Тема 2. Правовые основы функционирования рынка. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и структура рынка. Виды рынков.

Рыночная экономика — это система, в которой обмен результатами труда осуществляется в соответствии с требованиями экономических законов товарного производства и обращения.

Рыночная экономика — это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка. «Рынок — механизм реализации рыночной экономики, обладающей в обобщенном виде следующими признаками: свободная связь между производителями и потребителями, осуществляемая не по указанию «сверху», а по экономическим мотивам; свободный выбор партнеров по производственным и коммерческим связям; конкуренция (соревнование) между участниками рынка» Антиподом рыночной экономики является командная экономика, которая базируется на директивном планировании, централизованном управлении предприятиями и организациями, на административном ценообразовании.

«Рынок в самом обобщенном виде представляет собой форму экономического обмена, которая существует с тех пор, как люди еще в древности пришли к выводу о практической целесообразности обмениваться полезными предметами на основе каких-то взаимоприемлемых эквивалентов». «В общетеоретическом понимании рынок — это сложная система экономических взаимоотношений, возникающих между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товаров и услуг».

Первоначально понятие рынка характеризовалось с точки зрения пространства, что это место торговли, рыночная площадь.

Затем, по мере развития товарного производства и появления товарного обращения в силу общественного разделения труда возникает новое понимание рынка. Так, в толковых словарях Даля и Ожегова приводится значение рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена.

С включением в сферу обмена все новых объектов обмена, таких как деньги, ценные бумаги и т. п., расширяется понятие рынка. Рынок — это сфера обращения. А если подойти к этому вопросу со стороны субъекта рыночных отношений, то, по словам Ф. Котлера, рынок совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров».

С превращением в товары не только средств производства, но и рабочей силы, рынок приобретает всеобщий характер, становится условием общественного воспроизводства.

Появляется определение рынка как «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме».

Развитие не только внутри государства, но и международных рыночных отношений неизбежно привело к пониманию новой сущности рынка. Теперь рынок рассматривается «как общественная форма организации и функционирования, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление».

Возникает понимание рынка как самостоятельной подсистемы в функционирующей экономической системе.

Понятие рынка.

В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок.

Рынок - соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена.

Рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.

Рынок – это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.

Наличие рынка характеризуется присутствием его обязательных элементов:

- людей (организаций) со своими потребностями;

- покупательной силы (обычно денег);

- соответствующих возможностей (купить и продать);

- желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);

- продавцов, желающих и имеющих возможность произвести и продать товар.

Следовательно:

1. необходимо знать нужды покупателей, так как это непосредственно ведет к созданию товара и совершению акта покупки;

2. рынок может как расширяться, так и сокращаться в зависимости от покупательской способности;

3. путем увеличения покупательной способности и спроса, увеличения объема производства товаров и более широкого их распространения могут быть расширены существующие рынки и созданы новые;

4. рынки могут быть расширены за счет более эффективного стимулирования желания купить посредством кредитования, рекламы.

Признаки рынка.

1. Взаимодействие продавцов и покупателей.

Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. Чаще всего случаются рыночные ситуации, когда:

- спрос на товары и услуги превышает их предложение - имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов, проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят.

- предложение превышает спрос - имеет место рынок покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов использования маркетинга.

2. Его конкурентный характер.

Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели, индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.

3. Стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции.

Когда они, сохраняя стремление ко взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики.

Структура рынка.

Структура рынка - основные характерные черты рынка: количество и размеры фирм, степень сходства/ отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Типы структуры рынка:

1. Совершенная. Характеризуется:

а) Множеством мелких фирм.

б) Однородностью продукции.

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

г) Равным доступом ко всем видам информации.

2. Монополистическая. Характеризуется:

а) Множеством мелких фирм.

б) Неоднородностью продукции.

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

3.Олигополия (дуополия). Характеризуется:

а) Небольшим числом крупных фирм.

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции.

в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли).

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

4. Монополия. Характеризуется:

а) Одной фирмой.

б) Уникальностью продукции.

в) Практически не преодолимыми барьерами на вход.

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

Закрытая монополия – защищенная юр. запретами, наложенными на конкуренцию. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок. Открытая монополия - одна на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, не имеет спец. защиты от конкуренции.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 217.