Продуктовые границы рынка.
Выявление продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения: товара (его потребительских свойств), товаров – заменителей, товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара:
Потребительские свойства товара – совокупность технических, экономических и эстетических его свойств, которые признаются или (как ожидается) будут признаваться потребителями как полезные свойства. Потребительские свойства товара формируются за счет таких характеристик, как надежность, прочность, внешнее оформление, отделка, новизна фасона, соответствие моде и др., которые делают его отличным от другого товара.
С позиции покупателя товар удовлетворяет или не удовлетворяет вполне определенную его потребность, которая существенно влияет на продуктовые границы рынка. Например, перевозка пассажиров и перевозка пассажиров общественным транспортом – это две различные потребности, формирующие два различных рынка. Причем необходимо заметить, что потребность может быть удовлетворена с помощью товаров, имеющих разные потребительские свойства, но одинаковую полезность.
Кроме того, товар, относительно которого определяются границы рынка, а также структура рынка, является продуктом деятельности, который реализуется как единое целое. И именно тот набор продуктов деятельности, который реализуется как единое целое и на который устанавливается единая цена, является рассматриваемым товаром, формирующим продуктовые границы рынка.
Например, если услуга по доставке входит в обязательный комплект и стоимость поставки, то в качестве товара должен рассматриваться именно этот комплект – изделие и услуга по его доставке. Если же продукт и услуга не входят в один комплект, то считается, что эти два товара функционируют на разных рынках. Таким образом, товар как благо имеет множество измерений, совокупность которых позволяет идентифицировать самого благо.
словия (способы) реализации товара влияют на состав продавцов и покупателей, и связаны с удовлетворением в определенной мере различных потребностей. Например, при реализации на оптовых и розничных рынках различны требования к упаковке товара, к его цене, поэтому разные способы реализации товара определяют разные отраслевые рынки.
Все характеристики товарного рынка оцениваются для одного условия (способа) реализации товара или для условий (способов) реализации товара, которые могут быть признаны взаимозаменяемыми. В качестве взаимозаменяемых способов реализации товара могут рассматриваться такие, которые не приводят к существенному изменению географических границ рынка, состава продавцов и покупателей. Предполагается, что состав покупателей при правильно определенных границах товарного рынка практически сохраняется или изменением этого состава можно пренебречь, если цена реализации единицы товара изменяется не более чем на 5 = 10%.
Таким образом, оптовая и розничная торговля являются принципиально разными способами реализации товара, поскольку влекут за собой существенное различие в ценах на единицу реализованной продукции, в географических границах рынков, в составе продавцов и покупателей.
В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Выявление товаров – заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости, которых выделяют два типа: взаимозаменяемость по спросу и взаимозаменяемость по потреблению.
Два товара взаимозаменяемы по спросу, если значительное количество покупателей готовы заменить эти товары один другим при изменении цен (качества) относительно друг друга. Такие покупатели называются «предельными потребителями». Для выяснения данного аспекта необходимо производить опросы потребителей и собирать данные о ценах.
Два товара взаимозаменяемы по предложению в том случае, если производители готовы и способны в срочном порядке (например, в течение одного года) перейти от выпуска одного товара к выпуску другого, не делая при этом значительных невосполнимых затрат.
Когда определение границ рынка с точки зрения спроса не совпадает с установлением границ рынка с точки зрения предложения, то в таких случаях выбирают более широкое определение границ товарного рынка.
Одним из критериев взаимозаменяемости товаров по потреблению считается показатель перекрестной эластичности спроса по цене. На практике также прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров – экспертным оценкам, интервью с покупателями и специалистами.
В странах Европейского Сообщества используются и другие критерии выделения рынка, а именно показатель изменения выручки при изменении цены, а также корреляцию цен товаров во времени.
Временные границы рынка.
Выбор временного интервала функционирования рынка, для которого определяются соответствующие характеристики, зависит от целей исследования, но не должен быть менее одного года. При определении временных границ следует учитывать регулярность поставок, то есть насколько равномерно поступает товар и постоянно ли он присутствует на рынке. Если отмечаются эпизодические поставки, то необходимо решить вопрос, не связано ли это с сезонным характером товарного рынка или свидетельствует о наличии барьеров входа. Если рассматриваемый товар имеет сезонность производства или реализации, необходимо рассматривать интервал в два года.
Анализу подлежит не только сложившийся отраслевой рынок, характеристики которого определяются для ретроспективного периода, но и перспективы на 1-2 года развития этого рынка с учетом влияния на рынок различных факторов.
Географические границы отраслевого рынка
Географические границы отраслевого рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, а продавцы продать данный товар или его близкие субституты и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Критериями наличия или отсутствия возможности приобретения (продажи) товара является не физическая возможность как таковая, а также не наличие финансовых средств, а выбор потребителя (продавца) в рамках тех финансовых (бюджетных) и других видов ограничений. На практике нередко антимонопольные органы априори отождествляют географические границы рынков с границами административно – территориальных образований, что оказывает негативное влияние на оценку уровня концентрации и выявление доминирующего положения компаний на рынке.
