Фальсификация как метод проверки научных теорий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Другой способ эмпирической проверки теоретического знания (теории) — метод фальсификации - опровержения теории, теоретических представлений эмпирическими свидетельствами.

Фальсификация является логически безупречным доказательством несостоятельности теории, теоретического представления, если считать, что она укладывается в схему общезначимого умозаключения вида….

 

Целью фальсификации является критика теории, демонстрация несостоятельности теоретических представлений, которая включает в себя постановку под сомнение тех или иных положений теории.

Существует два взгляда на то, каким образом теория может быть подвергнута сомнению:

· Дюгем и Куайн предлагают с самого начала ставить под сомнение всю теорию целиком (холистский подход), что представляется непрактичным.

· Поппер - автору метода фальсификации – считает, что  критика должна быть дифференцированной и постепенной.

Критика теории неизбежна, если обнаруживаются ее внутренние или внешние трудности. Поскольку априорно невозможно решить, какая часть теории ответственна за возникновение трудностей, оптимальная стратегия фальсификации состоит в последовательной эмпирической проверке различных частей теории. При этом не всегда оказывается, что мы подвергаем сомнению в теории то, что нужно.

Теория в принципе фальсифицируема, если она разделяет класс всех возможных базисных (сингулярных) высказываний на два следующих непустых подкласса:

· подкласс всех тех базисных высказываний, с которыми теория несовместима (такие высказывания запрещают реализацию в предметной области теории определенных ситуаций, «положений дел» и называются потенциальными фальсификаторами теории);

· подкласс всех тех базисных высказываний, с которыми теория совместима, которые ей не противоречат и из нее вытекают (класс потенциальных верификаторов).

До фальсификации должно быть известно, какие эмпирические свидетельства могут фальсифицировать теорию. Теория в принципе фальсифицируема, если подкласс ее потенциальных фальсификаторов не пуст. Принципиальная фальсифицируемость теории имеет степени: из двух теорий одного и того же объекта познания более фальсифицируема та, у которой больше подкласс потенциальных фальсификаторов.

Теория запрещает некоторые «положения вещей» в своей предметной области, но если эти запрещенные явления, как показывает опыт, все же существуют в предметной области, теория фальсифицируется. Фальсификация теории означает, что в ее предметной области обнаруживаются запрещаемые данной теорией сущности или их свойства. Судьба фальсифицированной теории исследователями определяется по-разному. Одни, как например, Поппер, считают, что фальсифицированную теорию следует отбросить и начать разрабатывать новую теорию. Другие предлагают улучшать, переделывать фальсифицированную теорию так, чтобы исключить обнаруженное ее несоответствие эмпирическому материалу.

П. Фейерабенд выдвинул тезис, согласно которому эмпирическое свидетельство фальсифицирует теорию, если оно одновременно подкрепляет другую, конкурирующую теорию. Поэтому единицей фальсифицирующей проверки должен быть, согласно Фейерабенду, целый класс конкурирующих теорий. Выдвинутый Фейерабендом тезис является типично «метафизическим» и сомнительным, поскольку нет метода формулировки всех конкурирущих теорий одного и того же объекта.

 

Ни одна общая теория непосредственно не фальсифицируема, поскольку для ее фальсификации требуются некоторые дополнительные модели объектов и гипотезы, а также теории экспериментальных установок.

Фальсификации подлежит комплекс «теория + дополнительные модели объектов + дополнительные гипотезы + теории экспериментальных установок». Теория определяет потенциальные фальсификаторы, но на их эмпирическую реализацию влияют остальные элементы комплекса.

Принцип фальсификации теорий, как уже отмечалось выше, выдвинут Поппером на основе ряда философских предпосылок. Главный тезис философии науки Поппера — наши научные теории являются смелыми идеями, предвосхищениями природы, и их следует проверять опытом. Неопозитивисты считали, что доказать научную теорию можно опытным подтверждением выведенных из нее «фактоутверждающих» высказываний. Поппер справедливо отмечал, что индуктивный по своей природе опыт не доказывает теорию. Однако опыт может опровергать, фальсифицировать теорию, предъявляя факты, противоречащие ей. Фальсификация открывает путь для новых теорий, которые в свою очередь обречены на фальсификацию. Дело в том, что нефальсифицируемых научных теорий (т. е. согласующихся со всем и с любым опытным материалом), по мнению Поппера, не существует, поскольку разум не является непогрешимым (принцип фаллабилизма). Фальсифицируемость Поппер считает признаком научности теории, однако при этом он не лишает философскую «метафизику» определенной значимости для науки.

