Цель работы:
-Изучить Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами и действия экипажа .
Содержание отчёта:
Отчёт должен содержать сведения о порядке расследования аварийных случаев с судами и действия экипажа .
Контрольные вопросы:
1.Охарактеризовать содержаниемеждународного кодекса проведения расследований аварий и инцидентов в море.
2.Пояснить назначение положениеяо порядке расследования аварийных случаев с судами .
3.Что относится к аварийным случаям с судами расследуюемым как аварии на море.
4.Пояснить действия капитана при аварийном случае с судном.
5.Что указывается в сообщении об аварийном случае с судном.
1.Общее содержание Кодекса.
27 ноября 1997 г. на 20-й Ассамблее ИМО была принята Резолюция А.849 (20), в приложении к которой изложен Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море. Эта резолюция предлагает всем государствам флага судна проводить в соответствии с Кодексом расследование всех катастроф и серьезных аварий на море и своевременно представлять ИМО соответствующие выводы.
Кодекс состоит из 15 разделов:
Раздел 1. Введение.
Раздел 2. Цель. Утверждается, что в качестве основной цели любого расследования аварии является предотвращение таких аварий в будущем. Раздел 3. Применение. Рекомендуется применять данный Кодекс при расследовании всех катастроф и серьезных аварий, когда одно или несколько государств имеют существенный интерес в аварии на море, в которую вовлечено судно, находящееся под их юрисдикцией.
Раздел 4. Определения. Дается следующая классификация аварийных случаев.
Авария на море есть событие, являющееся результатом любого из следующего:
повреждение, причиненное эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;
Очень серьезная авария (катастрофа) есть авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьезное загрязнение моря.
Серьезная авария есть авария, не квалифицируемая как очень серьезная и которая повлекла:
Инцидент на море есть случай или событие, вызванные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьезное повреждение судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.
Раздел 5. Проведение расследований аварий.
Раздел 6. Ответственность за расследования аварий и инцидентов. Государствам флага судна настоятельно рекомендуется предпринимать расследования всех аварий их судов. Все случаи серьезных и очень серьезных аварий должны быть расследованы.
Раздел 7. Ответственность головного расследующего государства.
Раздел 8. Консультации.
Раздел 9. Сотрудничество государств.
В дополнении к Международному кодексу проведения расследований аварий и инцидентов на море содержится Руководство инспекторам по применению Кодекса.
2.Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами .
В России разработано и действует Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (далее — Положение), утвержденное приказом Минтранса РФ №75 от 14.05.2009 г.
Положение устанавливает порядок расследования аварийных случаев с судами, аварий и инцидентов на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна.
В Положении указывается, что целью проведения расследования аварийных случаев с судами является установление причин аварийных случаев с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по вопросам безопасности плавания.
Положение применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с морскими судами, плавающими:
— под Государственным флагом Российской Федерации, а также буксируемыми судами или иными плавучим объектами (только на период их перегона) (далее — суда);
— под флагами иностранных государств, а также буксируемыми судами или иными объектами (только на период их перегона) (далее — иностранные суда) в предусмотренных Положением случаях.
Аварийные случаи с судами на море расследуются как очень серьезные аварии в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших полную гибель судна, смерть человека либо серьезный ущерб окружающей среде.
Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших:
Расследование аварийных случаев с судами осуществляют:
До начала проведения расследования аварийного случая капитан судна обязан незамедлительно сообщить о происшедшем аварийном случае с судном:
Если аварийный случай с судном произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о происшедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, в Федеральное агентство по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.
При повреждении в результате аварийного случая с судном средств навигационного оборудования (СНО) капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:
В сообщении об аварийном случае с судном, подписанном капитаном, указывается:
Порядок расследования аварийных случаев с судном заключается в следующем.
В протоколах опросов очевидцев и причастных лиц указываются:
Протокол опроса подписывают опрашиваемые и опрашивающие, причем подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.
Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта, назначенному для проведения расследования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, перечисленные выше документы.
Капитан морского порта на основании полученных от капитана судна документов регистрирует аварийный случай. Регистрация должна быть произведена в течение трех суток с момента получения документов от капитана судна.
После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан морского порта с учетом причинного фактора решает, относится данный аварийный случай к аварии на море или к инциденту на море. В первом случае он составляет план проведения расследования, а во втором — возвращает представленные капитаном судна документы по данному инциденту на море для самостоятельного проведения расследования капитаном судна.
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ, КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТУ
ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ
ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждено
Приказом Минтранса России
от 29 декабря 2003 г. N 221
Настоящее Положение определяет порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий на
внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек
с морским режимом, с судами, подлежащими государственной регистрации в Государственном судовом реестре в
соответствии со статьей 17 КВВТ, введенными в эксплуатацию, а также с судами, осуществляющими плавание на
внутренних водных путях Российской Федерации.
Положение рассматривает вопросы классификации транспортных происшествий с судами, находящимися в
эксплуатации, повлекших тяжкие телесные повреждения или гибель людей, затопление или конструктивные
разрушения судов и повреждения судами гидросооружений, разливы нефти и нефтепродуктов, прекращение движения
флота, посадки на мель.
3. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях в соответствиисо статьей 38 КВВТ осуществляются Инспекцией государственного портового контроля.
Транспортные происшествия классифицируются на аварии и эксплуатационные происшествия.
6. К аварии следует относить:
транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
затопление самоходных судов мощностью более 225 Вт (300 л.с.) и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;
посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.
7. К эксплуатационным происшествиям следует относить:
все другие транспортные происшествия, связанные с движением судов, не относящиеся к аварии, за исключением
происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
8. Виды транспортных происшествий:
соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом идр. (удар);
затопление судов;
посадка на мель;
повреждение гидротехнических сооружений.
9. Причины транспортных происшествий:
невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности
судоходства;
нарушение командным составом трудовой дисциплины;
выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на
управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
неудовлетворительное содержание пути , гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих
безопасность судоходства;
непредвиденные обстоятельства..наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять
заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и
подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой
плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических
сооружений на внутренних водных путях капитан , командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или
другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа
государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и Инспекцию государственного портового контроля. ,
судовладельца, а также диспетчера ближайшего порта и принять все возможные меры для ликвидации последствий
транспортного происшествия.
Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:
принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;
при аварии поддерживает постоянную связь ссудовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением
флота на этом участке БОГУ, линейным районом водных путей и судоходства;
в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в
приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2
направляется Инспекцию государственного портового контроля., второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов
остаются у участников транспортного происшествия.
Акты о транспортных происшествиях с судами, при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляютсяс участием представителей их владельцев.
При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях
разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.
В случае когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с
участием работников пути.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 416.