Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Степень монополизации рынка

Монопольным рынком считается любая отрасль, где продажу осуществляет один продавец. Для него характерно следующее:

- отсутствие совершенных заменителей монопольного товара;

- отсутствие свободы входа на монопольный рынок;

- односторонняя монополия продавца;

- одна степень свободы для действий монополиста;

- отсутствие кривой предложения [6; с. 193-194].

Для оценки степени монополизации используются следующие показатели:

1. Число фирм, предлагающих на рынке данный товар и их группировки по размерам, специализации и другим признакам.

2. Общий объём продаж товара на рынке и долей производителей.

3. Доли малых, средних и крупных фирм в общем объёме рынка.

4. Коэффициенты монополизации рынка, в частности индекс Хиршмана-Херфинделя. Это сумма квадратов долей компаний, выраженных в процентах (на этом рынке). В случае если значение меньше 1800, то рынок считается немонополизированным, и на нём разрешаются слияния и поглощения фирм. При значении от 1800 до 2500, рынок считается частично монополизированным, и для слияния фирм требуется разрешение правительства или антимонопольного комитета. Если коэффициент больше 2500, то всевозможные слияния и поглощения запрещены.



Тема 2. Правовые основы функционирования рынка. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках

Понятие рынка.

В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок.

Рынок - соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена.

Рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.

Рынок – это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.

Наличие рынка характеризуется присутствием его обязательных элементов:

- людей (организаций) со своими потребностями;

- покупательной силы (обычно денег);

- соответствующих возможностей (купить и продать);

- желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);

- продавцов, желающих и имеющих возможность произвести и продать товар.

Следовательно:

1. необходимо знать нужды покупателей, так как это непосредственно ведет к созданию товара и совершению акта покупки;

2. рынок может как расширяться, так и сокращаться в зависимости от покупательской способности;

3. путем увеличения покупательной способности и спроса, увеличения объема производства товаров и более широкого их распространения могут быть расширены существующие рынки и созданы новые;

4. рынки могут быть расширены за счет более эффективного стимулирования желания купить посредством кредитования, рекламы.

Признаки рынка.

1. Взаимодействие продавцов и покупателей.

Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. Чаще всего случаются рыночные ситуации, когда:

- спрос на товары и услуги превышает их предложение - имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов, проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят.

- предложение превышает спрос - имеет место рынок покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов использования маркетинга.

2. Его конкурентный характер.

Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели, индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.

3. Стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции.

Когда они, сохраняя стремление ко взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики.

Структура рынка.

Структура рынка - основные характерные черты рынка: количество и размеры фирм, степень сходства/ отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Типы структуры рынка:

1. Совершенная. Характеризуется:

а) Множеством мелких фирм.

б) Однородностью продукции.

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

г) Равным доступом ко всем видам информации.

2. Монополистическая. Характеризуется:

а) Множеством мелких фирм.

б) Неоднородностью продукции.

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

3.Олигополия (дуополия). Характеризуется:

а) Небольшим числом крупных фирм.

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции.

в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли).

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

4. Монополия. Характеризуется:

а) Одной фирмой.

б) Уникальностью продукции.

в) Практически не преодолимыми барьерами на вход.

г) Несколько ограниченным доступом к информации.

Закрытая монополия – защищенная юр. запретами, наложенными на конкуренцию. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок. Открытая монополия - одна на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, не имеет спец. защиты от конкуренции.

Конъюнктура рынка.

Конъюнктура рынка - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

Спрос - то количество товара, которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.

Помимо цены на спрос воздействуют:

- вкусы потребителей; - доходы потребителей;

- цена на товары-заменители; - ожидания потребителей.

Предложение товара - то количество товара, которое производители хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенного времени действия цены. Помимо цены на предложение влияют:

- технология производства (если вводится более совершенная технология, то снижается себестоимость и выпускается больше продукции);

- цена на рабочую силу, основные и оборотные фонды, природные ресурсы, при снижении - уменьшается себестоимость;

- число производителей (чем больше, тем больше предложение товаров);

- налоги и субсидии (повышение налогов снижает предложение, а субсидии приводят к расширению производства).

