Пожар в фонарных, малярных и шкирпеских кладовых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности развития пожара в этих помещениях: наличие большого количества горючих жидкостей, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси ,сильное задымление помещений в результате горения нефтепродуктов,возможность разлива жидкостей и распространение очагов горения не только внутри этих помещений и на палубу, но и в расположенные ниже помещения.Высокая температура, затрудняющая действия экипажа и сильное нагревание смежных помещений и соседних конструкций судна.Наиболее интенсивное горение чаще всего наблюдается между бочками и бидонами.Разведка очага горения не представляет трудностей ввиду небольшой площади помещений и ограничение их металлическими переборками.

При обнаружении горениянеобходимо прежде всего плотно закрыть двери и заглушить вентиляционные трубы пробками.       Поднести огнетушители, подать водяные стволы с распылителями и осторожно приоткрыть дверь, прикрываясь ею во избежание ожогов.

Для тушения пожара следует применять пенные огнетушители и песок, ограничивающий растекание жидкости.

Водяные распыленные струи для охлаждения конструкций судна и переборок нужно подавать как внутрь кладовой, так и в смежные помещения, чтобы предупредить возможные повторные воспламенения паров нефтепродуктов.

Если загоревшиеся жидкости хранятся в бидонах, необходимо их горловины накрыть кошмой, брезентом или другой плотной тканью и орошать их водой из ствола. Во избежание взрыва бидонов или бочек, особенно пустых или не полных следует охлаждать их струями распыленной воды.

В шкиперской интенсивного горения обычно не наблюдается, пожар здесь как правило сопровождается сильным задымлением. Поэтому следует открыть двери и, подавая распыленную струю внутрь, освободить помещение от дыма. После этого принять меры к ликвидации пожара.

В настоящее время на многих судах фонарные, малярные и шкиперские кладовые оборудуются системами парового, углекислотного и/или жидкостного /СЖБ/ тушения. Поэтому при пожаре необходимо произвести тщательную герметизацию помещения и включить противопожарную систему, предусмотренную для данного помещения. Пар, и/или углекислый газ в этом случае следует подавать до тех пор, пока пожар не будет окончательно ликвидирован.

Вхождение в помещение сверху по вертикальной плоскости, в вертикальные люки и
лазы
. Пожар без вовлечения горения нефтепродуктов и масел.
Опасность: При открывании крышки люка необходимо соблюдать осторожность, так как
внутри горящего помещения создаѐтся избыточное давление. Крышку может вырвать и
нанести травмы и увечья.
Подготавливаются два пожарных рукава, с насадками,
установленными на создание водяного щита. При необходимости крышка лаза охлаждается водой из пожарных рукавов.
Пожарники приближаются к лазу с боков в низком положении (присев), сначала открывают заглушки со стороны петель крышки, затем с противоположной стороны.
Для предотвращения резкого откидывания крышки вверх вырывающимися газами вследствие избыточного давления, образовавшегося в помещении в результате горения, используется страховочный трос.
1.
При открытии крышки соблюдать осторожность во избежание возможного удара.
Использовать водяной щит для подавления пламени из просвета люка. Крышку следует
приподнять настолько, чтобы вставить в просвет один пожарный рукав, работающий на водяной щит.
1.Рукав опускается на половину высоты лаза. Затем в просвет опускается второй пожарный рукав, до самого низа лаза.
2. Крышка открывается для вхождения пожарников в лаз. Первый пожарник спускается в лаз по трапу, при достижении им дна производит ориентировку и берет первый пожарный рукав, закрываясь водяным щитом.
3. Второй пожарник готовится к спуску. Когда его плечи возвышаются над комингсом люка, он поднимает одну руку вверх. Второй пожарный шланг пропускается через его плечо и зажимается подмышкой таким образом, чтобы водяной щит оказался за его спиной. Пожарник продолжает
спуск.
4. Достигнув дна, производит ориентировку и берет шланг руками, направив насадку перед собой. Затем присоединяется к первому пожарнику.

5. При необходимости спускается третий пожарник.
6. Двое или трое пожарников становятся вместе, и двигаются вперед. Одна насадка работает на водяной щит, а вторая на струю.
Вхождение в помещение сверху по вертикальной плоскости, в вертикальные люки и
лазы
. Пожар Класса В (горение нефтепродуктов и масел).
Опасность: При открывании крышки люка необходимо соблюдать осторожность, так как
внутри горящего помещения создаѐтся избыточное давление. Крышку может вырвать и
нанести травмы и увечья.
Подготавливаются два пожарных рукава, с насадками, установленными на создание водяного
щита и третий, с пеногенератором для подачи пены. Открытие лаза аналогично описанному в
ситуации 2.
1. При открытии крышки соблюдать осторожность во избежание возможного удара.
Использовать водяной щит для подавления пламени из просвета люка.
2. Крышку следует приподнять настолько, чтобы вставить в просвет один пожарный рукав, работающий на водяной щит. Два рукава с насадками открытыми на водяной щит опускаются по углам лаза, противоположным от петель крышки. Открывается подача пены и производится атака через водяные щиты.

