Религия
Т. Готье. Прометей
Теофиль Готье (1811–1872) – французский писатель и критик. Апологет теории «искусства для искусства». Один из основателей «Парнаса». Стихотворение печатается по изд.: Русский сонет. М., 1983. С. 123. Перев с фр. О. Чюминой.
Небесного огня отважный похититель,
Прикован к высотам, на муки осужден,
Олимпу и теперь бросает вызов он,
И втайне перед ним трепещет небожитель.
Когда ночная мгла объемлет небосклон,
Покинув синих вод прохладную обитель,
Ундины юные спешат со всех сторон
К скале, где пригвожден недавний победитель.
Он внемлет в тишине их жалобным речам,
Их слезы льют бальзам в зияющую рану,
Но ты, Рибейра[932], был суровее, чем сам
Неумолимый Зевс к отважному титану,
Тобою осужден один во тьме ночей
Терзаться муками великий Прометей.
Философия
К. П. Масальский. Два мудреца
Константин Петрович Масальский (1802–1861) – русский поэт, писатель-романист, один из последних приверженцев классицизма. Его проза, а также стихотворные произведения пользовались в свое время большой популярностью, однако не оставили глубокого следа в русской литературе. Стихотворение «Два мудреца» относится к 1821 году. Гераклит (ок. 554–483 до Р. Х.) – греческий философ, за глубину и загадочность мыслей, часто выраженных в странных и сложных понятиях, получил прозвание Темный. Античная традиция интерпретировала Гераклита как «вечно плачущего» философа, скептически смотревшего на мир. Демокрит (460–371 до Р. Х.) – представитель философской школы города Абдеры. Оптимизм его воззрений создал ему репутацию «смеющегося философа». Гераклит умер за 23 года до рождения Демокрита. Разумеется, встречаться философы не могли. Печатается по изд.: Поэты 1820–1830-х годов. М., 1971. Т. 2 (сер. «Библиотека поэта»). С. 493–494.
Философ Гераклит, наплакавшись досыта,
Сидел под деревом и, видя Демокрита,
Который шел и хохотал,
«О боги, боги! – закричал. –
Куда не обернешься,
Везде со слабостью иль глупостью столкнешься.
Ну можно ль, не лишась рассудка, хохотать
По пустякам, как сей прохожий?»
А Демокрит меж тем так начал рассуждать:
«Все люди на ребят похожи!
Вот, например, старик. Такой плачевной рожи
Я сроду не видал. О чем же плачет он?
Именье потерял, иль невпопад влюблен,
Иль огорчен другим подобным вздором?
А если б философским взором
На мир он посмотрел,
То верно бы, как я, смеяться захотел».
Потом друг нá друга, не говоря ни слова,
Глядели мудрецы. Один из них рыдал,
Другой же хохотал,
И каждый сожалел о глупости другого.
Театр
Е. Ф. Розен. Эврипид
Георгий (Егор) Федорович Розен (1800–1860) – русский поэт, переводчик. Писал как на русском, так и на немецком языке, переводил на немецкий язык произведения отечественных поэтов. Автор либретто оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Стихотворение «Эврипид» написано им, скорее всего, в 1845 году. Эврипид (Еврипид) (485/84 или 480–406 до Р. Х.) – древнегреческий поэт-драматург, младший из трех классических трагедийных поэтов. Печатается по изд.: Поэты 1820–1830-х годов. М., 1972. Т. 1 (сер. «Библиотека поэта»). С. 579.
Он эллин был – счастливый гражданин,
Краса и честь блистательных Афин!
Великий царь, изящного любитель,
Позвал поэта в царскую обитель.
Но там затмились светлые часы,
И горшее из зол судьба наслала:
Певца заели Архелая[933] псы
И молния на гроб его упала[934].
А. А. Ахматова. Античная страничка
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889–1966) – русская поэтесса, представительница серебряного века в России. Ее произведения – образец тончайшей лирики, как «идеологически вредные», неоднократно запрещались советской властью. «Античная страничка» написана в 1961 году. Софокл (ок. 496 – 406 до Р. Х.) – древнегреческий драматург, один из трех великих античных трагиков. После смерти почитался как heros dexion («муж праведный»). Пиндар (ок. 518 – 442 или 438 до Р. Х.) – знаменитый древнегреческий поэт-лирик, его произведения послужили основой для хоровых выступлений в театре. По преданию, Александр Македонский, взяв город Фивы (335 до Р. Х.), приказал уничтожить в нем все, кроме дома, в котором жил Пиндар. Печатается по изд.: Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. М., 1976 (сер. «Библиотека поэта»). С. 259–260.
1
Смерть Софокла
Тогда царь понял, что умер Софокл.
Легенда
На дом Софокла в ночь с небес слетел орел,
И мрачно хор цикад вдруг зазвенел из сада.
А в этот час уже в бессмертье гений шел,
Минуя вражий стан у стен родного града.
Так вот когда царю приснился странный сон:
Сам Дионис ему снять повелел осаду,
Чтоб шумом не мешать обряду похорон
И дать афинянам его почтить отраду.
2
Александр у Фив
Наверно, страшен был и грозен юный царь,
Когда он произнес: «Ты уничтожишь Фивы».
И старый вождь узрел тот город горделивый,
Каким он знал его еще когда-то встарь.
Всё, всё предать огню! И царь перечислял
И башни и врата, и храмы – чудо света,
Но вдруг задумался и, просветлев, сказал:
«Ты присмотри, чтоб цел был дом поэта».
