Модель ограниченной рациональности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


При принятии многих личных решений ЛПР может не объяснять другим и даже себе самому мотивы, логику своего выбора. Напротив, при принятии решений в организации ЛПР обязан объяснить свое очередное решение ближайшему окружению. Даже диктаторы объясняли ближайшим помощникам мотивы своих решений. Объяснения решений могут быть, логичными или основанными на эмоциях, но следует подчеркнуть, что объяснения (явно или неявно) требуются организацией. В связи с этим возникает вопрос, насколько организации превосходят индивидуальных ЛПР по обоснованности, эффективности принятия решений.
Одним из первых исследовал этот вопрос американский ученый Г. Саймон [4]. До его работ было весьма распространено представление, что организации обладают совершенной рациональностью при принятии решений: они учитывают все возможные альтернативы (варианты решений), оценивают все последствия, все полезности и вероятности исходов для каждой из альтернатив.
Г. Саймон предложил теорию «ограниченной рациональности». Он выделил четыре основных причины отклонения поведения организаций от рационального.


1. Упрощение проблем. Проблемы принятия решений столь сложны, что многие характеризующие их факторы рассматри ваются по очереди. Иначе говоря, проблемы разделяются на несколько независимых частей. Эти части проблем поручаются обычно отдельным составным частям организации для изучения и подготовки решений. В некоторых случаях структура организации отражает такое разделение проблем. При этом проблема становится более простой, но очень часто ее целостное восприятие теряется. Более того, составные части большой организации (например, министерства на государственном уровне или департаменты - на министерском) начинают предлагать и принимать несогласованные или даже противоречивые решения. Внутренние цели частей организации сталкиваются друг с другом и с целями всей организации. Например, министерство иностранных дел какой-то страны заявляет о намерении дружить с соседней страной, а министерство обороны посылает самолеты в воздушное пространство этой страны. В таких случаях организация предстает перед обществом в облике индийского многорукого бога Шивы, причем каждая из рук сама решает, как ей двигаться.


2. Удовлетворительные решения. Поиск наилучшего решения проблемы занимает много сил и времени как у руководителя, так и у членов организации. Поэтому в организациях обычно не рассматриваются принципиально разные альтернативы, а выбирается первая приемлемая альтернатива, удовлетворяющая некоторым ограничениям. Одним из первых на такое поведение организаций обратил внимание Ч. Линдблом в своей статье «Наука избежать поражения, несмотря на грубые ошибки» [5]. По его мнению, люди в организациях стараются произвести достаточно небольшие изменения существующей политики, которые позволяют адаптироваться к изменениям внешней среды. Такие изменения не только легче осуществляются, но и легче согласовываются внутри организации. Последовательность небольших изменений и является очень часто способом формирования текущей политики. Ч. Линдблом отмечает и положительные аспекты такого поведения. Привычный подход к решению проблем требует меньших усилий, более реалистичен. Однако нередко возникает эффект «штопания дыр», стремление привычными методами решать проблему, требующую нового подхода.


3. Стремление избежать неопределенности. Организациям свойственно стремление избегать решений, основанных на оценках неопределенного будущего, избегать риска. ЛПР в ор-
ганизациях предпочитают принимать решения, последствия которых становятся очевидным уже в самом недалеком будущем. Таким образом, возникает обратная связь по принимаемым решениям. Конечно, есть очевидная гарантия определенности при принятии решений на небольшой период времени. Отрицательной чертой такого поведения является пренебрежение долгосрочной стратегией, требующей существенно большего риска.


4. Репертуар привычных решений. Для организаций, так же как и для людей, иногда характерен набор типовых решений, типичных ответов на возникающие проблемы. В связи с этим поведение многих организаций при решении возникающих проблем можно предугадать. Так, при неудаче фирмы при выпуске нового продукта обычно перекладывают вину на его разработчиков, хотя часто причина состоит в недостаточном изучении потребительского спроса.
Общими причинами такого поведения организаций являются естественный консерватизм людей, существование у сотрудников организации «эффекта привыкания» к традиционным правилам и процедурам принятия решений. Организации более консервативны, чем работающие в них люди. Особо следует обратить внимание на явление эскалации решений.










Эскалация решений


Под таким названием понимают тип поведения, когда организация принимает решение, получает отрицательный результат и продолжает двигаться прежним путем, вместо того чтобы признать ошибку и поменять стратегию [6]. Существуют многочисленные примеры того, как организации (как и люди) не прекращают проводить прежнюю политику, несмотря на ее очевидные негативные последствия. Например, фирма, выпустившая на рынок продукт, получивший прохладную реакцию покупателей, вкладывает новые средства в его совершенствование, вместо того чтобы признать ошибку и перейти к разработке другого продукта.


Анализ феномена эскалации неудачных решений выявляет несколько основных причин такого поведения.


1. Желание "спасти лицо". Руководитель, принявший неудачное решение, не хочет признавать свою ошибку перед сотрудниками организации. Он готов идти на увеличение расходов в надежде, что развитие событий изменится в его пользу.
Желание «спасти лицо" особенно усиливается при мысли, что отмена неудачного решения будет воспринята окружением как признак слабости. Практика показывает, что отмена неудачного решения в конечном счете признается как мудрый поступок.


2. Инерция организаций. Организации (особенно большие) плохо чувствуют изменения в обстановке, следующей за принятием решения, и реагируют на них с большим запаздыванием.


3. Иллюзия контроля за ситуацией. Руководитель, особенно чиновник высокого уровня, часто ощущает уверенность, что ситуация находится под контролем. Такая уверенность опасна, так как притупляется чувство настороженности, стремление изучать окружающую обстановку, влияющую на последствия принимаемых решений. Как азартный игрок в казино, руководитель бросает все новые ресурсы, продолжая эскалацию неудачных решений. Подсознательно он надеется, что к нему не относятся прошлые примеры неудачных решений, надеется на счастливое стечение обстоятельств, на «авось».


4. Тактические и стратегические решения


Модель ограниченной рациональности в какой-то мере парадоксальна. Действительно, ответственность ЛПР перед членами организации требует больших усилий по выработке решений. Коллективный ум группы руководителей должен, на первый взгляд, повышать эффективность принимаемых решений. Однако этого не происходит. Проверенная многократно модель ограниченной рациональности утверждает, что организация неплохо реагирует на тактические проблемы, как бы приспосабливается к ним, но далеко не всегда она эффективна при решении проблем стратегического характера. Согласно модели ограниченной рациональности организацию можно сравнить с близоруким человеком: он видит то, что находится рядом, и не различает предметов, находящихся на расстоянии. «Удовлетворительные» решения позволяют организации приспосабливаться к изменениям окружения, удовлетворять текущие потребности. Однако весьма часто организации, как государственные, так и частные (особенно крупные), уделяют мало внимания выработке долгосрочных целей, стратегии. Стратегические цели таких организаций утрачиваются, они не видят угрозу своему существованию и теряют эффективность.


Принятие стратегических решений называют планированием.


Согласно Р. Акоффу, «планирование — это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода» [7].


В соответствии с этим определением успешные организации непрерывно заняты поиском возможных вариантов развития будущего. Они не строят абстрактные прогнозы, а ищут ответы на конкретные вопросы. Так, в случае частной фирмы они пытаются определить, какие продукты выпустят на рынок конкуренты, как могут измениться вкусы потребителей, какие возможные изменения в собственных продуктах позволят завоевать новые рынки. В случае государственной организации (министерство, ведомство) они постоянно ищут отличия между фактической деятельностью организации и той ролью, которую она должна играть в обществе, ищут как способы измерения эффективности, так и способы ее повышения.


5. Модель «игра влияний» в руководстве организации


Как модель полностью рациональных решений, так и представленная выше модель ограниченной рациональности принятия решений в организациях основаны на предположении, что существует группа людей (руководство организации), имеющая единый подход к рассматриваемой проблеме.


Существует иная модель принятия решений в организациях, в соответствии с которой результирующее решение -это итог борьбы мнений и влияний в аппарате управления [8]. Процесс принятия решений рассматривается как своеобразная игра, где интересы игроков существенно противоположны. Ясно, например, что в крупной фирме интересы отделов продаж, производства, научных исследований во многом не совпадают. Это объясняется их разными позициями в фирме по отношению к большинству рассматриваемых проблем. Отдел производства заинтересован в получении от отдела научных исследований полностью разработанных технологий. Задача отдела научных исследований состоит прежде всего в поиске и проверке новых идей. Задача отдела продаж заключается в исследовании потребительского спроса и в завоевании рынка. Руководство каждого из этих отделов во многих случаях имеет разные взгляды на стратегию развития организации. Результирующие решения как по стратегии развития фирмы, так и по текущим проблемам представляют собой как бы сумму векторов, направленных в разные стороны. Точно так же в аппарате управления любого государства интересы таких ведомств, как министерство финансов, министерство обороны, министерство иностранных дел, существенно различаются. Члены кабинета достигают согласия по тому или иному вопросу путем споров и борьбы влияний на руководителя государства. Позиция каждого игрока в этой игре определяется как установившейся позицией его ведомства, так и личными взглядами, опытом, умением добиваться своего и т. д.


В [9] описаны процедуры принятия решений, повлиявших на ход мировой истории: решения, обусловившие начало Первой и Второй мировых войн, решения президента США Д. Кеннеди, позволившие избежать Третьей мировой войны во время Карибского кризиса 1962 г. и ряд других. Детальные записи дискуссий, проходивших в правительстве при принятии весьма ответственных решений, позволяют понять, сколь различны были не только позиции участников, но и толкование ими одной и той же информации.