3. Первый пожарник готовится к спуску. Когда его плечи возвышаются над
комингсом люка, он поднимает одну руку вверх. Второй пожарный шланг
пропускается через его плечо и зажимается подмышкой таким образом, чтобы
водяной щит оказался за его спиной. Пожарник продолжает спуск.
4. При достижении им дна производит ориентировку и берет первый пожарный
рукав, закрываясь водяным щитом.
5. Затем спускается второй пожарник, становится рядом с первым и дальше действуют, как в ситуации 2.

Тушение пожара в форпике.

 Тушение пожара с этом отсеке затруднительно по той причине, что вход в него представляет собой небольшую горловину или небольшой люк.

Допустим, что пожар в подшкиперской на платформе в фор- пике (рис. 85). Дым заполняет все верхние помещения. Из-за задымлённости невозможно установить непосредственно, где находится очаг пожара. В этом случае для защиты канатного ящика он должен быть через клюзовые трубы заполнен водой. В трюме № 1 необходимо организовать защиту таранной переборки обливанием ее водой, а форпик заполнить водой, чтобы защитить платформу а. Район очага пожара может быть обнаружен наружным осмотром и ощупыванием обшивки в районе подшкиперских. Если жар развился достаточный, то начнется пузырение краски в этом районе, что совместно с нагревом обшивки укажет на место очага пожара.

Дым можно осадить распыленной струей воды. Далее через люки, можно спустить вращающийся ствол, который должен опускаться вниз медленно. Когда ствол достигнет горящего помещения, вместе с дымом начнет выделяться пар, который укажет на попадание воды на очаг пожара, а следовательно, и на место пожара. После того как дым осажден и температура понижена, через люки вниз может спуститься ствольщик (шланговый) и один топорник. Они должны иметь спасательные концы. Когда взбросы тепла не позволяют спустить людей вниз и стволы не уменьшают пожара, тогда платформа форпика должна быть затоплена водой.

 


Рис. 85

 

Ситуация 2: Вхождение в помещение сверху по вертикальной плоскости, в вертикальные люки и лазы. Пожар без вовлечения горения нефтепродуктов и масел.
Опасность: При открывании крышки люка необходимо соблюдать осторожность, так как
внутри горящего помещения создаѐтся избыточное давление. Крышку может вырвать и
нанести травмы и увечья.
Подготавливаются два пожарных рукава, с насадками,
установленными на создание водяного щита. При необходимости
крышка лаза охлаждается водой из пожарных рукавов.
Пожарники приближаются к лазу с боков в низком положении (присев),
сначала открывают заглушки со стороны петель крышки, затем с противоположной стороны. Для предотвращения резкого откидывания крышки вверх вырывающимися газами вследствие избыточного давления, образовавшегося в помещении в результате горения, используется страховочный трос.
1. При открытии крышки соблюдать осторожность во избежание возможного удара.
Использовать водяной щит для подавления пламени из просвета люка. Крышку следует
приподнять настолько, чтобы вставить в просвет один пожарный рукав, работающий на водяной щит. Рукав опускается на половину высоты лаза. Затем в просвет опускается второй пожарный рукав, до самого низа лаза.

 

 

                            

Практическая работа №12Тушение пожаров в МКО.

Цель работы:

-Изучить особенности тушения пожаров в МКО.

 

 

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о порядке действий во время тушения пожара в машинно-котельном отделении.

 

Контрольные вопросы:

1.Изложить последовательность действий во время тушения пожара в МКО на судне.

.2.Изложить порядок действия аварийной бригады.

3.Охарактеризовать основные меры предостережения при тушении пожара в МКО на судне.

 

Теоретические сведения к Практической работе:

Пожар в Машинно-котельном отделении (М.К.О).
Причиной пожара в МКО может явиться искра при коротком замыкании, вспышка при разжигании форсунок, попадание топлива на горячие части двигателей,
самовозгорание ветоши и т. д.
Особую опасность проставляют утечка топлива из поврежденного топливного трубопровода, находящегося под давлением, неисправность самозапорных клапанов
измерительных труб топливных танков.
Разбрызгиваясь, топливо покрывает тонким слоем узлы и механизмов и машин,
трубопроводы и скапливается под настилом.
В случае возникновения искры пары топлива и масел, уже нагретые до температуры помещения или выше, мгновенно воспламеняются.
При этом пожар быстро распространяется и возможен взрыв паровоздушной смеси.

