Составление и комментарии К. В. Постернака
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Москва

2000

С целью показать значение античности для нашего времени, в данном Приложении приводится подборка текстов из произведений более поздних или современных авторов на античные сюжеты.

ИсториЯ древней Греции

ВВЕДЕНИЕ
ОтлиЧительные Черты древнегреЧеской цивилизации
Природные условиЯ Древней Греции

И.–И. Винкельман. Мысли по поводу подражания греческим
произведениям в живописи и скульптуре

Иоганн-Иоахим Винкельман (1717–1768) – немецкий просветитель, богослов, хранитель собрания древностей Ватикана, написавший книгу «История искусства древности», в которой, сильно идеализируя греческое искусство, тем не менее дал его первое систематическое и научное описание, оказавшее влияние на эстетические теории многих философов XIX века. «Мысли» (1755) – первый трактат Винкельмана на античный сюжет. Печатается по изд.: Винкельман И.–И. Избранные произведения и письма. – Репр.: М.–Л., 1935. – М., 1996. С. 85. Перев. с нем. А. А. Алявдиной.

Хороший вкус, все более и более распространяющийся по всему миру, начал впервые развиваться под небом Греции. Все изобретения других народов попадали в Грецию в виде, так сказать, первого зачатка и принимали совсем иной характер и облик в стране, которую Минерва, по преданию, убедившись в умеренности ее климата, предпочла всем прочим странам для поселения в ней греков, как страну, которая способна будет производить на свет умных людей.

Вкус, который эта нация проявила в своих творениях, остался присущим ей одной. Он редко проявлялся вдали от Греции во всей своей полноте, а странами наиболее отдаленными вкус этот был воспринят значительно позднее. Он, без всякого сомнения, совершенно отсутствовал под небом севера, в те времена, когда оба рода искусства, великими учителями которых были греки, имели немногочисленных поклонников <...>

А. Тойнби. Описание Аттики

Арнольд Дж. Тойнби (1889–1975) – английский историк и социолог, автор знаменитого двенадцатитомного труда «Исследование истории» (1934–1961), в котором изложил всемирную историю как циклическое развитие замкнутых цивилизаций. Особое место в «Исследовании» занимает Греция. Печатается по изд.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. М., 1996. С. 105–106. Перев. с англ. Е. Д. Жаркова.

Аттика – это «Эллада Эллады» не только в душе своей, но и по облику. Она находится к другим районам Эгеи в таком же отношении, в каком вся Эгея – к странам за ее пределами. Если вы будете приближаться к Греции морем с запада, то, проходя через Коринфский залив, вы почувствуете, что взор ваш уже привык к виду греческого пейзажа – красивого и горького одновременно. Но едва ваш пароход, пройдя вдоль перешейка, вновь окажется в эгейских водах, вы будете вновь поражены аскетичностью открывшегося вам по другую сторону перешейка пейзажа. Аскетичность эта достигает своей высшей точки в районе выступа Саламина, когда перед вашим взором открывается земля Аттики.

В Аттике с ее чрезмерно легко и каменистой почвой процесс, называемый денудацией (обнажением, оголением), процесс, которого счастливо избежала Беотия, завершился еще при Платоне.

Что предприняли афиняне, когда их страна стала утрачивать безмятежность своей беотийской юности? Мы знаем, что они «дали образование» Элладе. Когда пастбища Аттики высохли, а обрабатываемые угодья истощились, народ перешел от животноводства и земледелия к возделыванию оливковых плантаций. Это феноменальное дерево не только способно выжить на голом камне, но еще и обильно плодоносить. Однако одним оливковым маслом жив не будешь и афиняне стали обменивать масло на скифское зерно. Транспортировали масло морем, предварительно расфасовав его в глиняные кувшины, а это в свою очередь стимулировало гончарное ремесло и развивало искусство мореплавания. Скифский рынок повлиял и на серебряные рудники Аттики, поскольку международная торговля требует денежной экономики и тем самым стимулирует разработку полезных ископаемых, в данном случае – драгоценных металлов и гончарной глины. Наконец, все это вместе взятое – экспорт, промышленность, торговые суда и деньги – вызвало к жизни развитие военно-морского флота. Таким образом, оголение почвы в Аттике во сто крат приумножили утраченные богатства <...> Именно эти богатства – богатства, о которых не помышлял беотийский земледелец, ибо его никогда не подводили добротные почвы полей, – стали экономической основой политической, духовной, художественной культуры, сделавшей Афины «школой Эллады». В политическом плане афинские промышленники и мореплаватели являлись избирателями афинской демократии, тогда как аттическая торговля и морская власть создавали рамки для международного союза эгейских городов-государств, который оформился в Дельфийскую Лигу под покровительством Афин. В художественном плане расцвет аттического гончарного дела вызвал к жизни новые формы изобразительного искусства. Исчезновение лесов заставило аттических архитекторов работать не в дереве, а в камне, и в результате родился Парфенон. Аттическая культура впитала в себя достижения и характерные черты всех других проявлений эллинской культуры, чтобы усовершенствовав, передать их потомкам.




Дата: 2019-02-19, просмотров: 225.