Общехозяйственная конъюнктура - характеризует состояние экономики страны в целом;

Конъюнктура отдельных отраслей экономики - изучает текущие изменения в сфере производства и сбыта товаров.

Факторы образующие конъюнктуру рынка:

1. постоянно действующие (научно-технический прогресс; гос. регулирование; инфляция), можно предвидеть и прогнозировать;

2. временные (сезонность производства; стихийные бедствия; внешние экономико-политические конфликты), которые предвидеть трудно.

Емкость рынка, доля рынка.

Емкость рынка - объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке.

Определение емкости рынка товаров народного потребления - анализируются уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень текущих цен и др. факторы, определяющие покупательский спрос.

Емкость рынка не остается неизменной, она зависит в основном от экономической конъюнктуры. При падающей конъюнктуре (превышение предложения над спросом) емкость рынка сжимается, и любое форсирование поставок на рынок приводит к настороженности покупателей, ускоряя падение цен. При повышающейся конъюнктуре (превышение спроса над предложением) емкость рынка растет, и форсирование продаж может вызвать замедление роста цен.

Доля рынка, достоверно отражает результаты деятельности предприятия и определяется как отношение объема продаж его товара к потенциальной емкости рынка данного товара. Увеличение доли рынка расширяет деловую активность фирмы, увеличивает ее прибыль.

Сегментация рынка.

Процесс сегментации рынка – это разбивка покупателей или рынка на совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара или услуги, достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью покупать.

Сегмент рынк а – часть рынка, группа потребителей, или товаров, или производителей, или конкурентов, обладающих общими признаками.

Основные признаки сегментации рынка потребительских товаров:

1. Географический признак. Разбивка рынка на разные географические единицы: государства, регионы, области, города, округа. Любая фирма должна решить, где действовать – в одном или нескольких районах города, в одном или нескольких регионах, в национальном или международном масштабе. Наиболее важными переменными являются: плотность населения, численность населения, климатические условия, административное деление.

2. Демографический признак. Разбивка рынка на группы по таким параметрам, как пол, возраст, размер семьи, образ жизни семьи и др. Используя данные признаки, просто определить состав отдельных сегментов.

3. Социально-экономический признак. Их использование позволяет выделить отдельные группы покупателей с учетом уровня их доходов, принадлежности к общественному классу, профессии.

4. Национально-культурный признак. Выделение с учетом возраста потребителей, их национальности, образования и вероисповедания.

5. Личностный признак. Сегментации покупателей подразделяют на группы по параметрам: образ жизни и тип личности. Позволяет анализировать потребительское поведение и устанавливать взаимосвязь между типом личности, образом жизни и отношением к товару.

6. Поведенческий признак: повод для совершения покупки (поездка на отдых), статус пользователя (пользователи-новички, регулярные), степень интенсивности потребления (слабая, умеренная, активная), искомые выгоды (по экономии, по лечебному действию, вкусовым качествам) и др. 

Полномочия антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление) Федеральная антимонопольная служба с 1 января 2014 года определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по пункту 2 данного Постановления на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением полномочий, предоставленных Федеральной службе по оборонному заказу по пункту 3 Постановления.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».   

В Главе 6 «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ раскрыт порядок подачи жалоб, порядок рассмотрения жалоб по существу.

В статье 105 «Порядок подачи жалобы» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ установлены исчерпывающие требования к содержанию жалобы.

Кроме того, с 1 января 2014 года в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов».

В Главе 5 «Контроль в сфере закупок» Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ раскрыт порядок и формы контроля в сфере закупок (проведения плановых и внеплановых проверок, иные формы контроля), а также возможные меры реагирования со стороны контролирующего органа при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении таких нарушений, иное).

 

В рамках антимонопольного контроля в сфере госзакупок ФАС РФ выполняет:

 

1.Рассмотрение жалоб участников закупок

 

2.Осуществление проверочных мероприятий

 

Принимаются решения:

- о согласовании –  закупочных процедур;

- об отказе в согласовании с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также о выдаче 50 предписаний заказчикам, а также конкурсным, аукционным и котировочным комиссиям заказчиков об устранении нарушений законодательства о закупках.

