1. Антимонопольный контроль экономической концентрации на товарных рынках
Одним из основных направлений осуществления государственной антимонопольной политики является проведение государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который включает предварительный антимонопольный контроль (порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа) и последующий антимонопольный контроль (последующее уведомление федерального антимонопольного органа о совершенной сделке или событии). Объекты такого контроля на товарных и финансовых рынках можно дифференцировать следующим образом:
а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих субъектов (в т.ч. финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц в органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов);
б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.
Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо получить в случае слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (п. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
В Федеральном законе "О защите конкуренции" установлены основания и количественные критерии применения процедур предварительного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, отличающиеся от прежних законов о конкуренции. Исходя из положений, определенных в ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции", предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо в следующих случаях.
1) при слиянии и присоединении коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов;
3) при слиянии финансовых организаций или присоединении финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
3. В некоторых случаях создания коммерческой организации при оплате ее уставного капитала акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации (в т.ч. финансовой организации).
4. При совершении некоторых сделок: а) по приобретению лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале акционерного общества или долей в уставном капитале другого хозяйственного общества; б) по получению в собственность, пользование или владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество; в) по приобретению лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения, прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа; г) по приобретению лицом (группой лиц) активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, в случае если размер уставного капитала финансовой организации, активы которой приобретаются, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен:
1) коммерческой организацией о ее создании в результате слияния коммерческих организаций (за исключением слияния финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;
2) коммерческой организацией о присоединении к ней другой коммерческой организации (за исключением присоединения финансовой организации), если суммарная стоимость активов указанных организаций по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;
3) финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если стоимость ее активов по последнему балансу не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;
4) финансовой организацией о присоединении к ней другой финансовой организации, если стоимость активов по последнему балансу созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате присоединения кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;
5) лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество (за исключением акций (долей) и (или) активов финансовых организаций), об осуществлении сделок, иных действий, указанных в статье 28 настоящего Федерального закона, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц (группы лиц) за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает двести миллионов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает тридцать миллионов рублей либо если одно из таких лиц включено в реестр, - не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.
Необходимым средством государственного антимонопольного регулирования является система мер репрессивного воздействия за нарушение антимонопольного законодательства (глава 8 нового закона). За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйствующие субъекты (в т.ч. финансовые организации) (их руководители), граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 37 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
2. Осуществление антимонопольного контроля за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием хозяйствующих субъектов
Предпринимательские объединения как одна из разновидностей экономической концентрации будут объектом антимонопольного контроля. Закон о конкуренции возлагает на антимонопольные органы осуществление государственного контроля за образованием и деятельностью различных видов предпринимательских объединений: картелей, ассоциаций (союзов), холдингов, финансово-промышленных групп и пр.. Отметим, что антимонопольный контроль не имеет целью запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции и возникновения монопольных структур. Исходя из ϶ᴛᴏй цели определяются объекты, критерии, характер государственного контроля концентрации субъектов предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Действующее законодательство предусматривает касательно предмета настоящего исследования контроль антимонопольных органов при:
а) создании и реорганизации (слиянии и присоединении) объединений (союзов или ассоциаций) (ст.17 Закона о конкуренции);
б) создании холдинговых компаний (п.2.2 - 2.4 Временного Стоит сказать - положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества)*(294);
в) создании финансово-промышленных групп (ст.5 Закона о ФПГ, ст.17 Закона о конкуренции);
г) приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций (ст.18 Закона о конкуренции);
д) получении в собственность или пользование основных производственных средств и нематериальных хозяйственных обществ (ст.18 Закона о конкуренции);
е) получении прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (ст.18 Закона о конкуренции);
ж) избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров двух и более хозяйствующих субъектов (ст.18 Закона о конкуренции);
з) заключении антимонопольных соглашений (осуществлении хозяйствующими субъектами согласованных действий п.1-3 ст.6 Закона о конкуренции), результатом кᴏᴛᴏᴩых может быть образование объединений картельного типа.
Антимонопольный контроль осуществляется также за координацией предпринимательской деятельности объединениями коммерческих организаций, хозяйственными обществами и товариществами (п.4 ст.6 Закона о конкуренции).
Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного и последующего. Предварительный контроль осуществляется до создания, реорганизации, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст.17 и 18 Закона о конкуренции. Наличие согласия антимонопольного органа будет в ϶ᴛᴏм случае необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий. Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершившихся фактах. Уведомление должно быть направлено в 15 дневный срок с момента совершения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих действий, например, избрания лица в совет директоров.