Другой пример: в начале 2001 г. руководство России решало вопрос о выплате долга СССР Парижскому клубу. Правительство и советник президента по экономике имели противоположные позиции по этой проблеме. В результате президент поддержал позицию советника как наиболее разумную.


Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев игра влияний осуществляется в соответствии с правилами, явными или неявными. Такие правила определяются законами, неформальными отношениями, а также национальной культурой. И, конечно, исход игры во многом зависит от личности игроков.


Как для государственных, так и для крупных частных организаций (а также для организаций смешанного типа) проблема повышения эффективности принятия решений (в первую очередь — стратегических) была и остается исключительно важной.


6. Модель обеспечения профессионального качества подготовки решений


Еще одна модель принятия решений в организациях основана на признании центральной роли качества анализа проблем и подготовки решений. Это качество определяется профессиональным уровнем руководства организации.
По мнению известного политолога Е. Дрора, «сердцевиной профессионализма в планировании политики является способность перекинуть мостики между абстрактными, историческими знаниями, с одной стороны, и конкретными политическими проблемами — с другой, с тем чтобы давать практические рекомендации, основанные на наиболее надежных данных, передовых теориях, творческом подходе, глубоком анализе и вдумчивой оценке». Е. Дрор считает, что таких профессионалов можно и нужно готовить [10].


Е. Дрор предложил модель разработки высококачественной политики, включающую следующие составляющие [11]:
• оперирование понятиями крупных стратегий и «больших начинаний»;
• творческий подход к созданию и разработке новых и лучших вариантов решений;
• понимание исторических процессов;
• анализ политики в долгосрочной перспективе;
• понимание факторов неопределенности;
• аргументация морального характера, анализ ценностей и поиск целей;
• уделение внимания имеющимся ресурсам;
• уделение внимания разрешению кризисных ситуаций.


По мнению Е.Дрора, разработка политики существенно зависит от профессионального уровня специалистов, занятых этим делом. Он считает, что эти специалисты должны обладать «обширными междисциплинарными знаниями». Е. Дрором сформулированы также основные положения по профессиональной подготовке специалистов, занимающихся стратегическими решениями.


Особые проблемы в подборе кадров возникают при создании в организациях центров стратегического планирования. Как считает Г. Саймон [12], наиболее важными умениями при выработке стратегии являются: . умение предвидеть черты неопределенного будущего;
• умение генерировать альтернативы;
• умение быстро и эффективно внедрять новые решения.


Легко заметить, что перечисленными умениями определяются противоречия в требованиях к сотрудникам центров разработки стратегии в организациях. С одной стороны, они не должны погрязнуть в решении текущих задач, чтобы направить усилия на выработку стратегических решений. С другой стороны, они должны принимать непосредственное участие не только в разработке, но и во внедрении стратегических решений, чтобы иметь влияние на ЛПР.


Итак, в соответствии с рассматриваемой моделью, высокая эффективность принятия решений должна достигаться благодаря профессиональной подготовке, постоянному совершенствованию знаний и умений сотрудников, ответственных за анализ проблем и принятие решений. Основой профессиональных качеств таких сотрудников является умение целостного рассмотрения проблемы с начала (появление, связь с положением организации во внешнем мире, с ее стратегическими целями) до конца (реализация решений, оценка последствий, оценка возможного будущего и т.д.)


7. Топографическая модель организации


Рассматривая эффективность организаций в принятии решений, можно использовать несколько моделей:
• модель совершенной рациональности, в соответствии с которой руководство организации состоит из одного ЛПР с идеальными возможностями в принятии решений;
• модель ограниченной рациональности;
• модель игры влияний;
• модель повышения качества подготовки сотрудников.


Все эти модели представляют взгляды на организацию с различных точек зрения, и все они могут существовать одновременно. По аналогии с голографическим изображением предмета, когда мы можем рассматривать его с различных сторон, множество моделей может быть названо голографической моделью [13].


Существует общее мнение, что модель совершенной рациональности организаций нереалистична. Остальные модели подчеркивают различные недостатки в деятельности организаций: отсутствие внимания к выработке стратегии, неудачные компромиссы при решении принципиальных проблем, недостаток профессионализма при подготовке решений.


Рекомендации по повышению эффективности принятия решений в организациях разнообразны. Остановимся на основных из них.


8. Государственные или частные организации: что эффективнее?


Достаточно много свидетельств того, что частные организации нередко превосходят государственные по эффективности в принятии решений. Действительно, небольшие фирмы породили изобретения, которые затем, превратившись в новые технологии, завоевали мир: копировальные аппараты, компьютеры, мобильные телефоны и т.д. Малые фирмы сильнее зависят от рынка, они способны быстро учиться, адаптироваться к желаниям потребителей. С ростом фирмы ее поведение все больше становится похоже на поведение ряда государственных учреждений, где цели организации либо плохо поставлены, либо уже забыты. Именно к крупным организациям в первую очередь относятся перечисленные выше причины неэффективных решений.

Существует мнение, что успех современной экономики определяется в равной степени существованием рынка и эффективным функционированием организаций [12]. Природа современного производства требует координации, планирования и управления, что делает необходимым существование организаций, выполняющих эти функции. Одновременно с известным стремлением людей максимизировать личную выгоду, которое особенно четко просматривается в небольших частных фирмах, существует не менее сильная личная мотивация у сотрудников организации отождествлять свои цели с ее целями и добиваться успеха всей организации. Рынок (в его наиболее простом и известном виде) мало влияет на эту мотивацию. Успехи и неудачи крупных частных и государственных организаций зависят от одинаковых факторов, среди которых важную роль играет эффективность системы подготовки и принятия решений.


Отметим, что распространенный тезис о большей эффективности малых частных компаний справедлив только при выполнении ряда условий:
• возможность создания частной фирмы без ограничений со стороны чиновников;
• небольшие налоги, не мешающие росту частной фирмы;
• существование опасности для руководителя частной фирмы разориться, стать банкротом и исчезнуть из деловой жизни;
• наличие отлаженного законодательства, соблюдение законов подавляющим большинством населения; отсутствие в больших размерах коррупции в государственном аппарате.


9. Централизация в принятии решений: попытка административной революции


Неэффективность принятия решений во многих государственных учреждениях была ясно осознана в 60-е годы в США, где громадные государственные ресурсы распределялись несколькими министерствами. Контраст при сравнении эффективности принятия решений в частных и в государственных организациях был в США особенно очевиден. Как реакцию на такие сравнения можно рассматривать приход к руководству министерства обороны США молодых и хорошо подготовленных реформаторов-технократов во главе с министром обороны Р. Макнамарой и заместителем министра Ч. Хитчем. Ситуацию, которая сложилась к моменту их прихода, Ч. Хитч охарактеризовал так [14]: «В сущности любая наша попытка объяснить железную логику связи между затратами и боевой эффективностью разбивалась вдребезги о довод: «Ничего, кроме самого лучшего для наших парней». Далее Ч. Хитч определил свою позицию в следующем виде: «... результат требует затраты ресурсов, а мы живем в мире, в котором ресурсы ограничены. Чем больше мы их тратим на достижение одной цели, тем меньше их остается для другой. Это справедливо даже для такой богатой страны, как Соединенные Штаты».


Чтобы преодолеть распыление ресурсов при принятии множества решений, не объединенных единой стратегией, были предложены и введены в ряде министерств США (а далее — в странах Западной Европы) различные системы стратегического (программно-целевого) планирования.


Наиболее глубоко проработанной системой стратегического планирования была система «Планирование — Программирование — Разработка Бюджета» (ППБ), внедренная в министерстве обороны США в 60-е годы [15].
Как пишет один из авторов этой системы Ч. Хитч, до введения системы ППБ в министерстве обороны США фактически существовала децентрализация в принятии решений. Бюджет делили между министерствами армии, флота и авиации, исходя прежде всего «из базы», т.е. с учетом предыдущих расходов. Ассигнования на новые разработки обосновывались их преимуществами перед старыми. Фактически в разных ведомствах велись параллельные разработки. Отсутствовал сопоставительный анализ расходов в рамках разных ведомств. Эксперты, обосновывающие необходимость расходов и знающие детали предложений, имели более сильные позиции, чем руководители, распределяющие средства.
Итак, согласно мнению Ч. Хитча, при принятии решений объективно существовала потребность в централизации и необходимость усиления роли стратегических оценок альтернатив по сравнению с техническими оценками экспертов.
Система ППБ обязала руководителей ведомств четко определить стратегические цели деятельности ведомства, разработать альтернативные пути достижения этих целей, сравнить их на основе критериев эффективности и стоимости, согласовать выбор с бюджетными ограничениями и представить результат в форме финансового плана.

Система ППБ включала в себя три основных элемента:
1) программные меморандумы, содержащие все обоснования принимаемых стратегических решений (программные вопросы, альтернативы и обоснования выбора);
2) специальные аналитические исследования, основанные на методе «стоимость — эффективность» и содержащие описания используемых моделей и расчетов;
3) программные и финансовые планы, представляющие собой план расходов на ближайшие четыре года (с оценкой последствий на семь лет) — преобразование программы в требуемую форму представления бюджета.


Одной из основных целей системы ППБ было увеличение централизации в принятии решений. Этой цели были подчинены все три элемента системы. От руководителей ведомств требовалось обоснование решений на сопоставимой основе: они должны были указать связь предлагаемых решений с общими стратегическими целями, привести примеры альтернативных возможностей. Общее руководство получило в свои руки средство эффективного контроля, централизация возросла. Ч. Хитч писал: «Сейчас министр обороны располагает необходимыми средствами для того, чтобы взять на себя инициативу в планировании и управлении всеми усилиями в области обороны на действительно единой основе».


