«По поводу того, что именно описывает теория и в чем заключается ее познавательная ценность, существуют различные точки зрения. Одну из них можно охарактеризовать как эссенциализм. Сторонники ее полагают, что научные теории описывают и объясняют особый уровень действительности, который в философии называется сущностью. С такой точки зрения уровень эмпирического знания описывает явления, а уровень теоретического знания – сущность. Например, атомная физика описывает и объясняет структуру и свойства атомов, – это уровень сущности. А исследование свойств различных химических элементов посредством наблюдений и экспериментов, – это уровень явления.
Другую точку зрения можно охарактеризовать как феноменализм. Феноменалисты утверждают, что разговоры о сущности бессодержательны; задача науки – систематизированное описание явлений, феноменов; научные теории – это удобная форма хранения и передачи знаний об обширных и разнообразных классов явлений»[40]
Научное объяснение какого-то явления означает (в отличие от ненаучного объяснения) интерпретацию данного явления в научном контексте; для его объяснения привлекаются имеющиеся научные знания и допустимые в науке способы рассуждения. Научные объяснения опираются на научные законы.
Научное предсказание также есть результат применения научных законов……
научное предсказание, как правило опирается на использование научных законов
Формирование методологии научного познания и научного проектирования на основе научных теорий происходит за счет того, что «теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами и в теории происходит разработка терминологии»[41]
Названные функции научной теории определяют её основные черты.
«Основные черты научной теории:
1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.
3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.
4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.
5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы». [42]
По мнению А. Эйнштейна, научная теория должна отвечать следующим критериям:
1. не противоречить данным опыта;
2. быть проверяемой;
3. отличаться красотой, гармоничностью, изяществом;
4. иметь широкую область своего применения
С точки зрения К. Поппера, научная теория должна отвечать следующим критериям:
1. непротиворечивость — не нарушать законы формальной логики;
2. возможность экспериментальной проверки — верификации;
3. возможность опровержения теории — принципиальной допустимости фальсификации.
Становление научной теории происходит как процесс, решения научно-познавательной проблемы, в котором «задействованы сеть базовых понятий, совокупность методов, методологические нормы и принципы, данные экспериментов, обобщения фактов и заключения теоретиков и экспертов».
Теория, в рамках которой формируется понятийный аппарат, позволяет наиболее полно и достоверно описать изучаемую сферу действительности, через включение в теоретическое знание, данное на уровне понятий, чувственно-эмпирическое и рационально-эмпирическое знание (данное на уровне конкретных и общих представлений).
На стадии зарождения научная теория не является автономной и общепринятой системой. Стадия зрелости теории характеризуется сформированностью основных принципов, выраженного понятиями и высказываниями основного содержания теории. Такая теория называется развитой теорией или завершенной теорией.
«Развитая теория содержит в себе сведения о причинных, генетических, структурных и функциональных взаимодействиях реальности. Развитая теория открыта для описания, интерпретации и объяснения новых фактов, и готова включить в себя дополнительные метатеоретические построения. Развитая теория - не просто совокупность связанных положений, но содержит в себе механизм концептуального движения, внутреннего развертывания содержания, включает в себя программу построения знания (целостность теории)».[43]
Методологи выделяют три особенности построения развитой научной теории: 1)«развитые теории большей степени общности в современных условиях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетливо выраженным разделением труда между ними» - речь о коллективном субъекте научного творчества, что обусловлено усложнением объекта исследования и увеличением объема необходимой информации. 2)«фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов», «промежуточные звенья, необходимые для построения теории, создаются по ходу теоретического синтеза». 3) применение метода математической гипотезы: построение теории начинают с попыток угадать ее математический аппарат (B. C. Степин). При обнаружении неконструктивных элементов внутри теоретических схем проводилась своеобразная селекция идеализированных объектов. Обращение к мысленному эксперименту объясняло или опровергало предполагаемые зависимости и необходимые условия.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 258.