 

3.Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

          

    Нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), выявленные по итогам рассмотрения жалоб, а также в результате проведения процедуры согласования заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2013 года № 537 (далее – Порядок).

 

Нарушение части 2 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению». В документации об электронном аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта». Документация об электронном аукционе не содержит вышеуказанных сведений.

Нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе».

В нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона в документации об электронном аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

        Нарушение части 3 статьи 64 Закона «документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона.

Документация об электронном аукционе не содержит требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона

«отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества».

Нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона «вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона».

Однако в представленных к проверке заявках участников закупки нередко отсутствуют сведения об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки представление которых обусловлено пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона.

 

Нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона «заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Однако Единые комиссии Заказчиков в результате рассмотрения заявок участников закупки в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона признают соответствующей требованиям, установленным документаций об электронном аукционе, единственную заявку на участие в электронном аукционе.

Нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона. В конкурсной документации Заказчиком не установлено требование о представлении участниками закупки в составе конкурсной заявки документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованию к участникам конкурса, установленному Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона, или копий таких документов, а также декларации о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 7 и 9 части 1 статьи 31 Закона.

 

В случае выявления нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 – ФЗ УФАС России принимает решение об отказе Заказчику в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений Закона путем:

- внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе и приведения положений извещения и документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона;

- отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе;

- передает материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

 Глава ФАС России Артемьев И.Ю. отметил большую значимость проведения ежегодных форумов для оптимизации системы госконтрактов. В то же время нужно еще больше конкуренции, еще больше стремиться к тому, чтобы малые предприятия получали все большую часть государственного заказа.

В рамках проведения форума состоялось пленарное заседание на тему: «Контрактная система в сфере закупок – шаг в будущее. Миф или реальность?», в ходе которого обсуждались вопросы рисков переходного периода, совершенствования законодательной и нормативной базы в сфере госзакупок, формирования информационной прозрачности. 

         Ключевые проблемы применения контрактной системы:

1. Закупки на строительство, которые при стоимости свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и свыше 50 млн. руб. для муниципальных проводятся «бумажным» конкурсом, что приводит к ограничению числа участников, искусственному укрупнению заказов, субъективной оценке участников. Такой способ проведения конкурса дает возможность для т.н. «заточки» под определенного подрядчика путем установления требований к материальным ресурсам участника. Под такие закупки по стоимости попадает строительство школ, больниц, жилья для военнослужащих и ряда других социальных объектов типового строительства.

        Предложение ФАС России – введение электронных аукционов на строительство типовых объектов, ускорение перевода конкурсов в электронную форму, исключение возможности для заказчика произвольно устанавливать требования к материальным ресурсам участников.

2.  Уход госзаказчиков от процедур Закона о контрактной системе предоставлением субсидий ГУПам и МУПам, что приводит к произвольному и неконтролируемому расходу средств и выбору «нужных» исполнителей. Заказчики не проводят торгов и все достается через ГУПы избранным предпринимателям, а малый бизнес остается ни с чем.

          Предложение ФАС России – установление механизма расходования субсидий ГУПами и МУПами, введение системы учета и администрирования субъектов малого предпринимательства в закупках.

Проблема необходимости проведения повторно процедуры торгов при подаче одной заявки или допущении только одной заявки. Существующая сейчас схема значительно увеличивает сроки заключения контракта.

Планируемые изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»          

         Законопроект № 467816-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"». Текст законопроекта и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы. Цель принятия - повышение эффективности действующих механизмов контрактной системы и экономической эффективности осуществления закупок.

 

Перевод всех закупок в электронную форму. Средний процент экономии при проведении электронных аукционов составляет 16%, в то время как при проведении конкурса аналогичный процент не более 7%.

Решение проблем «малобюджетных» заказчиков. Для заказчиков с годовым объемом закупок до 2 млн. руб. будут сняты ограничения на закупки у единственного поставщика. (в случае, если каждая закупка не превышает 100 тыс. руб.). Свыше 2 млн. руб. – возникает 5% барьер.

Сокращение расчетов с МСП до 30 дней. Например, малое предприятие выполнило свою работу, закрыло заказы, а ему говорят, что заплатим мы тебе только в декабре, в конце года. Законодательно будет введено, что если контракт исполнен в срок, то в течение 30 дней, будьте добры, рассчитайтесь.