Однако, несмотря на привлекательность замысла и первые успехи, система ППБ не получила широкого распространения.
Если в военных ведомствах США, Франции и других стран, где применялись подобные системы, многие цели можно было обосновать с помощью метода «стоимость - эффективность», то в других министерствах такие попытки не удались.


Система ППБ была плохо приспособлена для учета важных качественных факторов. В связи с этим А. Гус пишет об обмане населения с помощью системы ППБ, создающей иллюзию, что военные конфликты могут быть решены военно-техническими средствами без учета политических [16].


В то же время система ППБ оказала несомненное положительное воздействие на систему подготовки решений в американских организациях. Требования подробных обоснований решений, обязательного указания альтернативных вариантов и их оценки широко распространены. Так, при оценке предложений частных компаний по разработке месторождений природных ископаемых государственные службы должны при отклонении предложения дать альтернативные варианты.


10. Система «ринго»


Если недостатки систем принятия решений в организациях являются, по-видимому, общими для всех стран, то пути преодоления этих недостатков существенно зависят от национальной специфики. С этой точки зрения особый интерес представляет Япония, где исторически сложилась особая система принятия решений в организациях — система «ринго» [17].


В соответствии с традициями принятие решений в японском административном аппарате осуществляется следующим образом. Предложение изменить что-то в деятельности организации появляется впервые на среднем или нижнем уровне иерархической системы. Оно может содержать идею рядового сотрудника либо идею, подсказанную ему сверху. Сотрудник разрабатывает предложение во всех деталях по специальной форме «рингишо». В этой форме указываются: цель мероприятия, временной график его организации и проведения, необходимый бюджет, участники и т.д. Выполняя данную работу, сотрудник обязан консультироваться и проводить обсуждения с другими сотрудниками того же уровня, которым пришлось бы участвовать в реализации предложения в случае его одобрения. Разработанное предложение идет снизу вверх, проходя часто пять — шесть уровней иерархии. На каждом уровне все руководители обязаны не только ознакомиться с предложением, но и высказать свое мнение, поставив личную печать в специально отведенном месте на «рингишо». В конце концов предложение попадает на стол к руководителю административного аппарата. Именно ему принадлежит право окончательного принятия решения. Принятое решение возвращается к автору в виде приказа, требующего исполнения. Кратко укажем основные особенности системы «ринго».


1. Она является одной из самых старых бюрократических систем.
2. Бе положительной особенностью является возможность подачи предложений любым сотрудником, более того - такая инициатива всячески поощряется.
3. Положительной особенностью системы «ринго» является и возможность быстрой реализации принятого предложения, так как практически с ним знакомы уже почти все в организации.
4. Ее отрицательными особенностями являются: длительность рассмотрения предложений, поощрение консерватизма (практически для успеха предложения требуется единогласная поддержка).
5. Система ведет к «растворению» ответственности: в случае неудачи мероприятия автор не считается виновным, а ответственность несут совместно все лица, утвердившие его предложение.
6. Положительной особенностью системы «ринго» является привлечение чиновников всех уровней к управлению организацией. В случае успеха, удачного решения проблемы автор предложения получает большое вознаграждение. Неожиданные идеи оказывают влияние на сотрудников организации, стимулируют их мышление.
Следует отметить, что система «ринго» полностью противоположна западному стилю принятия решений (характерному и для России), когда руководитель с небольшим кругом помощников готовит решения и затем знакомит с ними сотрудников организации. Вероятно, такой стиль подготовки решений — сверху вниз - существенно более быстрый, чем в системе «ринго». Однако за принятием решений должно следовать его исполнение.
Преимуществом системы «ринго» является тщательность проработки решений, что существенно влияет на эффективность и точность их реализации. Следует подчеркнуть, что система «ринго» традиционна для Японии, хорошо соответствует установившейся структуре человеческих отношений.


11. Планирование выполнения решений


Проблема исполнения принятых решений в организациях имеет исключительно важное значение. Теоретически все решения, принятые руководством организации, должны выполняться ее сотрудниками. Практически точное исполнение решений руководства представляет собой самостоятельную задачу.


Типичным недостатком систем принятия решений во многих организациях является недостаточная определенность в деталях принимаемых решений. Часто принимается основное решение, а детали его исполнения поручают выработать чиновникам в течение двух — трех месяцев. Ясно, что детали нередко определяют сущность решения, причем те, кто уточняет решения, могут существенно изменить его, могут оставить лазейки для невыполнения этого решения, имея большой простор для самостоятельных решений, подменяющих основное решение. Как отмечалось выше, только в системе «ринго» выполнение решения подготавливается одновременно с его разработкой.


Отвечая на вопрос своего секретаря, почему ее решения всегда выполняются, императрица Екатерина Великая подчеркивала следующее: «Повеления мои, конечно, не исполнялись бы с точностию, если бы не были удобны к исполнению. Я разбираю обстоятельства, советуюсь, уведываю мысли просвещенной части народа и по тому заключаю, какое действие указ мой произвесть должен. И когда уже наперед я уверена в общем одобрении, тогда выпускаю я мое повеление и имею удовольствие то, что ты называешь слепым повиновением. И вот основание власти неограниченной» [18].


12. Виртуальные организации


Итак, мы представили два способа преодоления пределов ограниченной рациональности:
1) контроль сверху, установление четких целей и распределение ресурсов в соответствии с целями;
2) создание обстановки участия всех сотрудников организации в выработке целей и реализации средств для их достижения.


Еще раз подчеркнем, что разные стили управления в существенной степени определяются национальной культурой.
В последнее десятилетие появился еще один способ преодоления ограниченной рациональности: построение виртуальных организаций. Глобальная сеть Интернет обеспечивает не только связь между различными уголками земного шара; она способствует созданию организаций нового типа [2].


Еще двадцать лет назад фирма, разрабатывающая компьютерные программы, находилась в одном здании. Программисты сидели перед компьютерами в различных комнатах этого здания либо в разгороженных невысокими перегородками частях одного зала. Фирма представляла собой классический тип организации, локализованной на определенной территории.


В настоящее время руководство программистской фирмы может быть расположено на одном континенте, а программисты - на другом. Программисты из Индии, России, Японии и других стран могут, не зная друг друга, совместно создавать сложные системы программ, объединять их в единое целое, тестировать и передавать руководству фирмы.
Аналогично этому купленная в магазине банка растворимого кофе может быть продуктом виртуальной организации. Кофейные плантации могут находиться в Южной Америке, владельцы компании — в Японии, руководители сети сбыта и рекламы — в Англии и т.д.


И в том и в другом случае компьютеры через сеть Интернет следят за потоками готовых частей единого производимого товара. Именно компьютеры обнаруживают задержки в поставках, реакцию рынка на тот или иной продукт, проводят первичный анализ ситуации, подсказывают решения.


Принципиально новые торговые организации представлены электронными магазинами, когда покупатель, сидя у компьютера, выбирает товар, оплачивает его и получает прямо со склада. При этом виртуальный магазин может иметь в штате только людей, занимающихся планированием, связью со складами (по Интернету) и курьеров.
В какой степени виртуальные организации могут преодолеть пределы ограниченной рациональности, изменить правила игры влияний? Теория ограниченной рациональности остается справедливой применительно к решениям, принимаемым руководством виртуальной организации. Те же пределы человеческой системы переработки информации будут приводить к упрощению проблем, к поиску удовлетворительных решений и к использованию ограниченного репертуара решений.

Руководители организации могут также сражаться за свое видение мира. Однако виртуальные организации с точки зрения принятия решений имеют существенное преимущество: ими руководят мало людей. Исчезают промежуточные бюрократические структуры, резко уменьшаются косность и консерватизм. Руководители виртуальной организации заняты основной творческой работой: поиском новых решений, незанятых ниш на рынке, разработкой новых продуктов, изучением вкусов и желаний потребителей. При наличии небольшой группы талантливых и активных профессионалов виртуальные организации (особенно в начале своего пути) будут несравненно превосходить организации традиционного вида по эффективности принимаемых решений.


13. Управление знаниями в организациях


В последние годы много говорят и пишут о корпоративных системах управления знаниями [19]. Ставятся важные задачи объединения знаний, накопленных членами организации при решении разнообразных задач. Часто сотрудник, проработавший в организации много лет, обладает бесценным опытом, который утрачивается при его уходе. Сотрудники разных отделов организации иногда решают похожие задачи, не используя ранее накопленный опыт своих коллег.


Управление знаниями призвано устранить эти недостатки. Замысел состоит в построении общих для организации информационных систем, в объединении банков данных, в стимулировании сотрудников организации к передаче своих знаний в компьютеры, включенные в локальные сети.


При создании систем управления знаниями ставятся задачи поиска знаний в текстах и выявления знаний опытных сотрудников, систематизации знаний и их распространения. На эти задачи крупные организации США истратили в 1999 г. 2 млрд долларов.


Признается, что основные трудности при управлении знаниями связаны с необходимостью изменения привычных взаимоотношений людей в организациях. Люди, обладающие знаниями, не стремятся передавать их другим, так как это понижает их роль в организации. Предпринимаемые усилия по стимулированию сотрудников к передаче своих знаний в информационную систему далеко не всегда приводят к успеху. Поэтому меры по управлению знаниями сводятся часто к интеграции уже имеющихся банков данных.


14. Метод МИЛС (Многоуровневые Информационно-Логические Структуры)


В конце 70-х годов на основе критического анализа методов программно-целевого планирования был разработан новый метод [20], принадлежащий к методам иерархических схем.