Действия:
При возникновении пожара в машинном отделении нужно в первую очередь прекратить поступление топлива к двигателям, котлам и расходным цистернам, отключить
электроэнергию от горящего помещения, остановить вентиляторы и немедленно начать борьбу с огнем стационарными и переносными средствами пожаротушения.
Небольшие возгорания ветоши, разлитого горючего, краски или другого материала ликвидируются пеной из переносных или колесных огнетушителей и распыленной водой из пожарных стволов.
При возгорании топлива под котлами, двигателями и под настилами, применяют высокократную пену из переносных пеногенераторов и передвижных колесных
огнетушителей, подаваемую воздушно-пенными стволами; распыленную воду из ручных
стволов с распылительными насадками.

Для тушения пожаров в верхних уровнях используются порошковые передвижные колесные огнетушители и распыленная вода из пожарных рукавов.
При значительном повышении температуры в МО активируется система орошения или паротушения.

Машинные отделения на современных судах защищены стационарными системами
пожаротушения, такими как установки с высокократной пеной, системы углекислотного
пожаротушения, системы паротушения. Эти системы обеспечивают объемное тушение
пожара методом полного заполнения машинных помещений.
Системы объемного пожаротушения запускаются лицом, назначенным в Расписании по тревогам по команде с Мостика в случаях, когда невозможно потушить пожар иными средствами.
Перед включением стационарных систем пожаротушения в МО необходимо:
- вывести из действия все механизмы;
- произвести герметизацию помещения и выключить вентиляцию;
- весь персонал машинного отделения покидает аварийное помещение.
О готовности к пуску стационарных систем докладывают на Мостик.
Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне стационарные системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана по указанию старшего механика

. При пожарах в МКО вследствие плотного задымления и быстрого роста температуры обычные   попытки проникнуть внутрь помещения сверху по трапам даже под прикрытием распыленных струй в большинстве случаев бывают безрезультатными. Для проникновения в эти помещения необходимо, в первую очередь, использовать входы через коридор гребного вала или с платформы. При этом необходимо иметь в виду, что если вентиляционные шахты и люки котельной или машинного отделения закрыты, то при открывании дверей дым пойдет навстречу. Поэтому предварительно необходимо открыть люки шахт или на некоторое время включить вентиляцию.

При горении в МКО топлива под настилом или котлами тушение производят пенными струями, а после тушения некоторое время выдерживают помещения закрытыми для охлаждения жидкости и металлических поверхностей в целях предотвращения повторного воспламенения.

 Сложнее тушить пожар, когда топливо вытекает из донного топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинный отсек. При этом огнем бывают охвачены все помещения машинно-котельного отделения. В таком случае прибегают, как правило, к объемному тушению газами, паром, пеной средней или высокой кратности.

При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях необходимо перекрывать все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одной емкости в другую, находящуюся в зоне пожара.

Практическая работа №13Тушение пожаров в грузовых трюмах.

Цель работы:

-Изучить особенности тушения пожаров вгрузовых трюмах  и на палубах судов при перевозке различных грузов.

 

 

Содержание отчёта:

Отчёт должен содержать сведения о порядке действий во время тушения пожара в грузовых трюмах и на палубах зазличными способами.

 

Контрольные вопросы:

1.Изложить последовательность действий во время тушения пожара в грузовом трюме на судне.

.2.Изложить порядок действия аварийной бригады.

3.Изложить порядак действий при затоплении трюма в целях тушения пожара

3.Охарактеризовать основные меры предостережения при тушении пожаров в трюмах.

 

Теоретические сведения к Практической работе:

Тушение пожара в грузовых помещениях
Тушение пожаров в грузовых трюмах представляет собой особую сложность, так как доступ к очагу пожара часто ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

При тушении пожара на сухогрузных судах принимается во внимание следующие технические особенности:
- Применение объѐмного тушения не гарантирует полной ликвидации пожара.
- Не рекомендуется открытие трюмных люков, если нет необходимости, так как это может вызвать взрыв;
- Если доступ к очагу пожара невозможен, пожар можно тушить через сделанные вырезы.
Места вырезов выбираются, ориентируясь на пузыри краски, изменение их цвета и по
нагреванию палубы или переборки.


