Различают два вида преимуществ: сравнительные преимущества и конкурентные преимущества. Сравнительные преимущества обеспечивают конкурентоспособность предприятия за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье (земля) и капитал. В современных условиях только наличие рабочей силы, капитала и сырья не обеспечивают конкурентоспособность предприятия, потому, что они стали широкодоступными, значит, возможность получить преимущества за счет этих различий исключается.
Существование различий между высокими технологиями и низкими, между сферой производства и обслуживания исчезает при таком состоянии экономики, когда все отрасли могут использовать передовые технологии и высококвалифицированный персонал для достижения высокого уровня развития. Где господствует равенство условий хозяйственного функционирования, различия нивелируются, где исчезает объективная возможность получить подобные преимущества в конкурентной борьбе (за счет различий), конкуренция должна прекратить свое существование.
Чтобы сохранить конкурентоспособность рынка со стороны товаропроизводителей существует один выход – самим создавать преимущества (различия). Искусственно созданные предприятием преимущества в конкурентной борьбе относятся к конкурентным преимуществам.
Создание предприятиями конкурентных преимуществ – есть основа неценовой конкуренции как принципиально нового типа конкуренции. Предприятие может обойти своих конкурентов, если оно в состоянии обеспечить себе отличие от других и впоследствии его сохранить. В неценовой конкуренции происходит конкуренция производительностей на основе инноваций. Широкий и многообразный набор конкурентных преимуществ у предприятия, обеспечивает более устойчивые позиции в отдельных сегментах рынка и среди конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия, с точки зрения совокупности конкурентных преимуществ, есть продукт взаимодействия предприятия с микроэкономической бизнес-средой. Конкурентоспособность предприятия создается двумя группами факторов: уровнем экономического развития предприятия, а так же качеством микроэкономической среды. Оценка качества микроэкономической среды характеризует конкретные преимущества, присущие предприятию наравне с собственными конкурентными преимуществами, но созданные не им самим.
Между тем, как показывают расчеты Мирового экономического форума, наибольшее влияние на динамику экономического роста в целом оказывают факторы предпринимательской среды.
К основным источникам издержек экономической конкуренции относят:
1. Успех одних фирм достигается за счет потерь конкурентов. Проекты неудачников оказываются нереализованными или бесполезными — ресурсы тратятся впустую. Наиболее явное проявление не эффективности — банкротство.
2. Конкуренция — взаимодействие на микроуровне; в отсутствие регулирования ее важные глобальные результаты не учитываются конкурентами и подчас оказываются разрушительными. Хорошо известный источник неэффективности конкуренции — неполный учет экстерналий.
3. Конкуренция локальна во времени. Из-за короткого планового горизонта решения агентов нередко неэффективны на длительном временном интервале.
4. Еще один эффект локальности конкурентных взаимодействий — образование «пузырей» на финансовых рынках и, как следствие, возникновение финансовых кризисов.
5. Конкурентная система неустойчива относительно формирования рыночной власти. Крупные фирмы обладают конкурентными преимуществами, поэтому «свободный» конкурентный рынок неизбежно трансформируется в ту или иную форму олигополии или даже монополии. Подтверждение этого тезиса — наличие органов антимонопольного регулирования во всех развитых странах.
6. Конкуренция нередко сопряжена с неадекватными трансакционными издержками — избыточной рекламой, законными и незаконными приемами получения информации о конкуренте, ценовыми войнами.
7. Конкуренция приводит к избыточному неравенству, порождающему социальные издержки. Неравенство лишь частично определяется способностями агента и интенсивностью прилагаемых усилий. Немалую роль играет случайный успех, его возможность создается обществом, которое тем самым в условиях полной свободы оказывается обделенным. Отсюда, в частности, возникает необходимость прогрессивного налогообложения — нерыночной, по сути, меры.
8. Морально-психологические издержки конкуренции.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 255.