По статье «Нематериальные активы» строка 1110 баланса отражается остаточная стоимость нематериальных активов (НМА), которые принадлежат данной организации.
Чтобы заполнить данную строку необходимо использовать формулу: стр. 1110 = сальдо по дебету счёта 04 (без НИОКТР) – сальдо по кредиту счёта 05.
Объект учитывают в составе нематериальных активов, если одновременно выполняются следующие условия:
- он предназначен для использования в производстве или необходим для управленческих нужд фирмы;
- объект будет использоваться свыше 12 месяцев;
- фирма не собирается продавать его в течение ближайших 12 месяцев;
- на объект есть документы, которые подтверждают права фирмы на него (патенты, свидетельства и т.д.);
- фактическая стоимость объекта может быть достоверно определена;
- он не имеет материально-вещественной формы.
К нематериальным активам относятся объекты, отраженные на рисунке 7.
Рис. 7. Виды нематериальных активов
Не относятся к нематериальным активам:
- организационные расходы, связанные с образованием вашей фирмы;
- материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности (например, книги).
В большинстве случаев авторские права на покупные программы, которые использует организация (например, бухгалтерские), принадлежат организациям-разработчикам. Организация приобретает лишь право пользования ими без ограничения срока. Поэтому их стоимость по статье «Нематериальные активы» баланса не отражают, а включают в состав расходов.
В состав НМА не включают программы для ЭВМ, на которые фирма не имеет исключительных прав. Исключение из этого порядка предусмотрено для программ, приобретенных до 1 января 2001г. Их стоимость организация может продолжать учитывать на счете 04 «Нематериальные активы» и отражать по строке 1110 баланса до тех пор, пока программа не будет полностью самортизирована.
При этом амортизация по нематериальным активам может начисляться в соответствии с ПБУ 14/2007 одним из следующих способов:
- линейным, исходя из норм исчисленных организацией на основе срока полезного использования. Если срок полезного использования определить невозможно, то амортизация по НМА не начисляется);
- пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
- уменьшаемого остатка.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают в бухгалтерском учете Дт 20,23,25,26 Кт 05.
Полная расшифровка состава нематериальных активов приводится в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Статья «Результаты исследований и разработок» строка 1120 заполняется в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».
Чтобы заполнить данную строку необходимо использовать формулу: стр. 1120 = сальдо по дебету счёта 04 субсчёт «Расходы на НИОКР».
По статье «Результаты исследований и разработок» показывают затраты фирмы на завершенные НИОКТР, давшие положительный результат, но не относящиеся к НМА.
Их отражают на счете 04 обособленно, а теперь и в балансе для них отведена отдельная строка.
Перечень затрат, которые учитывают в качестве расходов на выполнение НИОКТР, приведен в п. 9 ПБУ 17/02.
В него включают:
- стоимость материально-производственных запасов, работ и услуг сторонних организаций и физических лиц, используемых при выполнении НИОКТР;
- затраты на заработную плату и страховые взносы в ПФР, ФСС, фонды ОМС, начисленные с нее;
- стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований;
- амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении работ;
- затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств и иного имущества;
- общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны с выполнением НИОКТР;
- другие затраты, непосредственно связанные с выполнением НИОКТР, включая расходы по проведению испытаний.
Расходы на НИОКТР списывают ежемесячно начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато применение результатов НИОКТР.
Срок списания расходов фирма определяет самостоятельно. Однако он не может быть больше пяти лет.
В бухучете существует два способа списания расходов:
- линейный способ;
- способ списания расходов пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).
Выбранный способ списания расходов фирма должна применять в течение всего срока использования результатов НИОКТР.
Если организация прекратила использование результатов НИОКТР, то сумму затрат, которую организация еще не успела отнести на расходы по обычной деятельности, следует списать на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:
Дебет 91-2 Кредит 04 – списаны расходы по результатам НИОКР, применение которых завершено.
В аналогичном порядке, то есть единовременно как прочие расходы, списываются отрицательные результаты НИОКТР.
Порядок списания расходов по НИОКТР в бухгалтерском и налоговом учете различен. Не вести отдельный налоговый учет таких расходов возможно, если:
- списывать их линейным способом;
- начать использовать результаты НИОКР в том же месяце, когда они получены.
Статья «Нематериальные поисковые активы» строка 1130 и статья «Материальные поисковые активы» строка 1140 заполняют организации которые являются пользователями недр (в значении Закона от 21 февраля 1992г. N 2395-1), а также осуществляют затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр.
Чтобы заполнить строку 1130 необходимо использовать формулу: стр. 1130 = сальдо по дебету счёта 08 субсчёт «Нематериальные поисковые активы» — сальдо по кредиту счёта 05 субсчёт «Амортизация и обесценении нематериальных поисковых активов».