В  отношении груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях — его характер и расположение;

В отношении состояния аварийного помещения — надежность герметизации люковых закрытий, системы трюмной вентиля­ции и заглушек палубных вентиляторов.
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в загруженных трюмах нужно учитывать следующие особенностигрузов:
большинство перевозимых на судах грузов портится от воздей­ствия воды, пены и пара. Поэтому целесообразно для тушения по­жара сначала использовать углекислый газ и другие инертные газы;


При возникновении пожара в грузовом трюме необходимо:
- прекратить грузовые операции;
- произвести полную герметизацию трюма;
- вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков;
- производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных в районе пожара и в районе трюмов, загруженных опасными грузами;
- производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром
.

В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует затопить трюм.

При этом необходимо учитывать:
- влияние принимаемой воды в трюм /отсек/ на остойчивость и запас плавучести судна;
- возможность всплытия горящего груза под палубу;
- увеличение объема /разбухание/ некоторых грузов;

 

Тактика тушения пожара определяется характером грузов.

При возгорании угля, зерна,  следует:

- в начальной стадии до последней возможности выгружать их на открытую палубу и там охлаждать распылённой водой, воду подавать из рукавов без стволов, большим расходом при низком давлении, чтобы не образовать взрывоопасную пылевоздушную смесь.

- при пожаре, охватившем весь трюм, тушить объёмным методом, в особо опасных случаях прибегать к затоплению трюма;

- при тушении угля поверхностным способом трюм усиленно вентилировать во избежание скопления метана, выделяющегося при горении угля и образующего с воздухом взрывчатую смесь.

Автомобильную и другую технику с топливом в баках на открытых палубах тушат порошками, воздушно-механической пеной средней и низкой кратности, распылённой водой, при неуспехе сбрасывают за борт.

При пожаре в грузовом помещении для перевозки этих грузов следует отделить горящую часть помещений от общего объёма огнепреграждающими шторами (при их наличии); включить системы водяных завес; водораспыления и спуска воды; помещение герметизировать и тушить пожар объёмным методом хладонами .

При пожаре в контейнере рекомендуется:

- организовать контроль за наружной температурой горящего и соседних контейнеров, их охлаждение распылённой водой;

- по грузовым документам установить характер груза, выбрать огне-

тушащее вещество, его ввести в отверстие, которое пробить в крыше или стенке контейнера;

- контейнер заполнить полностью, отверстие заткнуть, продолжать охлаждение его снаружи до полного остывания.

Если контейнер нельзя разгерметизировать (наличие опасных, ядовитых веществ и др.), его и соседние контейнеры только интенсивно охлаждают водой.

При тушении груза в трюме ходить по нему нельзя – в толще груза выгорают пустоты, в которые можно провалиться. Для хождения над грузом надо подвесить к прочным конструкциям трапы, настилы, мостики; тушащих страхуют стальными концами.

 

Тушение пожара затоплением трюма. Нередки случаи, когда единственным средством спасти корабль во время пожара является затопление трюма. Успех этого метода зависит от быстроты операции, достигнуть которой почти всегда трудно.

 

Рис. 83

 

На сухогрузном судне единственным средством заполнения трюма является затопление его через верх, т. е. проводят шланги и через пожарную магистраль начинают наполнять трюм водой. Иногда можно произвести наполнение трюма водой снизу через осушительную систему. Для этого клапаны этой системы в клапанной коробке должны быть искусственно подняты, так как осушительная система имеет в своем трубопроводе только невозвратные клапаны, для работы только на выкачку из трюма. В обоих случаях процесс заполнения идет очень медленно.

Иногда невозможно использовать метод налива сверху через грузовой люк. Например, горит нижний трюм, пожар в котором желают затушить методом затопления трюма (рис. 83). В этом случае добраться до нижнего люка невозможно без отгрузки с просветов. Даже после отгрузки вскрывать люки нежелательно, так как пожар из нижнего трюма может перейти в твиндек. Следовательно, остается подавать воду через осушительную систему или через вентиляторы.

В связи с медленным поступлением воды к очагу пожара он будет перемещаться вверх. В конце концов огонь подойдет к верху трюма и будет угрожать нижнему твиндеку посредством передачи тепла через накаленную палубу и через грузовой люк, который редко бывает закрыт водонепроницаемо, для того чтобы было можно сверху сделать водяной затвор и тем самым спасти люк и твиндек. Кроме того, груз может всплыть и вместе с очагом пожара подойти близко к палубе твиндека.

