Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В экономике конкуренцию понимают как:
1. особую ситуацию на рынке, характеризуемую двумя факторами:
- наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;
- свободой для покупателей и продавцов входить на рынок и покидать его.
2. постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;
3. элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.
Необходимые для возникновения и существования конкуренции условия:
1) на рынке действуют независимые поставщики достаточного количества товаров;
2) на рынке присутствует достаточное количество независимых покупателей товаров;
3) поставщики и потребители не прибегают к соглашениям, ограничивающим конкуренцию;
4) на рынке существует свободный доступ к сырью, капиталам и другим хозяйственным ресурсам.
Функции конкуренции.
Регулирование. Основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью.
Мотивация. Конкуренция мотивирует хозяйствующих субъектов предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию.
Распределение. Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу тех субъектов, которые используют свои ресурсы наиболее эффективно.
Контроль. Конкуренция ограничивает односторонние действия предпринимателя и предоставляет потребителю возможность выбора.
Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Такие действия противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить/причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам (ХС), либо способны нанести/наносят вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Недобросовестная конкуренция это правонарушение, его объективной стороной является активное поведение на рынке, бездействие не относится к недобросовестной конкуренции. Это одна из форм злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
Выделяют формы недобросовестной конкуренции (ст. 14 Закона о защите конкуренции):
Первая группа нарушений касается информации о конкуренте и его продукции:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
Вторая группа нарушений - действия, связанные с дезорганизацией производственного процесса конкурента, т.е. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Третья группа нарушений связана с осуществлением экономической деятельности посредством нарушением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации других лиц, а так же посредством регистрации и использования средств индивидуализации, не являющихся объектами исключительных прав, которые какое-то время используются другими лицами.
Достаточно противоречива практика применения п. 2 ст. 10 бывшего Закона о конкуренции (соответственно п. 2 ст. 14 нового закона о защите конкуренции). Есть прецеденты, когда недобросовестной конкуренцией признавалась регистрация одним лицом в качестве товарного знака обозначения, которое использовалось для индивидуализации товаров другим лицом (последнее же не регистрировало такой товарный знак) (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2006). Признано актом недобросовестной конкуренции регистрация и использование товарного знака, сходного с названием запатентованного товара другого субъекта, если это сделано с целью создания препятствий для распространения на рынке продукции конкурирующей компании (Постановление ФАС МО от 02.12.2005).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 409.