Практическая работа №19 Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель работы:

-Изучить Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами и действия экипажа .

 

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о порядке расследования аварийных случаев с судами и действия экипажа .

 

 

Контрольные вопросы:

1.Охарактеризовать содержаниемеждународного кодекса проведения расследований аварий и инцидентов в море.

2.Пояснить назначение положениеяо порядке расследования аварийных случаев с судами .

3.Что относится к аварийным случаям с судами расследуюемым как аварии на море.

4.Пояснить действия капитана при аварийном случае с судном.

5.Что указывается в сообщении об аварийном случае с судном.

 

1.Общее содержание Кодекса.

27 ноября 1997 г. на 20-й Ассамблее ИМО была принята Резолюция А.849 (20), в приложении к которой изложен Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море. Эта резолюция предлагает всем государствам флага судна проводить в соответствии с Кодексом расследование всех катастроф и серьезных аварий на море и своевременно представлять ИМО соответствующие выводы.

Кодекс состоит из 15 разделов:

Раздел 1. Введение.

Раздел 2. Цель. Утверждается, что в качестве основной цели любого расследования аварии является предотвращение таких аварий в будущем. Раздел 3. Применение. Рекомендуется применять данный Кодекс при расследовании всех катастроф и серьезных аварий, когда одно или несколько государств имеют существенный интерес в аварии на море, в которую вовлечено судно, находящееся под их юрисдикцией.

Раздел 4. Определения. Дается следующая классификация ава­рийных случаев.

Авария на море есть событие, являющееся результатом любого из следующего:

  • гибель или серьезное ранение человека, причиненные эксп­луатацией или в связи с эксплуатацией судна;
  • потеря человека с судна, причиненная эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;
  • гибель, предполагаемая гибель или оставление судна;
  • повреждение судна;
  • посадка судна на грунт или лишение его возможности движения или участие в столкновении;

повреждение, причиненное эксплуатацией или в связи с эксп­луатацией судна;

Очень серьезная авария (катастрофа) есть авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьезное загрязнение моря.

Серьезная авария есть авария, не квалифицируемая как очень серьезная и которая повлекла:

  • пожар, взрыв, посадку на мель, навал, штормовое повреждение, ледовое повреждение, трещину в корпусе или предполагаемый дефект корпуса и т.п.;
  • конструкционное повреждение, в результате которого судно стало немореходным, такое как подводная пробоина, поломка главных двигателей, значительное повреждение жилых помещений и т. п.;
  • загрязнение моря (независимо от количества сброса);
  • поломку, потребовавшую буксировки или помощи берега.

Инцидент на море есть случай или событие, вызванные эксплу­атацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьезное повреждение судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.

Раздел 5. Проведение расследований аварий.

Раздел 6. Ответственность за расследования аварий и инци­дентов. Государствам флага судна настоятельно рекомендуется предпринимать расследования всех аварий их судов. Все случаи се­рьезных и очень серьезных аварий должны быть расследованы.

Раздел 7. Ответственность головного расследующего госу­дарства.

Раздел 8. Консультации.

Раздел 9. Сотрудничество государств.

В дополнении к Международному кодексу проведения рассле­дований аварий и инцидентов на море содержится Руководство инс­пекторам по применению Кодекса.

2.Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами .

В России разработано и действует Положение о порядке рассле­дования аварийных случаев с судами (далее — Положение), утверж­денное приказом Минтранса РФ №75 от 14.05.2009 г.

Положение устанавливает порядок расследования аварийных случаев с судами, аварий и инцидентов на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна.

В Положении указывается, что целью проведения расследования аварийных случаев с судами является установление причин аварийных случаев с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по вопросам безопасности плавания.

Положение применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с морскими судами, плавающими:

— под Государственным флагом Российской Федерации, а также буксируемыми судами или иными плавучим объектами (только на период их перегона) (далее — суда);

— под флагами иностранных государств, а также буксируемыми судами или иными объектами (только на период их перегона) (далее — иностранные суда) в предусмотренных Положением случаях.

Аварийные случаи с судами на море расследуются как очень серьезные аварии в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших полную гибель судна, смерть человека либо серьезный ущерб окружающей среде.

Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших:

  • смерть человека или причинение ему тяжких телесных по­вреждений;
  • исчезновение человека с судна;
  • гибель судна, предполагаемую гибель судна или оставление судна, повреждение судна;
  • посадку судна на грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении;
  • повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;
  • серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.

Расследование аварийных случаев с судами осуществляют:

  • капитан морского порта — расследование аварий на море;
  • капитан судна — расследование инцидентов на море.

До начала проведения расследования аварийного случая капитан судна обязан незамедлительно сообщить о происшедшем аварийном случае с судном:

  • судовладельцу;
  • капитану морского порта (места) регистрации судна;
  • капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;
  • Государственному морскому спасательно-координационному центру (ГМСКЦ) ФГУ «Госморспасслужба России» или соответствующему морскому спасательно-координационному центру (МСКЦ), морскому спасательному подцентру (МСПЦ) на бассейне при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
  • Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
  • Администрации Северного морского пути при аварийном случае, происшедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.

Если аварийный случай с судном произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о происшедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продуб­лировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, в Федеральное агентство по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.