Во время затопления трюма могут появиться крены, обусловленные не только ухудшением остойчивости из-за появившихся свободных поверхностей, но и ухудшением ее вследствие намокания верхних слоев груза в большей мере, чем нижних. Кроме того, крены могут быть вызваны увеличением веса грузов от неравномерного их намокания относительно диаметральной плоскости. Появление крена вызовет движение очага пожара в сторону повышенного борта и, в конце концов, в угол, образованный бортом и палубой. В этом случае, чтобы потушить огонь, придется продолжать заливать трюм водой. Таким образом, этот процесс может длиться до тех пор, пока весь трюм и твиндек не будут залиты водой.

 


Следовательно, при таком методе тушения пожара придется принять много воды и все же едва ли будет обеспечен успех, так как пожар, вероятно, распространится в соседние трюмы через раскаленные переборки, что может случиться из-за длительности процесса тушения.

Во время стоянки в портах, когда под килем столько воды, что судно сядет на грунт раньше, чем верхняя палуба уйдет в воду, тушение пожаров затоплением трюмов практикуется часто. В таких случаях для ускорения процесса затопления даже пробивают борт. Однако при этом часто происходит заваливание судна, так как оно теряет остойчивость раньше, чем ровно и плотно сядет на грунт.

Затопление трюма будет иметь успех только, при пожаре в трюме с углем, не заполняющим его полностью. Такой пожар может быть потушен затоплением трюма. Благоприятные условия для тушения подобных пожаров этим способом существуют на однопалубных судах (рис. 84).  Рис. 84

 

 

Когда судно твиндечное и уголь твиндека составляет продолжение угля трюма, пожар едва ли будет потушен, так как он перейдет в твиндек. В этом случае придется затопить и твиндек, а для этого, вероятно, не хватит запаса плавучести. Вообще говоря, успешное тушение пожара затоплением трюма может быть осуществлено только при некоторых грузах

Особенности развития и степень опасности пожарана открытой палубе .

.Пожар на открытой палубе и в надстройке относится к категории наружных пожаров, процесс горения которых не зависит от условий газового обмена, а зависит от вида и количества горючих веществ.

Поэтому эффективность борьбы с пожаром будет зависеть от правильно организованной прямой атаки на пожар.

Высокая скорость горения и интенсивный лучистый теплообмен, наличие ветра способствует распространению пожара. Сложная планировка и узкие проходы затрудняют действия аварийной партии. Пожар в надстройке парализует управление судном, затрудняют эвакуацию людей, создают угрозу коллективным средствам спасения.

Пожар разлившихся на палубе нефтепродуктов создает угрозу распространения пожара по судну, в подпалубное пространство твиндеков и грузовые трюма.

Тушение пожаров на открытых палубах .
При тушении пожаров на открытых палубах и надстройках необходимо:
- если позволяет обстановка, развернуть судно так, чтобы огонь относило за борт;
- использовать сплошные водяные струи, сосредоточив максимальное их количество, воду подавать на очаг пожара с наветренной стороны;

- ограничивать распространение пожара водой в сторону палубных конструкций, шлюпок , инвентаря;
- предотвратить распространение пожара под грузовую палубу в трюмы и танки путем подачи в них огнетушащих веществ (СО2, N2, инертных, дымовых газов);
- включить систему водяной защиты , если она есть на судне;
- приспустить или спустить шлюпки на воду, если им угрожает пожар.
Для тушения таких пожаров очень эффективна подача воды или пены из лафетных стволов. Воду и пену подавать под наименьшим углом к палубе на переднюю кромку горящего материала. Пеной покрывать горящий материал
полностью без разрывов.


Маневрирование судном во время пожара.

Если на судне вспыхнул пожар, то оно должно быть повернуто так, чтобы уменьшить тягу воздуха в районе пожара. Следовательно, при возникновении пожара в кормовой части следует привести судно к ветру, и, наоборот если пожар вспыхнул в его носовой части,— спуститься по ветру.
Бортовая качка может быть стремительной, то уже от одной этой качки возникнут токи воздуха, усиливающие горение. Кроме того, эта качка будет расшевеливать огонь, подобно тому как мы расшевеливаем кочергой огонь в печке. Такое расшевеливание огня будет способствовать интенсивности его горения. Во время бортовой качки отдельные элементы конструкции испытывают значительные инерционные усилия. Это обстоятельство может привести к преждевременному разрушению той конструкции, которая потеряла частично прочность вследствиевоз действия тепла. Отсюда описанные действия бортовой качки при пожаре вызывают необходимость выбрать для судна такое положение, при котором его бортовая качка будет наименьшей.

При сильном искрообразовании необходимо расположить судно так, чтобы искры летели, не задевая других верхних сооружений. Иногда для освобождения от дыма приходится ложиться курсом галфвинд, хотя бы временно.

 








































































































Дата: 2019-02-19, просмотров: 629.