Метод фальсификации имеет смысл и помимо философского контекста Поппера. Это надежный метод эмпирического опровержения теоретических представлений, и цель данного метода, еще раз повторим,— опровержение теорий.

Однако следует учитывать, что применение метода фальсификации, как и метода верификации, сталкивается с определенными трудностями. В частности, сопоставление теории с эмпирическими свидетельствами затрудняется «теоретической нагруженностью» фактов: теория может оказаться несовместимой с эмпирическим знанием просто в силу указанной «теоретической нагруженности» свидетельств. Но главное в другом. Для каждой теории характерны так называемые аномалии (неразрешимые в пределах теории проблемы), настойчивые попытки преодоления которых в рамках данной теории не приводят к успеху, что ставит под сомнение ее эксплицитные фундаментальные обобщения. Вот здесь и возникает проблема проверки теории, которая никогда не сводится к сравнению теории с действительностью, но оказывается составной частью борьбы различных групп научного сообщества. Исход этой борьбы, конечно, не определяется простым волевым решением: мы не хотим эту теорию, мы хотим другую. Выбор теории не решается подсчетом голосов.

 


[1] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с., с. 372.

 

[2] Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. / М. Хайдеггер. Марбургские лекции летнего семестра 1927 года, изданные Фридрихом-Вильгельмом фон Херманном.  Перевод с немецкого А. Г. Чернякова. -  Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа. -   2001.

[3] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с., с. 372.

 

[4] Мамардашвили М. О гражданском обществе / Мераб Мамардашвили и классическое европейское философское наследие. Традиции и новации. – Пермь: Изд-во Пермского государственого технического университета, - 2007. с. 225-262 – с. 238

 

[5] Там же . с. 244

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. т. 46. ч. II, с. 215, 221

[7] Маркс К. П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 27.С. 406.

[8] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с. 127

[9] Там же, с. 129.

[10] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с. 128-129.

 

[11] Подробнее см. : Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с.82-85.

[12] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с. 85-88

[13] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с. 88-90

[14] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с. 49-50

[15] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с. 46.

[16] Сух. С.51

[17] Сух. С.91

[18] С. 91

[19] Сух. 59

[20] Сух. С.93

[21] Сух. 96

[22] Сух с. 101

[23] 101

[24] 102

[25] Сух. 51-52

[26] В. С. Стёпин. В. Л. Абушенко. Ф. И. Голдберг. Эксперимент мысленный. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 07.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7006 (19.12.2017)

 

[27] Жилина В.А. Идеология как атрибут социального бытия: диссертация на соискание степени д. ф.н. - с. 17

[28] Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. / М. Хайдеггер. Марбургские лекции летнего семестра 1927 года, изданные Фридрихом-Вильгельмом фон Херманном. Перевод с немецкого А. Г. Чернякова. - Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа. - 2001. - С.36

[29] Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. с.11.

[30] Суханов с. 114

[31] Суханов

[32] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с.19.

[33] Меркулов И. П. Абушенко В. Л. Гипотеза. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2018 (последняя редакция: 03.01.2018). URL: http://gtmarket.ru/concepts/6990 (дата обращения 09.01.2018)

[34] Меркулов И. П. Абушенко В. Л. Гипотеза. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2018 (последняя редакция: 03.01.2018). URL: http://gtmarket.ru/concepts/6990 (дата обращения 09.01.2018)

[35] Посылкаэто утверждение, предназначенное для обоснования или объяснения некоторого аргумента. В логике аргумент — это множество предложений (или «суждений») одни из которых являются посылками, а другие утвердительные предложения (или суждения) — логическими выводами.

[36] Суханов, К. Н. Философия науки : курс лекций / К. Н. Суханов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. – с.120

[37] Конвенциональный – слово происходит от латинского “conventionalis”, что означает согласованный, условный, соответствующий нормам, соответствующий договору, условию.

[38] Меркулов И. П. Абушенко В. Л. Гипотеза. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2018 (последняя редакция: 03.01.2018). URL: http://gtmarket.ru/concepts/6990 (дата обращения 09.01.2018)

[39] https://studfiles.net/preview/2203453/page:9/

[40] https://studfiles.net/preview/2203453/page:9/

[41] Там же

[42] https://studfiles.net/preview/2203453/page:9/

[43] http://bsu-philosophy.wikia.com/wiki/Сановление_развитой_научной_теории_(классический_вариант_формирования_теории)


Дата: 2019-02-19, просмотров: 257.