Метод МИЛС ориентирован на оценку вариантов стратегических решений. Его основные идеи могут быть сформулированы в следующем виде.
1. Строится концептуальная модель предметной области в виде многоуровневой информационно-логической структуры.
2. Формируются полные перечни элементов каждого уровня иерархии.
3. Разрабатываются показатели и критерии оценки элементов для всех уровней иерархии.
4. Осуществляется сбор фактографических данных и экспертных оценок для каждого элемента каждого уровня иерархии.
5. Осуществляется сбор экспертных оценок по связям элементов различных уровней иерархии.
6. Строятся решающие правила на каждом уровне иерархии.
7. На основе совокупности решающих правил, требований к интенсивности связей между уровнями выбираются наилучшая или допустимая совокупность целей и наиболее подходящие совокупности средств их достижения.


Поясним основные идеи метода на примере его применения для выработки научной политики проведения исследований в области астрономии [21].
В 70-80-е годы в СССР успешно проводились астрономические исследования, которые требовали построения новых телескопов, измерительной аппаратуры. Несмотря на государственную поддержку, выделяемые ресурсы были ограничены. В связи с этим был необходим тщательный анализ вариантов научной политики с участием многих исследователей, выступавших в качестве экспертов.


Концептуальная модель предметной области может быть представлена в виде нескольких слоев объектов различного типа:
• глобальные цели проведения исследований;
• классификация конкретных проблем, решаемых в исследовательских центрах;
• перечень организаций, проводящих научные исследования;
. перечень крупных научных приборов, которые либо уже существуют, либо могут быть построены в предстоящий период. С помощью экспертов были составлены полные списки всех объектов каждого уровня. Для выработки научной политики элементы каждого уровня должны были получить оценки экспертов по критериям, определенным ЛПР. В соответствии с подходом вербального анализа решений критерии имели порядковые шкалы с несколькими вербальными оценками.

Так, для оценки конкретных проблем, решаемых в исследовательских центрах, использовались следующие критерии:
1. Фундаментальная важность проблемы (вклад результатов, полученных в рамках данной проблемы, в решение глобальных научных задач астрономии).
2. Перспективность, достижимость важных научных результатов (вероятность открытий, меняющих представление о данной области исследований, качественных скачков в понимании объектов исследований).
3. Прикладная важность (вклад результатов исследований, проводимых в рамках данной проблемы, в решение народнохозяйственных задач).
4. Возможность быстрой реализации результатов в народном хозяйстве.
5. Роль АН СССР в данной проблеме.
6. Тенденции изменения роли АН СССР в решении данной проблемы.
7. Обеспеченность проблемы кадрами.
8. Уровень организации наблюдений в рамках данной проблемы в СССР.
9. Наличие зарубежных наблюдений по проблеме.
10. Уровень теоретических исследований в СССР.
11. Уровень астрономических наблюдений в СССР.


В качестве примера приведем шкалу первого критерия: • результаты, полученные в рамках данной проблемы, вносят основной вклад в решение глобальных научных задач астрономии и во многом определяют дальнейшее развитие астрономии в целом;
• результаты, полученные в рамках данной проблемы, безусловно важны и необходимы для решения некоторых глобальных задач астрономии;
• результаты, полученные в рамках данной проблемы, будут способствовать прогрессу в решении некоторых глобальных задач астрономии;
• прогресс в решении глобальных задач астрономии не связан (не зависит) с уровнем исследований в рамках данной проблемы.
Эксперты определяли также степень связи между объектами различного уровня, используя вербальные оценки, характеризующие силу этой связи. На каждом из уровней иерархии с помощью упрощенного варианта метода многокритериальной классификации [22] строилось решающее правило оценки элементов этого уровня. ЛПР определял, какие объекты данного уровня следует учесть на данном этапе анализа. Иначе говоря, ЛПР использовал следующие средства для выбора варианта научной политики:
• отбор объектов каждого уровня иерархии;
• учет связей определенной силы для выделения обеспечивающих объектов соседнего уровня иерархии.
Когда иерархическая схема построена, метод позволяет осуществить «проходы» по многоуровневой структуре в различных направлениях:
• сверху — вниз (от заданных целей к средствам);
• снизу - вверх (от средств к возможным целям);
• от середины (от какого-либо уровня средств вверх к целям и вниз — к детальным средствам).


Например, построенная с помощью экспертов иерархическая схема была использована для получения ответа на следующие вопросы:
1) какие научные коллективы нуждаются в первоочередной поддержке?
2) какие результаты и в каких направлениях могут быть получены (с высокой степенью вероятности) при постройке телескопа?
Для ответа на эти вопросы осуществлялся «проход» снизу вверх: от уровня технических средств к уровню исследовательских коллективов, далее - к уровню научных проблем и к уровню глобальных целей.
Метод МИЛС позволил получить и сравнить разные варианты научной политики при ограниченных ресурсах. Особо следует остановиться на упрощенном варианте метода многокритериальной классификация [24] - таблицах решений.















































































































































Таблицы решений


При применении метода МИЛС ЛПР должен быстро строить решающие правила на каждом уровне иерархии и пересматривать эти правила, выбирая наилучший вариант политики при ограниченных ресурсах. В связи с этим можно применить упрощенный метод многокритериальной классификации - таблицы решений.


Рассматриваемая задача состоит в следующем:
Дано:
N — число критериев оценки альтернатив с порядковыми шкалами;
Si — число оценок на шкале i-ro критерия, упорядоченных от лучшей (первой) к худшей;
Xi ={Х1i , X2i ,...,XiSi} — множество оценок на шкале i-гo критерия;
Y=X1 ? Х2 ?...XN - декартово произведение шкал оценок, элементами которого являются векторы yj, представляющие все возможные альтернативы;
Ci (i=1,2,...,l) — упорядоченные по качеству классы решений.
Требуется: на основе информации ЛПР классифицировать все векторы yj, отнеся каждый из них к одному из классов решений.


Пусть Si = 2 (бинарные шкалы), N=3, т.е. три критерия; два класса решений. Тогда полное решающее правило можно представить в виде двух таблиц (рис. 13.1).
В таблицах на рис. 13.1 осуществлена классификация всех возможных (восьми) векторов уj. Эти векторы отнесены к одному из двух (С1 и С2) классов решений.



Рис. 13.1. Таблицы решений


Впервые таблицы решений были использованы для планирования научных исследований в наиболее простом варианте, предусматривающем непосредственное заполнение таблиц ЛПР [23]. Такой подход целесообразен при малом числе критериев, оценок на шкалах и классов решений. При увеличении размерности задачи непосредственное заполнение таблиц решений становится трудоемким. К тому же следует учесть, что при заполнении таблиц ЛПР может делать ошибки. Именно поэтому были разработаны методы многокритериальной классификации, начиная с ОРКЛАСС и кончая наиболее эффективным методом ЦИКЛ [24].


Выводы


1. Задачи принятия решений в организациях являются специальным классом задач принятия решений. Руководители организации по своему положению обязаны объяснять членам своей организации обоснования принимаемых решений. Члены организации очень часто отождествляют свои цели с целями организации, что создает сильную мотивацию при их деятельности.
2. Модель ограниченной рациональности организаций при принятии решений утверждает, что для многих (особенно крупных) организаций характерно:
• упрощение проблем;
• поиск удовлетворительных решений;
• стремление избегать неопределенности;
• использование набора привычных решений;
• эскалация решений.
3. Для успешного функционирования экономики эффективная работа организаций имеет не меньшее значение, чем рыночные отношения.
4. Можно выделить следующие подходы к повышению эффективности организаций:
• разделение тактических и стратегических решений;
• централизованное планирование;
• подготовка решений сверху - вниз, снизу - вверх, вовлечение в подготовку решений сотрудников, находящихся на различных уровнях иерархии;
• создание групп стратегического планирования из профессионалов высокого уровня;
• периодическая смена сотрудников для сохранения свежего взгляда на проблемы организации.
5. На эффективность принятия решений в организациях оказывает непосредственное влияние национальный характер и национальная культура.
6. Метод МИЛС построен в соответствии с методологией вербального анализа решений. Он позволяет вырабатывать стратегические решения, сопоставляя цели и имеющиеся ресурсы. Вспомогательным средством принятия решений являются таблицы решений.

 


Библиографический список

1. March J.G., Simon H.A. Organizations (2nd ed.). Oxford: Blackwell, 1993.

  1. Morgan G. Images of Organization. Sage: Thousand Oaks, 1996.
  2. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях. Санкт-Петербург: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  3. Simon H.A. Models of Man. New York: Wiley, 1957.
  4. Lindblom C.H. The science of mudding through // Public Administration Review. 1959. V. 19.
  5. Staw B.M. The escalation of commitment: an update and appraisal. In: Z. Shapiro (Ed.) Organization Decision Making, 1997.
  6. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Сов. радио, 1972.
  7. Allison G. Т . Essence of Decision. Boston: Little, Brown and Company, 1971.
  8. Gallhofer I.N., Saris W.E. Collective Choice Processes. Westport: Praeger, 1997.
  9. Dror Y. Public Policymaking Reexamined. New Brunswick: Transaction Publishers, 1989.
  10. Дрор И. Укрепление потенциала правительств в отношении разработки политики. Материал ООН, 1995.
  11. Simon H.A. Strategy and organizational evolution // Strategic Management Journal. 1993. V. 14.
  12. Haimes Y.Y. Risk Modelling, Assessement, and Management. New York: Wiley, 1998.
  13. Хитч Ч. Руководство обороной. М.: Сов. радио, 1968.
  14. Novick D. (Ed.) Program budgeting. Boston: Harward University Press, 1965.
  15. Hoos I.R. Systems analysis in public Policy. Berkeley: University of California Press, 1972.
  16. Ларичев О.И. Проблемы планирования научных исследований и разработок в Японии // Автоматика и телемеханика. 1974. № 11.
  17. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.: Знание, 1997.
  18. Попов Э.В. Корпоративные системы управления знаниями (обзор) // Новости искусственного интеллекта. Июль 2001.
  19. Ларичев О.И., Бойченко B.C., Минин В.А., Мошкович Е.М. Метод формирования научно-технической политики при планировании фундаментальных научных исследований // Управление исследованиями, разработками и внедрением новой техники. М.: Экономика, 1977.
  20. Научные информации, Вып. 36. Астрономический Совет АН СССР. М., 1975.
  21. Емельянов СВ., Ларичев О.И. Многокритериальные методы принятия решений. М.: Знание, 1985.
  22. Montgolfier J., Bertier P. Approche Multicritere des Problems de Decision. Paris: Edicions Hommes et Techniques, 1978.
  23. Ларичев О.И., Асанов А.А. Метод «Цикл» порядковой классификации многокритериальных альтернатив // Доклады РАН. 2000. Т. 375. № 5

