Тема 5. Антимонопольное законодательство России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Создание и развитие антимонопольного законодательства в Российс­кой Федерации

 

Первым упоминанием в законодательстве России, направленным на регулирование деятельности крупных экономических субъектов, можно считать «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (1845 года) принятое царствование Николая I. Царский указ предусматривал уголовное наказание за «стачки» - то есть за картельные сговоры. Согласно статье 1615 за это предусматривались весьма серьезные наказания.

С распадом в 1991 году Советского Союза и происходящими коренными преобразованиями в сторону рыночной экономики в руках граждан оказывается частная собственность, возможность осуществления коммерческой деятельности. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за существенных преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы, взаимоотношения между экономическими субъектами. Таким образом, в 1991 году в силу вступает Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – положивший начало становлению антимонопольного регулирования в России. Закон предусматривал относительно мягкие санкции по большинству нарушений, при этом предпочтение отдавалось предписаниям о запрещении продолжения противоправной деятельности и возвращению незаконно полученного дохода, а не прямым штрафным санкциям и наказанию физических лиц. Это соответствовало ожиданиям, сводившимся к тому, что наихудшие потенциальные проблемы могут решаться при помощи системы регулирования, а также отражало справедливую озабоченность по поводу полной неосведомленности в понятиях Закона о конкуренции и желание обеспечить осведомленность в новых правилах до того, как начнут применяться жесткие санкции. Долгая история планирования и согласования, а также отсутствие осведомленности о методах управления рынками и их регулирования привели к ожиданиям того, что различные государственные органы будут пытаться продолжить процесс контролирования экономической деятельности. Для предотвращения такого развития событий в Закон о конкуренции были введены положения, запрещающие такое поведение. Подобно этому, ожидание необходимости дробления крупных предприятий и объединений нашло отражение в статье 19 Закона, предоставляющей полномочии для такого дробления в случаях рецидивирующих нарушений Закона.

Дополнительным шагом к становлению системы рыночного хозяйствования на территории РФ стало формирование системы свободного ценообразования берущее начало с принятия Указа Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991г. № 297 и аналогичного Постановления Правительства РСФСР от 19 декабря 1991г. №55, введение в действие которых совпало с началом построения рыночной экономики.

Параллельно государство принимало ряд мер по контролю за деятельностью предприятий-монополистов. В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. №948-1 были определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а именно:

· предусмотрено создание Антимонопольного комитета РСФСР и определены его задачи, функции, полномочия и ответственность;

· определены действия, которые классифицируются как монополистические;

· определен перечень действий со стороны предприятий-монополистов, которые запрещены законодательно;

· разработаны мероприятия по устранению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках;

· определен порядок контроля за деятельностью предприятий-монополистов и ответственность за нарушение Закона.

В целях реализации закона о конкуренции, в соответствии с законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» 14 июля 1990 года образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Приказом ГКАП России от 17 октября 1991 года во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные ведомства.

В 1993 г. курс на развитие конкуренции был закреплен в Основном законе страны – Конституции России, декларирующей поддержку конкуренции и запрещающей деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34). Наряду с другими инновационными положениями, в новой Конституции было отражено намерение России следовать рыночным принципам, а также в двух отдельных ее статьях прямо указывалось на то, что поддержка конкуренции является частью системы конституционных ценностей.

В 1994 г. положения, направленные на защиту конкуренции, также появились в первой части Гражданского кодекса России, призванного служить фундаментом для построения новых экономических отношений. Согласно Гражданскому кодексу товары, услуги и финансовые средства должны свободно перемещаться на всей территории Российской Федерации, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Гражданский кодекс не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Для заполнения ощущаемых пробелов в правовом регулировании рыночной деятельности имела место дополнительная законотворческая деятельность. Одним из крупнейших проектов в этом направлении стала разработка широкого федерального Закона «О рекламе» (1995г.), вводящего единые требования к рекламе на территории Российской Федерации и закрепляющий за антимонопольным органом полномочия по контролю за соблюдением рекламного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции. Хотя по Закону о конкуренции антимонопольному органу уже были предоставлены некоторые полномочия по контролю практической рекламной деятельности (например, контроль за взаимодействием конкурентов, в том числе в части опубликования ложной информации о конкурентах или некорректных сравнений товаров), новое законодательство было нацелено на предоставление полной правовой основы регулирования рекламной деятельности с целью защиты потребителя, охраны общественного здоровья, морали и других ценностей. Новое законодательство основывалось на системах и правилах, действующих в европейских странах с рыночной экономикой и включало в себя ограничения на рекламу алкогольной и табачной продукции, на рекламу, направленную на детей, или изготовленную с их участием, устанавливало максимальные объемы и вводило ограничения по продолжительности рекламы в некоторых средствах массового вещания, а также учитывало целый ряд других проблем. Антимонопольный орган был назначен основным органом, обеспечивающим исполнение Закона о рекламе и начал построение системы практического мониторинга широкого круга разнообразных рекламных СМИ и создание правоисполнительных процедур по делам о нарушениях в рекламной сфере.
Термин «законодательство о конкуренции» является общим обозначением для нескольких групп нормативных правовых актов, связанных проблематикой конкуренции, но отличающихся по объекту регулирования, используемым инструментам и результатам их применения. Можно выделить четыре вида законодательства о конкуренции.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 284.