Малый бизнес. Готовятся изменения, связанные с обязательствами выполнять квоту по закупкам у малого бизнеса. Конечная цель – получит малые предприятия, которые работают в производственной области. Будут предусмотрены определенные нормативы. Если к 2015 году объем закупок у МП должен быть 25%, то 10% из них должны быть участниками программы партнерства. А в программы входят только те, кто производит. Не кто перепродает, а кто аккредитован, аттестован, у кого есть производственные мощности. Притом это может быть не обязательно товар, это может быть услуга. Если МСП сажает клумбы, то у него д.б. техника, склад, люди, которые это делают. Это будет введено в «дорожную карту» по расширению доступа МСП к закупкам.  

   5. Установление обязанности Заказчика проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, только в случае, если цена контракта превышает 500 тыс. руб.

    6. Предлагается не распространять ограничение совокупного годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, на заказчиков, чей годовой объем закупок согласно плану-графику не превышает 5 млн. руб.

В настоящее время в силу части 2 статьи 72 Закона Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.

7. Предполагается возможность заключения договора аренды спортивных объектов (стадионов, футбольных полей, плавательных бассейнов и т.п.) в целях организации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

 

Виды и сущность монополий. Естественные и государственные монополии

В настоящий момент отсутствует легальное определение монополии.

Монополия - исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке (исключительность заключается в том, что он сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара).

Под монополией так же понимают:

- особое поведение господствующего на рынке субъекта

- явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен.

- исключительное право (может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности).

В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению монополий, выделяют три вида монополий:

1) временная - один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товаров (предприятие, впервые предложившее определенную продукцию);

2) государственная;

3) естественная.

Естественная монополия (ФЗ "О естественных монополиях" 1995 г.) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Под естественными монополиями понимают такие сферы деятельности, в которых наличие более одного хозяйствующего субъекта ведет к потерям эффективности общественного производства.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Сферы естественных монополий:

- транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Деятельность естественных монополий подвержена государственному регулированию и контролю. Органы по регулированию и контролю:

· Федеральная служба по тарифам (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №332);

· Федеральная антимонопольная служба

Закон выделяет два метода гос. регулирования: ценовое регулирование (установление тарифов) и определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

По ценообразованию есть, например, постановление ФЭК РФ от 27.11.2002 n 84-э/3 "Об утверждении порядка оплаты услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам "Об утверждении "методики определения тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам российской федерации"

Субъекты естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующий реестр. В каждой сфере естественных монополий есть свой реестр.

Особенности деятельности естественных монополий заключаются в том, что Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Так же Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Например, Снижение операторами связи тарифов на основные услуги является нарушением антимонопольного законодательства.

Государственные монополии - это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а так же компетенцию контролирующего органа (Раздел 1 Программы демонополизации утв. Постановлением Правительства РФ 09.03.1994 № 191).

Исключительный режим гос. монополии выражается в том, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежит лишь ограниченному кругу субъектов.

Субъектный состав гос. монополий двухуровневый:

1-й уровень - государство в лице компетентных органов, 2-й уровень - предприятия, непосредственно осуществляющие экономическую деятельность в режиме гос. монополии (Как правило это ГУПы).

Например, предусмотрена гос. монополия на экспорт/импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Закона № 164 ФЗ).

Гос. монополия осуществляется с помощью специальных правовых средств:

1) определение конкретного перечня товаров (пределов гос. монополии);

2) применение в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ разрешений (лицензий);

3) использование особых организационно-правовых форм юридических лиц (субъектов гос. монополии);

4) установление обязанности коммерческих организаций, входящих в субъектный состав гос. монополии, совершать определенные сделки;

5) объявление сделок, нарушающих гос. монополию, ничтожными.

Еще один вид гос. монополии - эмиссия наличных денег, осуществляется ЦБ РФ. Закон о драг. Металлах устанавливает два вида гос. монополий: на пробирование и клеймение гос. пробирным клеймом ювелирных изделий; на регулирование экспорта необработанных алмазов.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 283.