Контрольное задание

Дайте определение следующих ключевых понятий:

  • Особенности проблем принятия решений в организациях
  • Теория ограниченной рациональности
  • Игровая модель принятия решений в организациях
  • Основные трудности при стратегическом планировании
  • Метод «ринго»
  • Подход централизованного планирования
  • Система ППБ, ее цели и ее критика
  • Виртуальные организации
  • Системы управления знаниями
  • Метод МИЛС
  • Таблицы решений
Лекция 3 Лекция 4 Лекция 5 Лекция 6 Лекция 7 Лекция 8 Лекция 9 Лекция 10 Лекция 11 Лекция 12 Лекция 13 Лекция 14   Лекция 14 КОНСУЛЬТАНТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И МЕТОДЫ ИХ РАБОТЫ  
  1. Всегда ли успешна работа ЛПР?
  2. Консультанты и консультативные фирмы
  3. Некоторые характерные черты деятельности консультативных фирм
  4. Примеры практических задач
  5. Роли ЛПР и консультанта
  6. Моральные критерии в деятельности ЛПР и консультанта
  7. Методы принятия решений и искусство их применения
  8. Выводы
  9. Библиографический список
  10. Контрольное задание
  1. Всегда ли успешна работа ЛПР? Возникают естественные вопросы: насколько успешны руководители в принятии решений? Нужна ли им какая-то специальная помощь, кроме сбора информации? Голландские ученые провели в 1984 г. анализ 235 внешне-политических решений, принятых правительством Нидерландов в период с 1900 г. по 1955 г. [1]. По каждому решению они имели достаточно материала, так как по закону Нидерландов все материалы: протоколы заседаний кабинета министров, служебные записки и т.д. - через 25 лет становятся открытыми для анализа. В результате было выяснено, что для большинства решений характерен упрощающий подход, ведущий к исключе­нию части важных факторов и не учитывающий неопределен­ность. Анализ показал стремление руководителей упрощать сложные ситуации и принимать решения, пользуясь простыми правилами. И именно в этот период имели место существенные неудачи во внешней политике Нидерландов. Докладывая свои результаты на международной конференции, голландские ученые подчеркнули, что они не считают свое правительство хуже правительств других стран. По их мнению, подобный анализ в других странах дал бы похожие результаты. Если обратиться к российским государственным решениям, то можно найти немало случаев, когда решение признавалось неудачным и отменялось вскоре после его принятия. Приведем лишь два примера: способ приватизации жилья в Москве в 1992 г. и решение о дополнительном налоге на водку в 1994 г. В современном мире резко возросла сложность принятия разумных решений, как деловых, так и личных. Назовем главные причины этого явления. Во-первых, увеличилось количество критериев, по которым следует оценивать качество вариантов решения. Так, наряду с прибылью и затратами на реализацию проекта (например, постройка нового завода) необходимо учитывать воздействие на окружающую среду, наличие рабочей силы, влияние на различные группы населения и т.д. Во-вторых, современные средства передвижения людей и товаров сделали мир одной общей страной. Принятое решение в одной стране часто оказывает влияние на жителей других стран, и это нельзя не учитывать. В третьих, жизнь быстро меняется. Появляются новые технические средства (например, компьютерные сети), новые технологии (например, биотехнология), новые товары и услуги, возникают новые организации. Становится все труднее предугадать будущий ход событий. В связи с этим жизнь многих, даже правильных, решений коротка, нужно постоянно что-то менять, принимая во внимание новые обстоятельства. В этом постоянно усложняющемся мире ЛПР (руководитель страны, министерства, крупной организации, маленькой фирмы) сталкивается со сложными проблемами выбора при неопределенности последствий и многих критериях оценки качества решения. Существует вполне обоснованное мнение, что возможности людей правильно управлять, принимать решения далеко не соответствуют объективным потребностям современного мира. Именно в связи с этим особое значение имеет привлечение на помощь руководителям опытных и хорошо подготовленных консультантов. 2. Консультанты и консультативные фирмы В предыдущих лекциях были представлены различные методы, подходы и сведения, относящиеся к проблемам принятия решений. Пора поговорить о тех, кто может профессионально использовать методы принятия решений. В отличие от методов физики и химии, на успех применения методов принятия решений сильно влияют квалификация, опыт и искусство пользователя. Речь идет о людях сравнительно новой профессии — консультантах по проблемам принятия решений (иногда их называют аналитиками). Чаще всего консультанты трудятся в так называемых консультативных фирмах [2]. Обычно эти фирмы невелики: 10-20 сотрудников. Под названием «консультативная фирма» сейчас можно встретить фирмы, связанные с различными видами деятельности. Поэтому следует иметь в виду, что мы будем говорить далее о фирмах, специализирующихся на задачах принятия решений и основным направлением деятельности которых является помощь ЛПР в выборе лучших вариантов решений. Под ЛПР будем понимать руководителя государственной или частной организации. Консультативные фирмы появились после Второй мировой войны в качестве ответа на объективно возникшую потребность в анализе альтернативных вариантов сложных решений. Первой из таких фирм стала знаменитая ныне «РЭНД-Корпорейшн», выполнившая в 40-х годах ряд ставших уже классическими исследований для министерства ВВС США. В настоящее время в США существуют уже десятки консультативных фирм. Наиболее известными среди них, кроме «РЭНД-Корпорейшн», являются: Decision and Design, «Гудзонский институт», «Мак-Кинси» и др. [2]. Известные консультативные фирмы сущест­вуют в западноевропейских странах, как, например, фирма SEMA во Франции. Часто консультативные фирмы имеют фи­лиалы в других странах. Консультативные фирмы производят принципиально новый вид продукции. Эта продукция имеет вид кратких отчетов, листков бумаги с идеями и предложениями; как правило, она предназначена для индивидуального заказчика. Деятельность консультативных фирм удобно сравнивать с деятельностью врача. И тут и там основой всего является правильный диагноз и верный путь лечения. Чаще всего работа консультативных фирм организуется следующим образом. В какой-то организа­ции возникает необходимость в разрешении возникшей проблемы, причем ЛПР понимает, что своих усилий недостаточно и нужен совет знающих специалистов. Консультативная фирма направляет к заказчику группу консультантов, которые изучают поставленную перед ними задачу и подготавливают предварительный отчет со своим описанием сути поставленной задачи и возможных путей ее решения. После одобрения этого отчета заказчиком консультанты приступают к работе. Их деятельность напоминает действия опытного врача, производящего осмотр больного: многочисленные интервью, изучение официальных отчетов, поиск неформальных структур и реального соотношения влияний различных лиц в организации и т.д. Свои выводы они представляют в специальном отчете, содержащем взгляд со стороны на положение дел. В чем же состоит ценность деятельности консультативных фирм? Почему к ним обращаются специалисты, прекрасно знающие свои организации, их внешнее окружение и пони­мающие суть рассматриваемых проблем? Имеются две основные причины. Первая из них заключается в том, что опытные консультанты встречаются со множеством сложных проблем и наблюдают различные пути их решения. Конечно, каждая проблема уникальна, но отдельные ее элементы могли встречаться раньше. Кроме того, частое столкновение с трудными проблемами вырабатывает ряд профессиональных навыков. Некоторым из этих навыков консультанты сами учатся у лучших руководителей, а потом уже передают всем прочим. Недаром Н. Паркинсон сравнивал консультантов с пчелами, которые, перенося пыльцу с одного цветка на другой, опыляют их [3]. Во вторых, у самих консультантов возникает ценный опыт анализа сложных проблем, определенная методология поиска решений. Эта методология может оказаться полезной при активной помощи лиц, хорошо знающих специфику конкретного исследуемого случая. В ряде случаев может принести пользу сам процесс поэтапного анализа проблемы. Так, на основе изучения административного аппарата США Р. Хилсмен пишет: «Государственные деятели и ответственные чиновники... признавая важность анализа и здравого смысла, по-видимому, не вполне понимают значение дисциплинирующего процесса более или менее научного анализа или роли теории и концепций как средств такого научного анализа» [4]. Практики склонны переоценивать роль конкретных особенностей своей проблемы. При анализе путей решения различных научно-технических, организационных и даже политических проблем выбора могут встретиться некоторые удивительно похожие моменты: выделение основных факторов, поиск альтернатив, взвешивание всех «за» и «против» и т.д. Эта похожесть влечет за собой ряд методологических правил анализа проблем и предопределяет выбор специальных методов, помогающих руководителям проводить такой анализ. Анализируя опыт решения проблем в разведывательном аппарате США, Р. Хилсмен показывает на практических примерах, что работа руководителя-практика состоит в выдвижении и проверке гипотез, в анализе и сравнении альтернатив. Он пишет: «Несомненно, теоретическая и методологическая подготовка была бы весьма полезным и, возможно, даже необходимым дополнением к умственным способностям работника, занятого проверкой подобных гипотез и, кроме того, у нас есть основания утверждать, что в ряде случаев или в некоторых областях такая подготовка может стать также условием возникновения удачной догадки». Вторая причина не менее важна. При анализе сложных проблем может оказаться особенно ценным взгляд со стороны, взгляд независимых людей, не связанных с традициями данной организации и по своему положению менее консервативных. Возможно, что правильные решения иногда возникают и у сотрудников организации, обращающейся за помощью к консультантам, но не всегда эти решения могут быть доведены до сведения руководителя. Отметим, что в административном аппарате анализ альтернатив редко выделяют как самостоятельную нагрузку. Чаще всего руководитель решает одновременно ряд многих задач. В этих условиях свежий человек, консультант может расширить его фактические возможности. Кроме того, как известно, нет пророка в своем отечестве. Многие предложения консультантов воспринимаются руководством совсем по-иному, чем идеи подчиненных. Используя приведенную выше аналогию с медициной, отметим, что часто самолечение вредно, хотя умный больной намного лучше знает свой организм, чем врач. Несомненно, что опытный врач многое извлечет из своих предыдущих удач и неудач в лечении определенных болезней. Как и врачи, консультанты ничем не застрахованы от ошибок, кроме своего опыта и интуиции. Любое умение развивается и оттачивается по мере накопления опыта. В связи с этим талантливый аналитик, попавший в консультативную фирму, может со временем стать ценным источником полезных советов. Указанных выше двух причин недостаточно для понимания успеха многих консультативных фирм. Необходимо заглянуть внутрь, понять характерные черты стиля их работы. 