Техника составления формы «Бухгалтерский баланс»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (ПБУ 4/99 п.18).

Существуют различные методики составления бухгалтерского баланса, в зависимости от поставленных целей и пользователей, которым предоставляется бухгалтерский баланс. Каждый пользователь бухгалтерского баланса стремится решать свои задачи.

Так, например, кредиторов волнует платежеспособность организации, поэтому они склонны рассматривать баланс, как категорию бухгалтерского учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации. Покупателей и продавцов, волнует вопрос, что выгоднее: продать предприятие в целом или же, ликвидировав его, распродать свое имущество.

Основные подготовительные работы, предшествующие составлению бухгалтерского баланса представлены на рисунке 5.

Формированию годового бухгалтерского баланса предшествуют следующие основные подготовительные работы:

- уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;

- проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т. п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;

-  выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов; закрывается счет 99 «Прибыли и убытки»;

- составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;

- проводится инвентаризация статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.

 

 

 


       Рис. 5. Основные этапы формирования бухгалтерского баланса

 

Первичные учетные документы могут быть приняты к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм бухгалтерской отчетности

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации формы бухгалтерского учета.

Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;

сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Проверка учетных записей на синтетических счетах осуществляется по итогам оборотно-сальдовой ведомости. Имеющиеся в ней три пары суммовых граф должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равные друг другу.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [4] для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.

Составлению годового бухгалтерского баланса предшествует процедура закрытия счетов (рис.6).

 

Рис. 6. Закрытие счетов при составлении годового бухгалтерского баланса

 

В течение отчетного месяца на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» собираются прямые затраты, связанные с производством готовой продукции, осуществлением работ, оказанием услуг (расход материалов, заработная плата производственных рабочих и др.). Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного месяца учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

На дебете счета 25 отражаются затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонта зданий, сооружений и прочих основных средств, расходы по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и прочие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 расходы в конце месяца полностью списываются на счета 20 и 23, т. е. счет 25 ежемесячно закрывается и остатка на конец месяца на нем не должно быть.

На дебете счета 26 отражаются затраты на заработную плату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные разъезды, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, амортизация, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы. Накопленные в течение месяца расходы на дебете счета 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в зависимости от выбранной учетной политики в дебет счета 20 «Основное производство» (в дебет счета 23 «Вспомогательные производства»), или в дебет счета 90 «Продажи». На этом счете на конец месяца остатка быть не должно.

Таким образом, на калькуляционных счетах 20 и 23 в конце месяца будут учтены все прямые и косвенные затраты на производство продукции, работ, услуг.

Расходы вспомогательного производства по выполнению работ, оказанию услуг для основания) производства списываются с кредита счета 23 в дебет счета 20 (25 и др.). Конечный остаток по дебету счета 23 показывает стоимость незавершенного производства.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи  товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукции», 44 «Расходы на продажу», 41 «Товары», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90. К счету 90 могут быть открыты субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продукции»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-9 «Прибыли (убытки)»

В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи товаров (работ, услуг). Для чего сумму выручки от продажи за отчетный месяц (К-т сч. 90-1), сравнивают с себестоимостью продаж (дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчетам 90-2). Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Иными словами, в конце каждого отчетного месяца на субсчете 90-9 сальдо может быть или дебетовым (прибыль), или кредитовым (убыток). В целом же синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 90.

На счете 91 «Прочие доходы и расходы» обобщается информация о прочих доходах и расходах, кроме доходов и расходов от обычных видов деятельности и чрезвычайных доходов и расходов.

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой или хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

 Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» производятся накопительно в течение отчетного года, т. е. все субсчета счета 91 в течение года не закрываются, на субсчете 91-1 в конце каждого месяца всегда будет кредитовое сальдо, а на субсчете 91-2 - дебетовое.

В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат - сальдо прочих доходов и расходов (прибыль или убыток) для чего сумму прочих доходов (суммарный кредитовый оборот за отчетный месяц субсчета 91-1) сравнивают с суммой прочих расходов (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчету 91-2). Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 91-9.

Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Аналитический учет по счету 99 должен быть организован так, чтобы обеспечить формирование данных.

Записи на счете 99 ведутся накопительно в течение года. В конце каждого месяца финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и сальдо доходов и расходов со счетов соответственно 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносятся на счет 99 «Прибыли и убытки».

Непосредственно на счете 99 отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, суммы условного расхода по налогу на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства, а так постоянные налоговые обязательства (активы).

Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по счету 99 за отчетный период позволяет определить конечный финансовый результат отчетного периода - чистую прибыль или убыток.

В конце отчетного года (31 декабря) при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается (реформация баланса). Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года переносится со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», т. е. на 1-е число следующего за отчетным года остатка по счету 99 быть не должно.

Все формы бухгалтерской отчетности заполняются на основании данных Главной книги. Счета, отражающие состояние расчетов показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам данных счетов должно быть представлено в активе, кредитовое сальдо – в пассиве.

Составление бухгалтерского баланса по международным стандартам финансовой отчетности не является обязательной процедурой для российских организаций, однако, для выхода организации на внешний рынок и более успешного развития составление баланса по МСФО является необходимой процедурой.

Бухгалтерский баланс составляется на последний день отчетного периода. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. Левая часть баланса отражает состав средств по видам (основные средства, производственные запасы, готовая продукция и т.д.) и называется актив. В правой части отражаются источники образования этих средств (уставный капитал, ссуды банка, кредиторская задолженность и т.д.), т.е. величина средств, вложенных в хозяйственную деятельность предприятия, и она называется пассив. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса. Балансовая статья – это показатель, характеризующий определенный вид хозяйственных средств (активная статья) или их источников (пассивная статья). Балансовые статьи сводятся в группы, а группы в разделы. Статьи баланса сгруппированы по разделам по экономическому содержанию.

Как отмечалось ранее, форма «Бухгалтерский баланс» была утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Утвержденная форма «Бухгалтерский баланс» состоит из пяти разделов. Актив баланса включает два раздела: Раздел I. Внеоборотные активы и Раздел II.Оборотные активы. Пассив баланса состоит из трех разделов: Раздел III. Капитал и резервы, Раздел IV. Долгосрочные обязательства и Раздел V. Краткосрочные обязательства.

Рассмотрим порядок составления актива формы «Бухгалтерский баланс».

Актив бухгалтерского баланса включает следующие разделы:

Раздел I. Внеоборотные активы;

Раздел II.Оборотные активы.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 284.