Основаниями (критериями) выделения отрасли как самостоятельной единицы нормативно-правового регулирования общественных отношений в общей системе права, по мнению большинства теоретиков права, является наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования соответствующей отрасли. При этом, помимо основных (гражданского, административного, уголовного), обосновывается и существование комплексных отраслей права, которые, в отличие от основных, имеют относительно самостоятельный предмет правового регулирования, заимствуют методы и принципы правового регулирования смежных-самостоятельных отраслей права.160 К числу комплексных отраслей права относится и антимонопольное право.
Сторонники необходимости принятия предпринимательского кодекса отмечают неурегулированность вертикальных- публично-правовых отношений в рамках ГК РФ, и говорят о необходимости урегулирования публичных правоотношений специальным комплексным нормативно-правовым актом - предпринимательским кодексом. Однако в данной ситуации можно столкнуться с неизбежными противоречиями и коллизиями гражданского и предпринимательского кодексов, а отсутствие закона о силе и порядке применения нормативно-правовых актов делает такую ситуацию тупиковой.
В то же время, как справедливо заметил Еременко В.И., в ГК РФ «закреплена по сути дела лишь одна общая норма о недопущении использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В отличие от конституционных норм, в ГК РФ отсутствует норма о необходимости пресечения недобросовестной конкуренции»161. Кроме того, норма ст. 10ГКРФ, по мнению ряда ученых162, не должна применяться к конкурентным отношениям.
Таким образом, основная роль в реализации конституционных принципов поддержки конкуренции, ограничения монополистической деятельности и пресечения недобросовестной конкуренции, закрепленных в ст. 34 Конституции РФ, отводится специальному антимонопольному законодательству. В основе антимонопольного законодательства лежат такие законодательные акты, как Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»163, Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»164, Закон «О естественных монополиях»165, а также подзаконные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с вышеназванными законами. Перечисленные выше законы носят комплексный характер, что обеспечивает оптимальное сочетание частных и публичных интересов в правовом регулировании конкурентно-монополистических отношений.
Кроме того, в системе источников антимонопольного права следует выделить, помимо актов, непосредственно регулирующих конкурентные отношения, также акты, содержащие нормы конкурентной и антимонопольной направленности166.
о соотношении источников антимонопольного права между собой, следует согласиться с мнением Еременко В.И., что действие норм любых федеральных законов, а также нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, имеющих целью пресечение недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, исключается, если они противоречат не только Конституции РФ, но также и Закону «О конкуренции и ограничении иной деятельности на товарных рынках».
Однако в случае противоречия антимонопольного закона ГК РФ должен применяться последний до тех пор, пока публичные отношения не будут вынесены за сферу гражданско-правового регулирования или пока не будет исключен абз.2. ст. 10 ГК РФ.
Таким образом, под антимонопольным или конкурентным правом167 следует понимать комплексную отрасль права, регулирующую общественные отношения в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Предметом правового регулирования, т.е. тем, на что направлено правовое регулирование конкурентного права, таким образом, являются общественные отношения, возникающие по поводу:
• защиты участников гражданского оборота от монополистической деятельности на товарных рынках и рынке финансовых услуг;
• защиты от недобросовестных конкурентных действий со стороны субъектов антимонопольного права на товарных рынках и рынке финансовых услуг;
• ценообразования и деятельности субъектов естественных монополий и др.
Под методом правового регулирования следует понимать систему специфических средств, способов, приемов и форм выражения правотворческой воли в различных структурных элементах правовых норм в зависимости от сферы, рода, вида и иных особенностей организуемых жизненных отношений.168
Антимонопольное право заимствует методы правового регулирования, главным образом публичных отраслей права, например, императивный метод властных предписаний, содержащий в себе преимущественно нормы-запреты. Но так как конкурентное право является комплексной отраслью права, то, соответственно, используется и диспозитивный метод правового регулирования, дающий субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 337.