3. Некоторые характерные черты деятельности консультативных фирм В работе многих консультативных фирм можно заметить следующие характерные черты. 3.1. Внимание к нуждам заказчика Для руководителя важно почувствовать, что его заботы являются таковыми и для консультанта. Консультативные фирмы стремятся в ходе обследования не только установить пути решения конкретной проблемы, но и посмотреть шире: понять связь этой проблемы с нуждами заказчика, помочь заказчику найти целостный взгляд на положение вещей. Иногда из такого анализа следует, что поставленную задачу решать не надо, следует рассмотреть более общую задачу. Так, одна из французских фирм, выполняя анализ организационной структуры организации-заказчика, предложила перестроить производство и перейти на выпуск другой продукции. Так же поступает и опытный врач, который старается лечить не симптом, а основную причину заболевания. Опытные консультанты никогда не стараются заранее определить методы решения проблемы до изучения самой проблемы. Какими бы модными ни были эти методы - создание банков данных, компьютерные сети, управление по целям,— консультанты стараются установить прежде всего реальные потребности заказчика. Заметим, что точно так же опытный врач понимает уникальность каждого человеческого организма и ищет наилучшие пути его лечения. Конечно, в общем и целом это внимание к нуждам заказчика продиктовано стремлением консультативной фирмы получить хороший заказ, больше заработать. Но, несомненно, заказчик выигрывает от этого. 3.2. Конфиденциальный характер результатов работы Для того чтобы консультанты могли понять суть решаемой проблемы, им нужно многое узнать о деятельности организации, ее структуре, внутренней жизни. Естественно, что такие сведения всегда дают неохотно. Административный аппарат не заинтересован в том, чтобы всем была известна правда о реальных процедурах принятия решений. Любой организации неприятно, когда всякий желающий может прочесть о несовершенстве ее структуры, близорукости руководства и постоянных ошибках в выборе вариантов решений. Следовательно, существует вполне обоснованная защитная реакция на допуск посторонних людей к деловым тайнам жизни административного аппарата. В то же время консультанты не смогут ничего сделать без понимания сути решаемой проблемы. Существуют два возможных выхода из этого положения. Во-первых, полная конфиденциальность в проведении работы. Результаты работы для заказчика принадлежат заказчику. Большинство конкретных работ консультативных фирм оформляется в виде отчетов с грифом «Для служебного пользования», причем срок действия этого грифа определяет заказчик. Сотрудники консультативных фирм иногда публикуют статьи с изложением своих методов, но иллюстрируют их вымышленными примерами. Более того, иногда по просьбе заказчика на определенный период времени задерживается публикация новых методов решения проблем. Во-вторых, совместная работа с сотрудниками аналитического отдела самой организации. Более опытные внешние консультанты направляют работу этих сотрудников. Собственным сотрудникам легче получить необходимую информацию в виде, требуемом для тщательного анализа. Такой симбиоз часто приносит хорошие результаты. Отметим, что при этом также соблюдается конфиденциальный характер работы. 3.3. Независимость от заказчика Консультативные фирмы, имеющие авторитет и репутацию в конкретной области, обладают определенной независимостью от заказчика. Часто по условиям контракта заказчик отдельно оплачивает первый этап работы консультантов — предварительное обследование. Конечно, по финансовым соображениям консультативные фирмы заинтересованы в получении крупного антракта. Но иногда консультанты после предварительного об­следования приходят к выводу, что проблемы выбора нет и они приглашены для того, чтобы объявить единственный вариант наилучшим. В таких случаях консультант должен заявить об этом заказчику и отказаться от продолжения работ. Во многих случаях независимость консультативных фирм является кажущейся, особенно когда речь идет о крупном заказчике, на которого, в основном, работает фирма. Чаще всего в роли такого заказчика выступает государственный административный аппарат. Продолжая аналогию с медициной, следует заметить, что врач должен иметь определенную независимость от любого больного. 3.4. Высокая квалификация консультантов Непрерывная работа над повышением квалификации своих сотрудников — важная составляющая внутренней жизни многих консультационных фирм. Дело в том, что работа консультанта предъявляет особые требования не только к профессиональным знаниям консультанта, но и к чертам его личности. Очевидны трудности, связанные с необходимостью быстрого анализа ситуаций, возникающих в административном аппарате. От консультанта требуются умение налаживать отношения с людьми разного склада, он должен обладать спокойным и уравновешенным характером, уметь поддерживать беседу на различные темы, понимать заботы и опасения своих собеседников. Наряду с этим необходим особый талант - понимание сложных проблем. Ясно, что сочетание всех перечисленных качеств встречается достаточно редко. Поэтому происходит строгий отбор желающих поступить на работу в консультативную фирму. Так, в английских консультативных фирмах на постоянной работе остается один человек из тысячи претендентов [5]. Сотрудник, принятый в фирму, проходит обучение искусству консультанта. Обычно его включают в бригаду из двух-трех человек, возглавляемую опытным консультантом. Обучение происходит в ходе решения разных практических Задач. Этот способ наилучший для передачи умения, навыков. Продолжая аналогию с медициной, заметим, что без практики невозможен рост квалификации врачей. Во многих консультативных фирмах молодых сотрудников включают в две — три группы, чтобы несколько опытных сотрудников фирмы могли составить о них свое мнение. Периодически сопоставляются оценки различных людей, которые влияют на карьеру молодого сотрудника. Конечно, работа в консультативных фирмах сложнее, чем во многих других местах. Как правило, она неплохо оплачивается, но дело не только в этом. Молодые сотрудники могут получить во время своей работы консультантом богатый практический опыт, который поможет им далее сделать успешную карьеру. Лучшим и единственным свидетельством профессионального умения консультантов является успех в решении практических задач. В описании успешного роста фирмы «Мак-Кинси» есть одна интересная деталь: клиентура фирмы увеличивалась за счет того, что одни клиенты рекомендовали ее другим на основе опыта совместной работы. Следовательно, был успех, который позволял расширить рынок заказов. 3.5. Совместная работа с заказчиком Психологически понятно, почему многие люди без особого энтузиазма встречают предложения и советы, касающиеся работы, которую они выполняют. Тем более это справедливо для сотрудников административного аппарата, вынужденных работать рядом с консультантом, которого пригласил их руководитель. В то же время деловой контакт с сотрудниками аппарата крайне важен консультанту для быстрого анализа проблемы. Обычным путем решения многих проблем является организация совместной работы групп из консультантов и сотрудников административного аппарата. Результаты анализа принадлежат группе в целом. Часто сотрудники аппарата получают при этом дополнительную подготовку, повышают свою квалификацию. У них появляется стимул сотрудничать с консультантами. Такая совместная работа может иметь и побочные, негативные для фирмы последствия. У руководителей крупных организаций может возникнуть желание обучить своих сотрудников и создать свои консультативные отделы. Возникновение собственных консультантов является причиной сокращения рынка заказов для консультативных фирм. Но не во всех случаях это так. Иногда собственные консультанты являются источником заказов для подготовившей их консультативной фирмы. Можно высказать мнение, что для сотрудников консультативных фирм имеются лучшие условия приобретения опыта, чем для собственных консультантов. Опять-таки напрашивается сравнение с врачами, обслуживающими небольшое число одних и тех же больных, и врачами, имеющими богатую и разностороннюю практику. 4. Примеры практических задач В качестве иллюстрации к приведенным выше характерным особенностям деятельности консультативных фирм приведем практические примеры консультативных работ, выполненных при участии автора данной книги. Общим в этих примерах является существенное изменение взгляда на проблему и даже на саму постановку задачи после анализа, проведенного консультантом. 4.1. Планирование развития городов Расширение и перестройка любого города не должны осуществляться стихийно. Следует просчитать и оценить варианты застройки новых районов, перестройки центра, поставить пределы расширению территорий. В 80-е годы планирование развития небольших городов в СССР обычно проходило в два этапа. На первом этапе осуществлялись формирование и детальная проработка нескольких вариантов-стратегий развития города. Стратегический вариант развития представлял собой, например, застройку территорий за рекой, разделяющей город; перенос аэропорта за пределы города и застройку территорий бывшего аэропорта и т.