Методы государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Актуальность вопроса эффективного государственного регулирования естественных монополий является очень важным, т.к. естественные монополии осуществляют реализацию социально-значимых, незаменимых товаров и услуг, спрос на производимые субъектами естественных монополий товары и услуги является эластичным, т.е. спрос в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

 

Государственное регулирование - это комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. 13

 

Государственное регулирование естественных монополий в России базируется на двух основных законах - это ФЗ от 17.08.1995 ФЗ-147 «О естественных монополиях» и ФЗ от 26.07.2006 ФЗ-135 «О защите конкуренции».

 

Государство, являясь особым субъектом, упорядочивающим всю экономическую систему, должно осуществлять регулирование таким образом, чтобы был достигнут баланс между социально-справедливой ценой для конечных потребителей и нормальной прибылью для субъектов естественных монополий.

 

Система органов власти в Российской Федерации, прежде всего, определяется ее федеративной структурой, а так же системой разделения властей, закрепленной в ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с указанной нормой государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть.

 

Система федеральных органов исполнительной власти определена указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

 

Федеральные органы исполнительной власти создаются в форме федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство РФ.

 

Среди федеральных органов исполнительной власти полномочия по государственному регулированию, а так же контролю и надзору за субъектами естественных монополий осуществляют два органа: в рамках антимонопольного регулирования и контроля - Федеральная антимонопольная служба, в отношении ценового регулирования и контроля - Федеральная служба по тарифам.

 

В соответствии с ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», государственное регулирование естественных монополий, в настоящее время осуществляется двумя методами:14

 

1) ценовое регулирование - метод установления (определения) цен (тарифов) или их предельного уровня;

 

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.15

 

Так же ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

 

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г., подотчетно в своей деятельности Правительству Российской Федерации, имеет свои территориальные органы в субъектах РФ.

 

Федеральная антимонопольная служба РФ имеет территориальные управления в каждом субъекте Российской Федерации. Территориальное подразделение ФАС России являются федеральными органами исполнительной власти , финансируются из федерального бюджета и вертикально подчинены ФАС России.

 

Федеральная служба по тарифам Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроля за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а так же федеральным органам власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.16

 

Следует отметить, что существуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль за деятельностью субъектов естественной монополии – орган, созданный по решению губернатора субъекта РФ, в каждом субъекте свой орган, который имеет различные названия. Основное различие данного органа от территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти на уровне регионов заключается в том, что они финансируется за счет бюджета субъекта Российской Федерации и подотчетны в своей деятельности перед высшим исполнительным органом субъекта РФ. Однако в своей деятельности они тесно координируют и взаимодействуют с органами федеральной исполнительной власти, регулирующими деятельность естественных монополий.

 

Например, в Республике Бурятия, орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, является Региональная служба по тарифам Республики Бурятия.

 

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои функции по государственному регулированию и контролю деятельности естественных монополий на основании Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий»

 

Органы регулирования субъектов РФ осуществляют государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий в сферах: передачи электрической и тепловой энергии по региональным сетям, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры. Остальные сферы деятельности , указанные в ст. 4 ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в части государственного регулирования и контроля отнесены к компетенции Федеральной службы по тарифам России.

 

Перечень регулируемых видов деятельности субъектов естественных монополий постоянно пересматривается и корректируется со стороны государства.

 

На данный момент, основной перечень естественно-монопольных сфер экономики России, который после неоднократных поправок, выглядит следующим образом: 17

 

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

 

- транспортировка газа по трубопроводам;

 

- железнодорожные перевозки;

 

- услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

 

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

 

- услуги по передаче электрической энергии;

 

-услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

 

- услуги по передаче тепловой энергии;

 

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

 

- захоронение радиоактивных отходов;

 

-водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

 

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории северного морского пути.

 

Однако, в ст. 4 п. 3 ФЗ №147-ФЗ «О естественных монополиях» говорится о не допущении сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных выше, из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

 

Система органов власти Российской Федерации построена таким образом, что органы государственной власти (федеральной или субъектов РФ) создаются и функционируют на двух уровнях. Ниже уровня субъектов РФ создаются и функционируют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления создаются на уровне городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов.18

 

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством о естественных монополиях не имеют непосредственных полномочий по контролю и государственному регулированию естественных монополий.

 

На практике их возможность, определенная в части первой ст. 2 ФЗ №147-ФЗ «О естественных монополиях», участия в отношениях, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации, сводится лишь к возможности обращения в соответствующие органы (ФАС России и ее территориальные органы, ФСТ РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов) с информацией о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Что касается, перечня товаров (услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы), которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством РФ.19

 

Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за:20

 

- любыми сделками, в результате, которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулировании в соответствии с ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» , если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

 

- инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

 

- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественных монополий, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

 

- установлением и (или) применением цен и тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий;

 

- соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

 

Субъекты естественных монополий, для совершения указанных выше действий, обязаны представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию для принятия решения, не позднее 30 дней со дня получения ходатайства орган регулирования естественной монополии сообщает в письменной форме о своем решении - отказе или согласии.

 

Субъект естественной монополии – это хозяйствующий субъект, занятый производством и (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

 

Основные обязанности субъектов естественной монополии, в отношении, которых ведется государственное регулирование:

 

1) не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

 

2) обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии: текущие отчеты о своей деятельности, проекты планов капитальных вложений;

 

3) обязаны предоставлять доступ на товарные рынки или производить товары и услуги на не дискриминационных условиях.

 

4) обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности;

 

5) в целях обеспечения прозрачности своей деятельности, открытости регулирования деятельности и защиты интересов потребителей обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности в средствах массовой информации и в сети интернет, а так же предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

 

Для осуществления государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий проводится организация и проведение проверок соблюдения субъектами естественных монополий в процессе осуществления своей деятельности требований установленных нормативно-правовыми актами, регулирующие сферу естественных монополий, в том числе требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов). А так же соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

 

И так основные методы государственного регулирования естественных монополи в России – это ценово метод (установление цен и тариов) и антимонопольны методЫ (определение потребителе, подлежащих обязательному обслуживанию и установление минимального уровня обеспечения потребителе в случае невозможности удовлетворения их потребносте в полном объеме). СТ России наделен полномочиями по применению ценового метода, в свою очередь АС России наделен полномочиями по использованию антимонопольных методов.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 234.