Чтобы заполнить строку 1140 используется формула: стр. 1140 = сальдо по дебету счёта 08 субсчёт «Материальные поисковые активы» — сальдо по кредиту счёта 02 субсчёт «Амортизация и обесценение материальных поисковых активов».
Заполняются эти строки в соответствии с ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н. Данным Положением установлены порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), — пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.
К нематериальным поисковым активам, относятся:
а) право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии;
б) информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;
в) результаты разведочного бурения;
г) результаты отбора образцов;
д) иная геологическая информация о недрах;
е) оценка коммерческой целесообразности добычи.
Материальные поисковые активы, как правило, включают в себя используемые в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых:
а) сооружения (система трубопроводов и т.д.);
б) оборудование (специализированные буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т.д.);
в) транспортные средства.
По статье «Основные средства» строка 1150 указываются данные по всем основным средствам организации по остаточной стоимости.
Чтобы заполнить строку 1150 используется формула: стр. 1150 = сальдо по дебету счёта 01 — сальдо по кредиту счёта 02.
К основным средствам относят средства труда со сроком полезного использования свыше 12 месяцев.
Согласно ПБУ 6/01 основные средства - это имущество, которое предназначено для использования фирмой в качестве средств труда более одного года (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт) или сдается в аренду (лизинг).
Таким образом, стоимость имущества со сроком службы более года (независимо от его цены) учитывают на счете 01 «Основные средства» и отражают в статье «Основные средства» баланса.
Из этого правила есть исключение. Если основное средство стоит не дороже 40 000 руб. (без НДС), то его можно учесть в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01), организовав соответствующий контроль за движением такого инвентаря в целях его сохранности.
Можно установить и меньший лимит стоимости основных средств, которые списывают сразу после их передачи в эксплуатацию. Об этом необходимо написать в бухгалтерской учетной политике.
Имущество учитывают в составе основных средств и отражают по статье «Основные средства» баланса, если одновременно выполнены следующие условия:
- оно предназначено для использования в производстве или для управленческих нужд фирмы;
- имущество будут использовать свыше 12 месяцев;
- фирма не собирается его перепродавать;
- имущество может приносить доход.
Единица учета основных средств - это инвентарный объект. Таким объектом может быть:
- отдельный предмет (например, шкаф, автомобиль, холодильник и т.д.);
- единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на общем фундаменте или имеют общее управление (например, персональный компьютер, в состав которого входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
По основным средствам, организация обязана начислять амортизацию. Амортизацию начисляются ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств зачислен в состав основных средств, при этом факт эксплуатации роли не играет.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
По статье «Доходные вложения в материальные ценности» строка 1160 организация указывает имущество, которое предназначено для сдачи в аренду, лизинг, прокат или внаем.
Чтобы заполнить строку 1160 используется формула: стр. 1160 = сальдо по дебету счёта 03 — сальдо по кредиту счёта 02 субсчет «Амортизация и обесценение доходных вложений в материальные ценности».
Лизингодатель по этой строке может отражать имущество для передачи в лизинг по остаточной стоимости, если это имущество будет учитываться на его балансе. Сумму амортизации по данному имуществу, показывают на отдельном субсчете к счету 02. Здесь же приводится остаточная стоимость имущества, предоставляемого по договору проката (на срок до 1 года). Амортизацию по этому имуществу можно начислять только линейным способом (п. 51 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ». Суммы начисленной амортизации также отражаются на счете 02.
Первоначальную стоимость этих объектов определяют в том же порядке, что и основных средств (то есть исходя из всех расходов, связанных с их приобретением). Так, в их первоначальную стоимость включают суммы, уплачиваемые:
- в соответствии с договором продавцу;
- за доставку и монтаж;
- за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением этого имущества, и т.д.
Все эти затраты нужно учесть по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Для этого в учете делают записи:
Дебет 08 Кредит 60 (76, 51...) - учтены затраты, связанные с приобретением имущества, предназначенного для передачи во временное пользование (без НДС);
Дебет 19 Кредит 60 (76, 51...) - учтен НДС по этому имуществу.
После того как имущество будет пригодно к эксплуатации, сделайте проводку:
Дебет 03 Кредит 08 - имущество, предназначенное для передачи во временное пользование, включено в состав доходных вложений в материальные ценности.
Если в отчетном году объект доходных вложений в материальные ценности не готов к эксплуатации (например, если он не полностью укомплектован необходимым для эксплуатации оборудованием), тогда его стоимость нужно отразить в строке 1190 по статье «Прочие внеоборотные активы» годового бухгалтерского баланса.
По статье «Финансовые вложения» строка 1170 приводятся финансовые вложения со сроком обращения (погашения) более 12 месяцев.