д. Каждый такой стратегический вариант включал все площадки, которые предполагалось застроить. Число расселяемых на площадках людей определялось исходя из существующих норм застройки. На втором этапе каждый из вариантов оценивался по ряду критериев. Далее варианты сравнивались и выбирался наилучший. Разработчики проектов обратились за помощью в сравнении уже разработанных вариантов. Однако детальный анализ проблемы показал, что основная трудность для проектировщиков состояла не столько в сравнении стратегических вариантов, сколько в разработке каждого из них, в выборе наилучших площадок для застройки. Вариантов строительных площадок было много; одновременный учет достоинств и недостатков каждой площадки представлял собой весьма сложную задачу. В процессе анализа проблемы возникла идея совместить этапы формирования и выбора вариантов. Были введены критерии оценки как для каждого варианта, так и для каждой из возможных площадок застройки в рамках стратегического варианта развития города. Качество получаемых в ходе решения задачи вариантов оценивалось в общем случае по четырем критериям — социальному, экологическому, ландшафтно-композиционному и социологическому [6, 7]. Социальный критерий выражал степень удовлетворенности населения временем, затрачиваемым на дорогу до работы. Для измерения социального критерия вычислялась численность населения, не удовлетворенного временем, затрачиваемым на дорогу до работы. Экологический критерий выражал степень загрязненности воздуха над жилыми территориями. Для его измерения использовалась численность населения, расселяемого на территориях, загрязнение воздуха которых превышало предельно допустимые концентрации. Ландшафтно-композиционный критерий отражал богатство ландшафта и близость к историческому центру города. Для его измерения использовалась численность людей, проживающих среди бедного ландшафта в удаленных от центра города районах. Экономический критерий отражал затраты на реализацию варианта. Проектировщик может осуществить перечень мероприятий по улучшению оценок (площадок или вариантов) по одним критериям за счет ухудшения оценок по другим. Например, мероприятия по созданию очистных сооружений приведут к увеличению затрат (экономический критерий), но в то же время уменьшат загрязненность воздуха над застраиваемыми территориями. Ввод дополнительных автобусных маршрутов, связывающих центры площадок непосредственно с предприятиями, приводит к увеличению затрат, но уменьшает время, затрачиваемое населением на дорогу до работы. Разбивка парков и создание искусственных водоемов связаны с затратами, но улучшают значение ландшафтно-композиционного критерия. Наряду с критериями заданы ограничения: на расселение населения на различных площадках; на потребность в рабочей силе; на общую численность трудоспособного населения. Еще раз подчеркнем содержательные особенности данной задачи:
  1. каждый концептуальный вариант развития города характеризуется совокупностью площадок, которые могут быть использованы для реконструкции и нового строительства;
  2. каждая реализация варианта (альтернатива) состоит из конкретного набора площадок для реконструкции и нового строительства;
  3. каждая площадка и каждая альтернатива характеризуются оценками по приведенным выше критериям;
  4. один из критериев (ландшафтно-композиционный) имеет качественный характер.
Особенности поставленной в таком виде задачи определили новый методологический подход к ее решению. Она была представлена как задача многокритериального линейного программирования с конструируемой областью допустимых решений [6, 7]. Иначе говоря, при заданных ограничениях на ресурсы ЛПР искал наилучшее (с точки зрения многих критериев) решение в рамках каждого из стратегических вариантов, а затем сравнивал между собой несколько наилучших воплощений стратегических вариантов. Для решения задачи был использован метод STEM. В статьях [6, 7] представлены как формальное описание задачи, так и метод ее решения. Созданное программное обеспечение позволяло ЛПР сравнивать оценки по критериям, наблюдая на плане города, какие площадки «входят» в ту или иную альтернативу. 4.2. Календарное планирование работы полиграфического предприятия В больших полиграфических предприятиях существует несколько линий брошюровки и выпуска книг. План выпуска книг на конкретный период (например, месяц) обычно задан. Задача состоит в том, чтобы определить, на какой линии и в какой последовательности должна изготавливаться та или иная книга [8]. Приведем краткое описание технологии работы типографии. Изготовление книг выполняется на специальных поточ­ных линиях и рассматривается в календарном планировании как одна операция. Для работы линий изготовления книг необ­ходимо наличие нескольких видов полуфабрикатов. Так, в ча­стности, нужно, чтобы были сшиты книжные блоки, а для этого, в свою очередь, необходимо выполнение операций подборки книжного блока, а также операций приклейки и накидки ил­люстраций. Необходимо также наличие папок. Формально рассматриваемая задача может быть представ­лена как задача теории расписаний. Задачи календарного пла­нирования имеют комбинаторный характер. Обычный подход к решению таких задач состоит в построении математической мо­дели и разработке для нее оптимизационных алгоритмов. Из­вестно, что большинство задач календарного планирования яв­ляются NP-сложными [9]. Отметим, что ближе всего к рассмат­риваемой в данной работе задаче подходит модель системы не­зависимых машин с общими ресурсами. В [10] показано, что уже при одном ресурсе и трех машинах составление кратчай­шего расписания для такой системы является NP-трудной за­дачей. Это практически исключает надежду на то, что когда-нибудь удастся построить алгоритмы оптимизации для таких моделей. Кроме того, такой подход, как правило, не позволяет учесть особенности конкретного производства. После детального анализа, проведенного консультантом, был предложен совершенно иной подход. Известно, что люди, осуществляющие на практике планирование (диспетчеры), дос­таточно успешно справляются со своей задачей. Возникла идея построения дескриптивной модели, имитирующей работу дис­петчера, т.е. создание модели (программы), результаты работы 384 которой точно совпадали бы с результатами работы диспетчера при той же входной информации. В ходе работы удалось по­строить такую модель. Она показала, какие задачи по перера­ботке информации решает диспетчер. Из проведенных ранее исследований следует, что когнитив­ные операции, выполняемые человеком при принятии решений можно разделить на группы по их сложности для человеческой системы переработки информации. В частности, к сложным операциям относится сравнение многокритериальных объек­тов. Дескриптивная модель позволила выявить операции, сложные для человека. Для диспетчера были разработаны человеко-машинные про­цедуры, помогающие ему с лучшим качеством решать задачи вы­бора [8]. Сложные задачи сравнения многокритериальных объек­тов были заменены совокупностью более простых задач сравне­ния объектов, отличающихся оценками по двум критериям. 5. Роли ЛПР и консультанта Нельзя представлять дело так, что консультант, помогаю­щий в выборе наилучшего варианта решений, практически за­меняет руководителя, и роль последнего сводится к озвучива­нию чужих решений. Наоборот, консультант является не более чем помощником ЛПР. Присутствие консультанта заставляет руководителя уде­лять больше сил и времени стратегическим аспектам своей по­литики. Возникающее иногда у консультанта желание повлиять на не очень умелого руководителя является одной из опасных ошибок. Если такое желание будет обнаружено, то репутация консультанта сильно пострадает. Естественно, что в сложной проблеме выбора только руководитель несет ответственность за принятие решений. В связи с этим умный ЛПР хочет, чтобы именно его политика лежала в основе принятия решений. Роль консультанта состоит в рациональной организации процесса принятия решений: в четком выявлении предпочтений руководителя, в организации сбора и обработки информации от экспертов, в использовании «дружественных» по отношению к пользователю систем поддержки принятия решений. Короче го­воря, здесь роли должны быть четко определены. Конечно, ЛПР часто перегружен и связан многими обяза­тельствами. Однако позиция «подготовьте решение и принесите его мне» чаще всего приводит к печальным последствиям — к утрате контроля над событиями и к возникновению совокупно­сти частных, противоречивых решений, не связанных общей стратегией. Отметим самое важное. Принятие стратегических решений всегда имеет субъективный, личностный характер и всегда свя­зано с преодолением неопределенности, Иначе говоря, можно оценить последствия принимаемых решений, но точно предугадать будущее невозможно. Необходимо, чтобы интуиция руко­водителя многократно усиливалась чувством личной ответст­венности за принятое решение: «За разбитые горшки платить мне!» Личная ответственность должна подкрепляться высоким творческим потенциалом руководителя, большой работоспособ­ностью, его участием в сложном процессе поиска наилучшего решения. Существует обоснованная точка зрения, что в каждой стране должны быть квалифицированные и независимые консультативные организации [11]. Следует напомнить, что наряду со знаменитой «RAND-Корпорейшн» в США существуют десятки консультативных организаций, специализирующихся на оценке вариантов решений. Государственный аппарат и частные фир­мы дают им заказы. Среди значительных и интересных реше­ний задач, описанных в открытой литературе, упомянем орга­низацию переговоров и подготовку договора между Египтом и Израилем в Кэмп-Дэвиде [12], в которых важную роль играла консультативная фирма Decisions and design. Подведем некоторые итоги. Как в государственных, так и в частных организациях аппарат управления вместе с его руково­дителями может быть оценен по тому, насколько удачны, свое­временны и дальновидны принимаемые решения. Как правило, эти решения принимаются в условиях неопределенности, кон­фликта и противодействия. Но даже в таких условиях квали­фицированный анализ позволяет правильно предсказать и оце­нить последствия многих решений. 