётных единицах (ЗЕ)   108 3   108 3

 

Литература.

 

1. Горелов Н. А. Методология научных исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д. В. Круглов. М.: Издательство Юрайт, 2014 -290 с.

2. Коробко В.И. Лекции по курсу основы научных исследований. 2000.

3. Михелькевич В. Н., Радомский В. М. Основы научно-технического творчества / Серия «Высшее профессиональное образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Основы научных исследований: / И.М. Глушко, В.М. Сидоренко. – Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1989.

5. Основы научных исследований: Учеб. для вузов /. Под ред. И. Г. Кучерова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2004.

6. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Глушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В. И. Крутова, В.В. Попова. – М.: Высш. шк., 1989.

7. Пойлов В. З. Основы научных и инженерных исследований: учеб. пособие / В.З. Пойлов. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. 344 с.

8. Цаплин А.И. Основы научных исследований в технологии машиностроения. – Пермь: изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.