Чтобы заполнить строку 1170 используется формула: стр. 1170 = сальдо по дебету счёта 58 (долгосрочные, т.е. более 12 месяцев) + сальдо по дебету счёта 55 субсчёт «Депозитные счета» — Сальдо по кредиту счёта 59 (только долгосрочные вложения) + сальдо по дебету счёта 73 субсчёт «Расчёты с персоналом по прочим операциям» (долгосрочные процентные займы, выданные работникам).
При заполнении данной строки необходимо руководствоваться ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». К финансовым вложениям относятся государственные и муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги других организаций (в том числе долговые ценные бумаги); вложения в уставные капиталы других организаций; займы, предоставленные другим организациям; депозитные вклады в кредитных учреждениях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования; вклады организации – товарища по договору простого товарищества.
Необходимо отметить, что депозитные счета в балансе, учтенные на счете 55, следует отражать по данной строке, только если по ним начисляют проценты, то есть такие вклады приносят доход. В противном случае их необходимо записать в строку «Денежные средства».
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат, что составляет их первоначальную стоимость. Финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости. Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений включается в состав прочих доходов или расходов и отражается по счету 91 в корреспонденции со счетом 58. Финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, отражаются в отчетности по первоначальной стоимости.
По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разрешается разницу между первоначальной и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно относить на финансовые результаты и отражать в составе прочих доходов или расходов.
Организация может создавать резерв под обесценение финансовых вложений, при составлении как годовой, так и промежуточной отчетности, только по тем финансовым вложениям, по которым рыночная стоимость не определяется. Резерв создается в том случае, если происходит устойчивое снижение стоимости финансовых вложений. Суммы такого резерва относят на прочие расходы и указывают в отчетности (Дт 91 Кт 59). Т.е. показатель строки «Финансовые вложения» формируют в нетто-оценке (остаток по дебету счета 58 минус сальдо по кредиту счета 59).
Если право собственности на финансовые вложения перешло к инвестору, то такие объекты показываются в бухгалтерском балансе в полной сумме фактических затрат на их приобретение (независимо от оплаты). При этом непогашенная сумма отражается в пассиве баланса по соответствующей статье как кредиторская задолженность.
Полная расшифровка финансовых вложений должна быть приведена в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
По статье «Отложенные налоговые активы» строка 1180 организация указывает отложенные налоговые активы, учтенные на одноименном счете 09 в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Чтобы заполнить строку 1180 используется формула: стр. 1180 = сальдо по дебету счёта 09.
Отложенный налоговый актив (ОНА) – это положительная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой прибыли. Отложенный налоговый актив показывает, насколько будет уменьшена сумма налога на прибыль, рассчитанного по гл. 25 НК РФ в следующих отчетных периодах. Чтобы определить сумму отложенного налогового актива, необходимо умножить вычитаемую временную разницу на ставку налога на прибыль. Вычитаемая временная разница – это доходы или расходы, которые учитываются при формировании бухгалтерской прибыли в текущем, а налогооблагаемой – в следующих отчетных периодах. Вычитаемые временные разницы образуются если:
- сумма амортизации, начисленная в бухгалтерском учете, больше чем в налоговом;
- коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском и налоговом учете списывают по-разному (в бухгалтерском – сразу, в налоговом – постепенно);
- существует переплата по налогу на прибыль, которая не возвращена организации, а будет зачтена в счет уплаты налога в следующих периодах;
- имеется убыток, перенесенный на будущее (убыток, который не был использован для уменьшения налогооблагаемой прибыли в отчетном периоде, но который будет принят в целях налогообложения в будущем) и т.д.
Из-за вычитаемых временных разниц в отчетном периоде «бухгалтерский» налог на прибыль будет меньше «налогового».
В строке 1190 статья «Прочие внеоборотные активы» вносятся средства и вложения не нашедшие отражения в вышеперечисленных строках бухгалтерского баланса.
По данной статье могут отражаться:
- затраты по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
- авансы, выданные поставщикам и подрядчикам в целях приобретения или создания объектов внеоборотных активов (Письмо Минфина России от 24 января 2011г. N 07-02-18/01);
- стоимость материалов, предназначенных для создания объектов внеоборотных активов (Приложение к Письму Минфина России от 29 января 2014г. N 07-04-18/01).
Строка «Итого по разделу I» В этой строке приводится сумма следующих строк баланса:
- 1110 «Нематериальные активы»;
- 1120 «Результаты исследований и разработок»;
- 1130 «Нематериальные поисковые активы»;
- 1140 «Материальные поисковые активы»;
- 1150 «Основные средства»;
- 1160 «Доходные вложения в материальные ценности»;
- 1170 «Финансовые вложения»;
- 1180 «Отложенные налоговые активы»;
- 1190 «Прочие внеоборотные активы».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 314.