При повреждении в результате аварийного случая с судном средств навигационного оборудования (СНО) капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:

  • судовладельцу;
  • капитану морского порта Российской Федерации, на территории или акватории которого находится СНО;
  • Федеральному агентству морского и речного транспорта;
  • Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
  • Администрации Северного морского пути при аварийном случае, происшедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.

В сообщении об аварийном случае с судном, подписанном ка­питаном, указывается:

  • * название и номер ИМО судна;
  • * фамилия, имя, отчество капитана судна;
  • * судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес, телефон, факс;
  • * порт (место) регистрации судна;
  • * год постройки судна;
  • * дата и время аварийного случая с судном;
  • * место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
  • * географические координаты аварийного случая с судном;
  • * географические координаты места нахождения судна;
  • * краткое описание аварийного случая с судном;
  • * дата составления сообщения.

Порядок расследования аварийных случаев с судном заклю­чается в следующем.

  • Составляется и утверждается капитаном акт об аварийном случае с судном, в котором указываются: фамилии и должности лиц, составивших акт; вид, место и дата аварийного случая; подробное описание повреждений судна. Акт об аварийном случае с судном подписывают лица, составившие акт. К акту прилагаются списки пострадавших людей, перечень утраченного или поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения, копии радиограмм и т.д.
  • Собираются объяснения очевидцев и причастных лиц, со­ставляются протоколы опросов, причем опрос проводится отдельно с каждым из очевидцев и причастных лиц.

В протоколах опросов очевидцев и причастных лиц указываются:

  • * время, число, месяц и год опроса;
  • * фамилия, имя и отчество опрашиваемого;
  • * число, месяц и год рождения опрашиваемого;
  • * стаж работы, в том числе: по специальности, в последней должности на данном судне;
  • * специальное образование (какое учебное заведение и когда закончил);
  • * квалификация по диплому (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);
  • * домашний адрес опрашиваемого;
  • * заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;
  • * фамилия, имя, отчество и должность лица, проводящего опрос.

Протокол опроса подписывают опрашиваемые и опрашивающие, причем подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.

  • Подается заявление об аварийном случае на имя капитана морского порта, подписывается капитаном судна и содержит просьбу расследовать аварийный случай с судном. В заявлении содержится краткое описание аварийного случая.
  • Вместе с заявлением капитаном судна подается подробное сообщение об аварийном случае, к которому прилагаются выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи повреждений, протоколы опроса, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схема заводки буксирных тросов, фотографии и другие документы, подтверждающие события аварийного случая на море.

Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта, назначенному для проведения расследования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, перечисленные выше документы.

Капитан морского порта на основании полученных от капитана судна документов регистрирует аварийный случай. Регистрация должна быть произведена в течение трех суток с момента получения документов от капитана судна.

После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан морского порта с учетом причинного фактора решает, относится данный аварийный случай к аварии на море или к инциденту на море. В первом случае он составляет план проведения расследования, а во втором — возвращает представленные капитаном судна документы по данному инциденту на море для самостоятельного проведения расследования капитаном судна.

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО РАССЛЕДОВАНИЮ, КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТУ

ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ

ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждено
Приказом Минтранса России
от 29 декабря 2003 г. N 221

Настоящее Положение определяет порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий на
внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек
с морским режимом, с судами, подлежащими государственной регистрации в Государственном судовом реестре в
соответствии со статьей 17 КВВТ, введенными в эксплуатацию, а также с судами, осуществляющими плавание на
внутренних водных путях Российской Федерации.
Положение рассматривает вопросы классификации транспортных происшествий с судами, находящимися в
эксплуатации, повлекших тяжкие телесные повреждения или гибель людей, затопление или конструктивные
разрушения судов и повреждения судами гидросооружений, разливы нефти и нефтепродуктов, прекращение движения
флота, посадки на мель.
3. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях в соответствиисо статьей 38 КВВТ осуществляются Инспекцией государственного портового контроля.

Транспортные происшествия классифицируются на аварии и эксплуатационные происшествия.
6. К аварии следует относить:
транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
затопление самоходных судов мощностью более 225 Вт (300 л.с.) и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;
посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.
7. К эксплуатационным происшествиям следует относить:
все другие транспортные происшествия, связанные с движением судов, не относящиеся к аварии, за исключением
происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
8. Виды транспортных происшествий:
соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом идр. (удар);
затопление судов;
посадка на мель;
повреждение гидротехнических сооружений.
9. Причины транспортных происшествий:
невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности
судоходства;
нарушение командным составом трудовой дисциплины;
выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на
управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
неудовлетворительное содержание пути , гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих
безопасность судоходства;
непредвиденные обстоятельства..наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять
заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и
подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой
плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

 

О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических
сооружений на внутренних водных путях капитан , командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или
другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа
государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и Инспекцию государственного портового контроля. ,
судовладельца, а также диспетчера ближайшего порта и принять все возможные меры для ликвидации последствий
транспортного происшествия.

Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:
принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;
при аварии поддерживает постоянную связь ссудовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением
флота на этом участке БОГУ, линейным районом водных путей и судоходства;
в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в
приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2
направляется Инспекцию государственного портового контроля., второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов
остаются у участников транспортного происшествия.
Акты о транспортных происшествиях с судами, при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляютсяс участием представителей их владельцев.
При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях
разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.
В случае когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с
участием работников пути.



























































Дата: 2019-02-19, просмотров: 378.