В случае если антимонопольный орган придет к выводу, что действия, о совершении кᴏᴛᴏᴩых было получено уведомление, ведут к ограничению конкуренции вследствие увеличения экономической концентрации, антимонопольный орган вправе принимать меры, предусмотренные Законом о конкуренции, для снижения концентрации, обеспечивая тем самым необходимые условия конкуренции. Следовательно, в отличие от предварительного контроля, при проведении последующего контроля в случае установления антиконкурентных последствий экономической концентрации антимонопольные органы принимают решения, направленные на устранение отрицательных последствий для конкуренции уже совершенных действий.
Кроме предварительного и последующего контроля, Закон о конкуренции предусматривает и третий вид контроля. Этот вид контроля выражается в праве (но не обязанности) хозяйствующих субъектов до совершения действий, для кᴏᴛᴏᴩых Законом предусматривается не предварительный, а последующий контроль запросить согласие антимонопольных органов на совершение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих сделок и иных юридически значимых действий. При получении таких ходатайств антимонопольные органы рассматривают их в порядке, установленном для проведения предварительного контроля.
Критериями определения субъектов, в отношении кᴏᴛᴏᴩых осуществляется последующий или предварительный контроль, будут: сумма активов по балансу приобретателя акций и эмитента или организаций, участвующих в реорганизации, являющихся сторонами по договору; наличие одного из данных лиц в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов. В сравнении с предварительным последующий контроль установлен для хозяйствующих субъектов, обладающих меньшими размерами активов. Поскольку деятельность некрупных коммерческих организаций не влияет на ограничение конкуренции, а напротив, способствует ее развитию, законодательство устанавливает обязанность организаций направлять уведомления о приобретении ими акций, основных средств или совершении иных действий, подпадающих под сферу антимонопольного правового регулирования, только если суммарная стоимость активов по балансу участников ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего действия (сделки) превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Процедура антимонопольного контроля помимо Закона о конкуренции детально регламентируется Стоит сказать - положением о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(295). Этим Стоит сказать - положением разграничены полномочия по осуществлению государственного контроля за экономической интеграцией межу Министерством по антимонопольной политике и его территориальными управлениями*(296). Уместно отметить, что определение компетенции ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих антимонопольных органов осуществляется в зависимости от основания антимонопольного контроля, суммы активов по балансу участвующих в сделке (в совершении других действий) коммерческих организаций, государственной принадлежности (резидент, нерезидент), месторасположения данных лиц, присутствия в сделке или ином действии, подвергающихся антимонопольному контролю лиц, находящихся в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов (п.6 Стоит сказать - положения).
К ходатайству, подаваемому в антимонопольный орган прикладываются необходимые документы и информация, подлежащие рассмотрению в 30 дневный срок со дня получения, кᴏᴛᴏᴩый не может быть увеличен не более чем на 15 дней. В результате рассмотрения ходатайства антимонопольный орган вправе его удовлетворить или отклонить. В удовлетворении ходатайства может быть отказано, если совершение заявленных в нем действий или сделки может привести к возникновению или усилению доминирующего ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции, а также при недостоверности информации, содержащейся в представленных в антимонопольный орган документах. Для рассмотрения вопроса по существу антимонопольный орган проводит комплексный экономический анализ конкурентной среды на товарных рынках, субъектами кᴏᴛᴏᴩого будут участники концентрации*(297).
В процессе проведения экономического анализа антимонопольный орган исследует горизонтальные, вертикальные и системные аспекты концентрации. Стоит сказать, что каждый из данных видов экономической концентрации способен при определенных условиях привести к отрицательным последствиям для конкуренции, однако наибольшую опасность для нее представляет горизонтальная концентрация. Горизонтальная концентрация характеризуется тем, что ее участники поставляют на рынок аналогичные или взаимозаменяемые товары. Горизонтальная концентрация может привести к увеличению рыночной доли отдельных хозяйствующих субъектов вследствие устранения конкуренции между участниками концентрации, т.е. к созданию такой структуры рынка, кᴏᴛᴏᴩая создает условия для участников концентрации препятствовать поддержанию реальной или потенциальной конкуренции. При вертикальной концентрации одни участники концентрации по отношению к другим будут покупателями (заказчиками). В ϶ᴛᴏм случае антимонопольный орган в первую очередь оценивает риск ухода с рынка конкурентов участников концентрации. Создать или усилить доминирующее положение вновь возникающего хозяйствующего субъекта на рынке может совокупность таких факторов, как значительная рыночная доля и конкурентные преимущества, полученные от интеграции.