6. Моральные критерии в деятельности ЛПР и консультанта Итак, консультант помогает ЛПР в подготовке важных и ответственных решений. Но мир сложен и бывают проблемы принятия решений различного характера. Независимость кон­сультанта позволяет ему иметь собственную оценку того, что хочет делать, чего добивается ЛПР. Как неоднократно подчер­кивал один из лучших консультантов по принятию решений во Франции проф. Б. Руа, консультант тоже имеет право сделать свой выбор, — решить, за какую задачу следует браться. В современном мире существуют ЛПР, подготавливающие террористические акты. К сожалению, есть люди, планирую­щие и осуществляющие разбой и геноцид. В недалеком про­шлом были тираны, строившие лагеря для планомерного унич­тожения людей. Как и всякий нормальный человек, консультант должен руководствоваться моральными принципами в своей деятельно­сти. Он должен, естественно, не участвовать в деятельности, противоречащей его моральным принципам. Но и при решении обычных задач он должен помнить, что существуют моральные, этические критерии оценки альтернатив. Конечно, консультант не может ставить своей задачей перевоспитание ЛПР. Но он может и должен обращать внимание ЛПР на чисто прагматиче­ские проблемы использования моральных критериев при при­нятии решений. В самых разных странах и в разные времена люди при оценках своих поступков и поступков других людей исходили из одних и тех же нравственных принципов. Во все времена не было стран, где восхищались ворами, обманщиками и трусами. Были нюансы в тех или иных оценках, но сходство нравственных норм поразительно [13]. Для подавляющего большинства людей свойственна подсознательная вера в принципы порядоч­ности. При нарушении этих принципов люди стремятся либо оправдать свое поведение, либо переложить ответственность на других. Убийцы в своих исповедях считают ответственными за свое поведение родителей, объясняя свои поступки плохим воспитанием. Бизнесмен, укравший у общества громадные деньги, говорит, что он поступал не хуже других. Иначе говоря, люди явно или неявно оценивают свои поступки, используя определенные стандарты поведения, присущие человеческому общест­ву. Как пишет К. Льюис: «Отсюда следует, что мы вынуждены верить в подлинное существование добра и зла» [13]. Первому великому политологу Возрождения Н. Макиавелли приписывают отсутствие знания нравственных норм. Это не так. Макиавелли давал советы государям следующего характе­ра: «...благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил...» [14]. Следовательно, автор «Государя» прекрасно знал общечеловеческие нравственные нормы. Макиавелли не осуждал христианскую мораль, но он понимал, что мораль государей и христианская мораль несовместны. Казалось бы, какое отношение имеют нравственные крите­рии к реальному миру ЛПР? Как можно, преследуя собствен­ную выгоду или выгоду своего государства, использовать мо­ральные критерии? Не лучше ли просто прикрывать ими свои эгоистические решения? Но все не так просто. В последние го­ды увеличилось количество серьезных исследований по этике в принятии деловых решений [15]. Оказывается, что соблюдение нравственных критериев при принятии деловых решений мо­жет быть выгодно для организации. Фирма, которая обеспечивает высокое качество своих про­дуктов и тем самым ведет себя порядочно по отношению к покупателям, гарантирует себе со временем хорошую репутацию и новые рынки сбыта. Руководитель, применяющий моральные критерии при под­боре подчиненных, может полагаться на их вполне предсказуе­мую честность. Это позволит не провозглашать очередные ком­пании по борьбе с коррупцией. Фирма, проводящая нечестную политику по отношению к конкурентам, привлекает непорядочных сотрудников, которые дорого обходятся фирме и, в конечном счете, ведут ее к разоре­нию [15]. Фирмы, которые ориентируются только на кратковремен­ную прибыль любой ценой, в стратегическом плане проигрыва­ют [15]. Как отмечает Ю. Шрейдер [16], «Исторический опыт пока­зывает, что отказ от требований морали, в конечном счете, пагубно сказывается на реальной жизни». Конечно, жизнь сложна, и руководитель часто вынужден принимать решения, не­удовлетворительные с точки зрения нравственных критериев. Важно, чтобы он, по крайней мере, знал подлинную цену своих решений. 7. Методы принятия решений и искусство их применения Консультант входит в кабинет ЛПР и начинает первую бе­седу... О чем они говорят? Естественно, о том, что важно для ЛПР. Спектр проблем принятия решений может быть самым широким: рост недовольства в обществе, стремление провинции отделиться от центра, поведение конкурентов на рынке, дивер­сификация продуктов и т.д. Но во всех случаях разговор идет на языке, привычном и понятном для ЛПР. Как должен вести себя консультант, чтобы иметь успех, получить выгодный заказ и при этом действительно помочь ЛПР? Он должен быть опытным, умелым. Мы не можем ука­зать книгу, которая обучала бы этому искусству — искусству первичного анализа и структуризации проблемы. Это не слу­чайно: такое искусство нельзя изложить в учебниках, а в жиз­ни оно постигается на конкретных примерах (так учат в меди­цинских институтах искусству диагностики болезней). Отметим, что есть прекрасные книги по исследованию опе­раций [17], по системному подходу [18], которые дают пред­ставление о сложности первичного анализа проблем. Так же, как и начинающий врач, подражая более опытным коллегам, через ошибки и успехи консультант год за годом приобретает свое искусство. Со временем он становится экспертом. Когда этап первичного анализа проблемы пройден, кон­сультант должен показать ЛПР, что, наряду с искусством быст­рого понимания чужих трудностей, у него есть за душой что-то профессиональное. Он должен реально помочь ЛПР прийти к трудному компромиссу между противоречивыми оценками аль­тернатив по критериям и найти согласие между конфликтую­щими активными группами. Методы принятия решений, кото­рые изложены в различных главах этой книги, являются, на наш взгляд, средствами в профессиональном багаже консуль­танта, в его «ящике с инструментами». Знания методов принятия решений и систем поддержки принятия решений являются частью профессиональной подготовки консультантов. Итак, если первичный анализ проблемы, поиск идеи ее ре­шения, разумная структуризация являются искусством, то это искусство подобно искусству врача, шахматиста. Но как мы знаем, есть многочисленные книги о шахматных дебютах и окончаниях, есть медицинские учебники и научные моногра­фии. Иначе говоря, есть способ передачи определенной части знания. И книги по принятию решений, в том числе данная книга, служат той же цели: они предлагают методы, приемы, которыми может пользоваться консультант. Выводы Одной из новых профессий, появившихся в последние десятилетия, является профессия консультанта по принятию решений. Объективная потребность в таких специалистах определяется: а) сложностью задач выбора; б) загруженностью ЛПР; в) необходимостью использовать методы принятия решений, помогающие заострить интуицию ЛПР, объединить политику ЛПР и знания экспертов.
  1. Во многих странах мира существуют консультативные фирмы по проблемам принятия решений. При высоком профессиональном уровне работы для таких фирм характерно внимание к нуждам заказчика, конфиденциальный характер результатов работы; независимость от заказчика; совместный с заказчиком анализ сложных проблем. Разумный, опытный и успешный консультант способен оказать ЛПР существенную помощь.
  2. Исключительно важными являются моральные критерии оценки решений ЛПР, как и моральные критерии, определяющие те задачи, в решении которых считает возможным принять участие консультант.
Библиографический список
  1. Saris W., Gallofer I. Formulation of real life decisions: a study of foreign policy decisions// K. Borcherding et al. (Eds.) Research perspectives on Decision Making under Uncertainty. North-Holland, Amsterdam; 1983.
  2. Диксон П. Фабрики мысли. М.: Прогресс, 1976.
  3. Паркинсон С.Н. Закон Паркинсона и другие памфлеты. М.: Прогресс, 1976.
  4. Хилсмен Р. Стратегическая разведка и политические решения. М.: ИЛ, 1957.
  5. Лузин А.Е., Озира В.Ю. Консультативные фирмы капиталистических стран по управлению. М.: Экономика, 1975.
  6. Ларичев О.И., Павлова Л.И., Осипова Е.А. Многокритериальные задачи с конструируемыми вариантами решений при ограниченных ресурсах // Проблемы и методы принятия уникальных и повторяющихся решений: Сб. тр. ВНИИСИ / Под ред. С.В.Емельянова, О.И.Ларичева. М., 1990. № 10.
  7. Осипова Е.А. Проблема формирования вариантов развития городов // Человеко-машинные процедуры принятия решений: Сб. тр. ВНИИСИ / Под ред. С.В.Емельянова, О.И.Ларичева. М., 1988. № 11.
  8. Булгак А.С. Дескриптивная модель работы диспетчера полиграфического предприятия// Системы и методы поддержки принятия решений: Сб. тр. ВНИИСИ / Под ред. С.В.Емельянова, О.И.Ларичева. М., 1986. № 12.
  9. Гэри М., Джонсон Д. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи. М.: Мир, 1982.
  10. Булгак А.С., Вайнштейн А.Д. Задача календарного планирования для системы независимых машин с общим ресурсом// Электронная техника. Сер. 9. 1985. №2 (55).
  11. Дрор И. Укрепление потенциала правительств в отношении разработки политики. Секретариат ООН. Июль 1995.
  12. Raiffa H. The Art and Science of Negotiation. Cambridge: Harvard University Press, 1982.
  13. Льюис K.C. Просто христианство. М.: Гендальф, 1994.
  14. Макиавелли Н. Государь. СПб: Лениздат, 1993.
  15. Messick D.M., Tenbrunsel A.E. (Eds.) Codes of Conduct. N. Y. Russell Sage Foundation, 1996.
  16. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.: Мирос, 1994.
  17. Райветт П., Акофф Р. Л. Исследование операций. М.: Мир, 1966.
  18. Checkland P.B. Systems Thinking, Systems Practice. N. Y.: Wiley, 1981.
Контрольное задание Дайте определения следующих ключевых понятий:
  • Консультативные организации
  • Научный анализ и здравый смысл
  • Характер деятельности консультативных фирм
  • Требования к консультантам
  • Роли ЛПР и консультанта
  • Моральные критерии оценки вариантов решений

 

 
































Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.