Преимущества и издержки монополии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы выявить экономические последствия существования монополий, можно сравнить совершенную конкуренцию и чистую монополию - два разных полюса экономики.

Существует два требования экономической эффективности: эффективность в сфере производства (Рх= min АТС) и в сфере распределения ресурсов (Рх= МС). Оба они выполняются в условиях совершенной конкуренции, и ни один из них - в условиях чистой монополии. Кроме того, монополист реализует свою продукцию по цене РА, при этом его предельные издержки составляют величину МСE, а РА > МСЕ. Соответственно, не выполняется и критерий эффективности распределения экономических ресурсов, который требует равенства этих двух показателей.

Если предположить, что рассматриваемый рынок является рынком совершенной конкуренции, то ситуация характеризовалась бы точкой пересечения графиков Dx и Sx, т. е. точкой I и ее параметрами -- Рх и Qx (SX для случая совершенной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sx является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурентная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продукции, чем монопольный рынок, (Q1>QA) и при более низкой цене (P1<PA).

Проведенные выше сопоставления возможны лишь при допущении, что структура издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста схожи. В реальной ситуации данное встречается очень редко. Нередко на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной компании, потому что монополия представляет из себя довольно огромное производство, для которого характерен положительный результат масштаба.

Издержки монополиста, однако, возможно окажутся выше, нежели у конкурентного продавца. Схожая ситуация традиционно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, нежели им предоставлялась возможность бы быть, и точка, в которой работает монополист, располагается над кривой LA тс, к примеру точка в и соответствующий ей уровень издержек Св.

При этом Ск меньше Св, что имеет какую либо связь с некачественным использование ресурсов и, как показывает практика, чаше присуще конкретно монополии, потому что она присутствует вне конкурентной среды и она не имеет серьезных стимулов к снижению издержек. Также, у монополиста практически постоянно растут издержки, что связано с расходами, необходимыми для укрепления собственного монопольного положения (скупка патентов, лицензий, имеющих отношение к рынку ее продукции).

Сравнение издержек монополии и конкурентной фирмы, таким образом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.

Также один аспект, на который необходимо обратить внимание при сравнительном анализе экономической производительности чистой монополии и абсолютной конкуренции, -- восприимчивость к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной компании принуждает ее развивать и внедрять заслуги НТП, хотя экономические прибыли от внедрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к введению для данных компаний не слишком велики. С одной стороны, недоступность конкурентной среды минимизирует стимулы к введению достижений НТП. С другой стороны, введение новшеств обыкновенно сокращает издержки и способствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это считается для монополиста побудительным темой к введению новшеств. Общая практика в целом носит непростой характер, хотя обычно доминирует мировоззрение о том, что все-таки монополия наименее восприимчива к НТП в сравнении с конкурентной фирмой.

И последнее, монополия содействует неравенству в распределении доходов. Устанавливая наиболее высокую цену, нежели конкурентная отрасль, она фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет из себя экономическую прибыль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц -- хозяев предприятия-монополиста .

Степень монополизации рынка

Монопольным рынком считается любая отрасль, где продажу осуществляет один продавец. Для него характерно следующее:

- отсутствие совершенных заменителей монопольного товара;

- отсутствие свободы входа на монопольный рынок;

- односторонняя монополия продавца;

- одна степень свободы для действий монополиста;

- отсутствие кривой предложения [6; с. 193-194].

Для оценки степени монополизации используются следующие показатели:

1. Число фирм, предлагающих на рынке данный товар и их группировки по размерам, специализации и другим признакам.

2. Общий объём продаж товара на рынке и долей производителей.

3. Доли малых, средних и крупных фирм в общем объёме рынка.

4. Коэффициенты монополизации рынка, в частности индекс Хиршмана-Херфинделя. Это сумма квадратов долей компаний, выраженных в процентах (на этом рынке). В случае если значение меньше 1800, то рынок считается немонополизированным, и на нём разрешаются слияния и поглощения фирм. При значении от 1800 до 2500, рынок считается частично монополизированным, и для слияния фирм требуется разрешение правительства или антимонопольного комитета. Если коэффициент больше 2500, то всевозможные слияния и поглощения запрещены.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 292.