В российском законодательстве содержится положение, согласно кᴏᴛᴏᴩому антимонопольный орган может удовлетворить ходатайство на совершение действий, если они ведут к ограничению конкуренции, при условии выполнения заявителем требований, направленных на обеспечение конкуренции. В заключении антимонопольного органа в ϶ᴛᴏм случае должно быть указано обоснование выставления, содержание требований, сроки их исполнения. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня требований, направленных на обеспечение конкуренции, при ϶ᴛᴏм классифицирует их на структурные и поведенческие требования. Структурные требования в преломлении к предмету рассмотрения могут заключаться в изменении плана реорганизации объединения (ассоциации, союза) плана приобретения акций (долей) с правом голоса, получения основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих прав, направленных на ограничение конкуренции. Поведенческие требования выражаются в обязывании хозяйствующего субъекта выполнять определенные действия или отказываться от их совершения.
3. Антимонопольный контроль приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций
Под приобретением акций (долей) хозяйственных обществ Закон о защите конкуренции понимает не только покупку, но и получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, а также других сделок или по иным основаниям (ч. 16 ст. 4 Закона). Определяя долю участия применительно к акционерным обществам, законодатель устанавливает процент от голосующих акций, т.е. от совокупности обыкновенных и привилегированных акций, владельцы которых в соответствии с Законом об АО получают право голоса (п. 5 ст. 32 Закона).
Следует отметить две существенные новации, которые ввел Закон о защите конкуренции, вступивший в силу 26 октября 2006 г.
Во-первых, в Законе осуществляется раздельное регулирование приобретения акций акционерного общества и долей участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Такая позиция законодателя определяется правильным пониманием, что в акционерном обществе, как наивысшей форме объединения капиталов, контроль за концентрацией должен быть более жестким, чем в обществе с ограниченной ответственностью. Согласно Закону о защите конкуренции контроль за приобретением голосующих акций акционерного общества осуществляется, начиная с получения приобретателем (группой лиц) права распоряжаться более чем 25% указанных акций. В отношении общества с ограниченной ответственностью нижняя граница в его уставном капитале, влекущая применение мер антимонопольного контроля, установлена в размере одной трети уставного капитала.
Во-вторых, Закон о защите конкуренции впервые установил определенные "пороговые" значения владения акциями (долями) в уставном капитале хозяйственного общества, при достижении которых сделка по приобретению голосующих акций (долей участия) должна быть подвергнута антимонопольному контролю. Для акционерного общества такие "пороговые" значения установлены в размере - 25, 50, 75% голосующих акций общества; для общества с ограниченной ответственностью - в размере 1/3, 50%, 2/3 уставного капитала общества. Приобретение более 75% голосующих акций или уставного капитала хозяйственного общества законодатель рассматривает как полный контроль и поэтому не предусматривает последующего согласования при увеличении у приобретателя процента акций (долей) свыше 75. Таким образом, приобретение акций (долей участия) в размере от "блокирующего" до "контрольного" пакета не требует согласования с антимонопольными органами, так же как переход на "единую акцию" при наличии 75% участия в уставном капитале хозяйственного общества.
Процедура осуществления хозяйствующим субъектом действий в рамках государственного регулирования экономической концентрации, включая перечень лиц, представляющих ходатайства и уведомления, сроки их предоставления, документы и сведения об участвующих в сделках (действиях) лицах, установлены в самом Законе о защите конкуренции. Утверждает форму предоставления предусмотренных Законом сведений федеральный антимонопольный орган (ст. 32 Закона о защите конкуренции).
одатайство, подаваемое при предварительном контроле, подлежит рассмотрению в течение 30 дней с даты получения.
По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает одно из нижеперечисленных решений:
- об удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкуренции;
- о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения не более чем на два месяца;
- о продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создание коммерческой организации в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными лицами, участвующими в таком слиянии, присоединении или создании, антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства, и определении срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Примерный перечень условий (требований) к заявителю, после выполнения которых он может подать повторно документы в антимонопольные органы, предусмотрен ч. 5 ст. 33 Закона о защите конкуренции ;
В доктрине подобные требования антимонопольных органов получили наименование структурных.
- об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки (иного действия) и одновременной выдаче заявителю предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления им заявленных в ходатайстве сделок, иных действий ;
Эти требования антимонопольных органов в доктрине именуются поведенческими.
- об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя, а также доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия, и если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
Решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок, иных действий прекращает свое действие, если такие сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия этого решения.
При последующем уведомлении антимонопольного органа о совершенных сделках (иных действиях) антимонопольный орган может выдать предписание на осуществление действий, направленных на обеспечение конкуренции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 310.