Воспитание и общественная
жизнь спартанцев
Тэффи. Как жили люди в Древней Спарте
Нижеследующий текст является фрагментом из книги «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”» (1911), написанной авторами популярного до революции в России журнала «Сатирикон». «Всеобщая история» является юмористическим переложением мировой истории – сатирой на порой скучное гимназическое преподавание этого предмета. Тэффи – литературный псевдоним русской писательницы Н. А. Лохвицкой-Бучинской (1872–1952). В 1920 г. она покинула Россию и продолжила свое литературное творчество за рубежом. Печатается по изд.: Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». – Репр.: СПб, 1911. – Л., 1990. С. 28–32.
Спарта
Лакония составляла юго-восточную часть Пелопоннеса и получила свое название от манеры тамошних жителей выражаться лаконически.
Летом в Лаконии было жарко, зимою холодно. Эта необычайная для других стран система климата, по свидетельству историков, способствовала развитию жестокости и энергии в характере жителей.
Главный город Лаконии без всякой причины назывался Спартой.
В Спарте был ров, наполненный водою, чтобы жители могли упражняться в сбрасывании друг друга в воду. Сам город не был огражден стенами: мужество граждан должно было служить ему защитой. Это, конечно, стоило местным отцам города дешевле самого плохого частоколишки.
Спартанцы, хитрые по природе, устроили так, что у них царствовали всегда два царя зараз. Цари грызлись между собою, оставляя народ в покое. Конец этой вакханалии положил законодатель Ликург.
Ликург был царского рода и опекал своего племянника.
При этом он все время тыкал всем в глаза своей справедливостью. Когда терпение окружающих наконец лопнуло, Ликургу посоветовали отправиться путешествовать. Думали, что путешествие разовьет Ликурга и так или иначе повлияет на его справедливость. Но, как говориться, вместе тошно, а врозь скучно. Не успел Ликург освежиться в обществе египетских жрецов, как соотечественники потребовали его возвращения. Ликург вернулся и утвердил в Спарте свои законы.
После этого, опасаясь слишком горячей благодарности со стороны экспансивного народа, он поспешил сам себя уморить голодом.
– Зачем предоставлять другим то, что можешь сделать сам! – были его последние слова.
Спартанцы, увидя, что с него взятки гладки, стали воздавать его памяти божеские почести.
Население Спарты делилось на три сословия: спартиатов, периэков и илотов.
Спартиаты были местные аристократы, занимались гимнастикой... и вообще задавали тон.
Периэкам гимнастика была запрещена. Вместо того они платили подати.
Хуже всех приходилось илотам, или, по выражению местных остряков, «недоэкам». Они обрабатывали поля, ходили воевать и часто восставали на своих господ. Последние, чтобы склонить их на свою сторону, придумали так называемую криптию, то есть, попросту, в известный час убивали всех встречных илотов. Это средство быстро заставило илотов одуматься и зажить в полном довольстве.
Спартанские цари пользовались большим уважением, но небольшим кредитом. Народ верил им только на месяц, затем заставлял снова присягать законам республики.
Так как в Спарте царствовало всегда два царя и была притом еще и республика, то все это вместе называлось республикой аристократической.
По законам этой республики спартанцам был предписан самый скромный, по их понятиям, образ жизни. Например, мужчины не имели права обедать у себя дома; они собирались веселой компанией в так называемых ресторанах – обычай, соблюдаемый многими людьми археологической складки и в наше время, как пережиток седой старины.
Любимое кушанье их составляла черная похлебка, приготовлявшаяся из свиного отвара, крови, уксуса и соли. Похлебку эту как историческое воспоминание славного прошлого и доселе приготовляют у нас в греческих кухмистерских, где она известна под названием «брандахлыста» <...>
Воспитание детей
Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими.
Образование они получали самое основательное: их учили не кричать во время порки. В 20 лет спартиат сдавал экзамен по этому предмету на аттестат зрелости <...>
Скромность и уважение к старшим было первым долгом молодых людей <...>
Они с детства приучались говорить лаконически, то есть коротко и сильно. На длинную витиеватую ругань врага спартанец отвечал только: «От дурака слышу».
Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке – илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нем». А другая, отдавая кухарке петуха для жаренья, сказала лаконически: «Пережаришь – вздую».
Как высокий пример мужественности спартанской женщины приводится следующая история.
Одна женщина по имени Лэна, знавшая о противозаконном заговоре, чтобы не выдать случайно имени заговорщиков, откусила себе язык и, выплюнув его, сказала лаконически:
– Милостивые государи и милостивые государыни! Я, нижеподписавшаяся, спартанская женщина, имею честь сказать вам, что если вы думаете, что, мы, спартанские женщины, способны на низкие поступки, как-то:
а) доносы,
б) сплетни,
в) выдачу своих сообщников и
г) клевету,
то вы сильно ошибаетесь и ничего подобного от меня не дождетесь. И пусть странник передаст Спарте, что я выплюнула свой язык, верная законам о гимнастике своего отечества.
Ошеломленные враги вставили в Лэну еще одно «э», и она стала Лээна, что значит «львица».
Упадок Спарты
Постоянное купанье и лаконический разговор сильно ослабили умственные способности спартанцев, и они значительно отстали в развитии от других греков, которые за любовь к гимнастике и спорту прозвали их «спортанцами».
Спартанцы воевали с мессенянами и однажды так струсили, что послали за помощью к афинянам. Те, вместо воинских орудий, прислали им в помощь поэта Тиртея, заряженного собственными стихами. Услышав его декламацию, враги дрогнули и обратились в бегство. Спартанцы овладели Мессенией и завели у себя гегемонию.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.