Установление географических границ рынков зависит от того, на каком этапе воспроизводственного процесса (производства или сферы обращения) рассматриваются взаимоотношения экономических субъектов. При переходе товара из сферы производства в сферу распределительных отношений меняются точки пересечения экономических интересов субъектов воспроизводственного процесса и, как следствие, меняются география, структура и параметры рынка. Таким образом, географические границы рынка определяются для определенного товара, установленных продуктовых границ рынка, временного интервала и способа реализации товара.
На принадлежность разных территорий к одному географическому рынку влияет взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, институциональные ограничения, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные / несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения, трансакционные издержки.
При выявлении географических границ рынка учитываются следующие факторы:
- возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
- незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу: при существенных различиях стоимостных и потребительских качеств товаров и уровней рентабельности операций на товарных рынках эти величины могут отличаться друг от друга и колебаться в пределах 5-10%.
Таким образом, в один географический рынок могут быть объединены территории, на которых стоимость товара с доставкой колеблется в допустимых для потребителя пределах. В мировой практике принято принимать, в качестве границы максимальной удаленности, места приобретения товара от места расположения потребителя рубеж пятипроцентного повышения цены товара с доставкой по сравнению с ценой товара, приобретенного недалеко от потребителя. Для российских условий пятипроцентный рубеж неоправданно сужает географические границы рынка, что требует уточнений у покупателей.
Сужение контингента покупателей (продавцов) вследствие различных факторов приведет к переориентации их на другой товарный рынок, либо к сокращению спроса, следствием чего может стать сокращение емкости рассматриваемого рынка и (или) изменение его географических границ.
Возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, обеспечивается при условии:
- незначительности дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;
- сохранности уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;
- отсутствия на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;
- сопоставимого уровня цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
Географические границы рынка связаны с взаимозаменяемостью по спросу и предложению.
Взаимозаменяемость по спросу заключается в том, что производители (поставщики), находящиеся в разных регионах, считаются действующими на одном географическом рынке, если возможности каждого из них по повышению цены ограничены способностью потребителей переключаться на покупку у других производителей (поставщиков).
Взаимозаменяемость по предложению заключается в том, что два региона считаются входящими в один географический рынок с точки зрения предложения, если поставщик, снабжающий (обеспечивающий) один регион, в состоянии в срочном порядке и без значительных невосполнимых затрат перейти на снабжение (обеспечение) другого региона.
Таким образом, набор покупателей различных географических рынков практически не пересекается, чего нельзя сказать о наборе продавцов. Один продавец может работать на различных географических рынках.
Любой рынок невозможно в современных условиях представить без межрегиональной (международной) интеграции и обмена. В результате, при оценке значимых для концентрации переменных необходимо учитывать в качестве конкурентов иностранные компании или хозяйствующие субъекты из других регионов. Оценка открытости рынка для входа на него продавцов из других регионов существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую действующими на рынке местными товаропроизводителями.
4. Понятие доминирующего положения. Злоупотребление доминирующим положением
С понятием доминирующего положения тесно связано понятие монополистической деятельности. По Закону о защите конкуренции монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Таким образом, злоупотребление доминирующим положением (ДП) есть частный случай монополистической деятельности.
ДП само по себе правонарушением не является, его существование на рынке объективно и неизбежно.
Доминирующее положение - это такое положение ХС (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Новый закон рассматривает доминирование как для отдельных ХС, так и нескольких ХС в совокупности на определенном рынке.
ДП хозяйствующего субъекта признается в одном из двух случаев:
1) если доля ХС на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) если доля ХС на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не признаются доминирующими ХС, доля которых на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, если только этот ХС не подпадает под критерии доминирования, предусмотренные для нескольких ХС (совокупности ХС).
Доминирование каждого ХС из нескольких ХС, чьи доли на рынке больше других (хотя и могут быть менее 35 %), признается при наличии в совокупности трех условий:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Доминирующей в любом случае признается естественная монополия.
Основные этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара
* Установление конкретной продукции, работ и услуг, которые могут быть квалифицированы как товар (товары), и получение количественной (в натуральном или стоимостном измерении) информации об объемах товаров, поставляемых хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок
* Определение продуктовых и географических границ рынка товар(рынков товаров), производимого (производимых) хозяйствующим субъектом, и получение количественной (соответственно в натуральном и стоимостном измерении) информации о его (их) объеме (объемах)
* Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в каких-либо формах либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан (т.е. непосредственное установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара).
Злоупотребление ДП - это такие действия (бездействия) ХС, занимающего ДП результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В ст. 10 Закона о защите конкуренции 2006 г. установлен примерный перечень таких действий (бездействий):
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Не признается злоупотребление дп осуществление исключительных прав на результаты интелектуальной деятельности и средства индивидуализации! (п. 4 ст. 10 закона).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 390.