Антимонопольное право в отечественной правовой доктрине
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Российское антимонопольное регулирование складывалось под силь­ным влиянием общеевропейской традиции. Первый закон, принятый еще во времена СССР[32] и направленный на защиту конкуренции, со­держал:

• запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяй­ствующего субъекта на товарном рынке;

• запрет на антиконкурентные соглашения;

• запрет на антиконкурентные действия публично-правовых обра­зований;

• правила и перечень объектов государственного контроля за эконо­мической концентрацией.

Закон не распространял сферу своего действия на отношения участ­ников финансового и фондового рынков, поскольку они еще отсут­ствовали в стране. Позднее, в 1999 году, был принят федеральный за­кон[33], который в содержательном плане дублировал положения Закона РСФСР № 948-1, однако применялся исключительно к отношениям, возникающим на финансовом и фондовом рынках. Лишь в 2006 году вступил в силу новый федеральный закон, имеющий единый предмет регулирования и применяющийся на всех видах рынков и в отношении любых хозяйствующих субъектов.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) стал важным этапом модерни­зации всего российского антимонопольного законодательства. По су­ществу, он подвел итоги более чем 15-летнего периода развития анти­монопольного законодательства в России, длительной практики его применения антимонопольным органом и судами, научного осмысле­ния проблем правовой защиты конкуренции.

За 15 лет развития антимонопольного законодательства ежегодно принималось более 800 судебных решений, более 3500 решений анти­монопольных органов (федерального антимонопольного органа и его территориальных органов). За этот период несколько десятков дел, связанных с применением антимонопольного законодательства, рас­смотрел Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который в 1997 году в специальном информационном письме[34] закрепил тол­кование отдельных аспектов антимонопольного законодательства, а в 2008 году обобщил практику его применения решением пленума[35].

В эти же годы проблема конкуренции как особого объекта правовой защиты была осознана рядом гуманитарных научных дисциплин (пре­жде всего институциональной экономической теорией[36] и юриспруден­цией[37], в меньшей степени — экономической социологией), что создало определенный теоретический фундамент для уточнения основополага­ющих понятий и положений антимонопольного законодательства.

Ключевые новации Закона о защите конкуренции:

• установлен унифицированный для различных видов рынков поня­тийный аппарат; сформулированные с его использованием положения, в том числе инструментарий государственного антимонопольного регу­лирования, делают закон применимым к отношениям как на товарных, так и на финансовых рынках;

• конкретизированы запреты на антиконкурентное поведение участ­ников рынка; последовательное проведение идеи исполнимости запре­тов тесно увязано с расширением перечня видов антиконкурентного поведения, которые могут подпадать под такие запреты;

• введено принципиально новое регулирование избирательного го­сударственного вмешательства в функционирование рынка, в качестве неопровержимой презумпции определяется антиконкурентный харак­тер, а также последствия такого вмешательства;

• подробно определены все процедуры вмешательства антимоно­польного органа в функционирование товарных рынков, что позволя­ет алгоритмизировать принятие антимонопольным органом решения с учетом конкретных обстоятельств, а также гарантировать хозяйствую­щему субъекту предусмотренное законом участие в принятии такого решения;

• в отношении отдельных товарных рынков закреплен принцип со- регулирования, т.е. совместного и консенсуального принятия решения антимонопольным органом и соответствующим органом государствен­ной власти — регулятором (например, на рынке финансовых услуг), если на таких рынках необходимо вмешательство государства в целях восстановления состояния конкуренции.

С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции утратили силу Закон РСФСР № 948-1 (за исключением положений, касающихся аффилированных лиц) и Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», но сохранилось их концептуальное ядро:

• единый предмет регулирования — отношения, связанные с за­щитой конкуренции, независимо от сферы и формы их существования (будь то сфера гражданско-правовых договорных отношений, сфера ад­министративных отношений, предполагающая исполнение участника­ми рынка властных предписаний соответствующих публично-правовых образований, российская или иностранная территория);

• государственный контроль и надзор за соблюдением антимоно­польного законодательства, который позволяет участникам рынка за­щищать свои нарушенные права;

• осуществление такого контроля и надзора уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти, функции которого соответ­ствуют предмету регулирования.

Орган исполнительной власти в структуре Правительства Россий­ской Федерации, осуществляющий антимонопольное регулирование, был создан в 1991 году. Он сменил несколько названий, приобретал или терял функции (неизменно за ним оставались закрепленными только те функции, которые связаны с осуществлением антимонопольного регу­лирования). По состоянию на 2012 год этот орган имеет наименование Федеральная антимонопольная служба41. Ниже приведена статистика, характеризующая антимонопольное регулирование в Российской Фе­дерации в 2009—2010 годах .

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.