Студент должен научиться определять хозяйственную ценность растений различных
ботанических групп; знать: приёмы оценки растений; уметь: провести инвентаризацию разнообразных природных кормовых угодий; знать: принципы классификации угодий.
Содержание темы
Деление растений на хозяйственно-ботанические группы: злаки, бобовые, осоковые, разнотравье. Кормовые, сорные (непоедаемые, вредные, ядовитые) растения. Сравнительная оценка кормовых растений по обилию в травостое, поедаемости, химическому составу, питательности. Хозяйственная характеристика наиболее распространенных видов трав и семейств: мятликовых (злаковых), бобовых, осоковых, астровых (сложноцветных), маревых, сельдерейных (зонтичных), розоцветных, капустных (крестоцветных), хвощовых.
Площади природных кормовых угодий и их распространение по природно-климатическим зонам. Изменение растительности сенокосов и пастбищ под влиянием условий обитания и хозяйственного использования. Сезонные и погодные изменения растительности. Луговая стадия дернового процесса. Влияние деятельности человека на растительность; сенокошение, выпас, осушение, орошение, внесение удобрений, гербицидов. Типы кормовых угодий природных зон, их характеристика. Пойменные луга. Инвентаризация и паспортизация естественных кормовых угодий. Природоохранные мероприятия.
Методические указания: следует обратить внимание на кормовые качества луговых растений, а именно: химический состав, питательную ценность, поедаемость различными животными, переваримость, встречаемость, урожайность и продуктивную ценность (выход животноводческой продукции) по биологическим группам. Необходимо знать способы оценки кормовых растений и сравнительную кормовую ценность отдельных семейств: бобовых, злаковых, осоковых и семейств из группы разнотравья: сложноцветных, маревых, крестоцветных, розоцветных, зонтичных, лютиковых, норичниковых, гречишных, лилейных, хвощевых — и влияние этих растений и групп на сбалансированность получаемого корма. Из охарактеризованных в кормовом отношении видов отлично и хорошо поедаются животными 29%, удовлетворительно 27%, плохо 16% , не поедаются 28%. Среди растений встречаются вредные (отрицательно влияют на качество продукции, а также механически воздействуют на организм животного) и ядовитые(приводят к нарушению функций организма).
Особо следует уделить внимание бобовым и злаковым растениям, как растениям, представляющим наибольшую кормовую ценность. Необходимо остановиться на растениях, которые имеют кормовую ценность в различных зонах РФ.
Очень важно знать вредные и ядовитые растения и меры борьбы с ними, а также основные виды трав, которые студенту следует отличать.
Естественные сенокосы и пастбища, занимая колоссальные площади, находятся в различных природных условиях (климатических, почвенных и других, что, в свою очередь, определяет их разнохарактерность и большое различие между ними. Исходя из этого, в основу классификации естественных кормовых угодий берутся растения, их видовое разнообразие и условия среды, в которых они произрастают (экологические факторы). Луговые растения, под воздействием различных природных условий, формируют различные растительные группировки (фитоценозы), которые взаимосвязаны со средой — местообитанием.
Классы лугов
Материковые Пойменные
Группы типов
Суходольные | Низинные | Прирусловая пойма | Центральная пойма | Притеррасная пойма |
Типы лугов
Абсолютный суходол | Низинные долинные | Гривы | Гривы | Луга низкого уровня |
Нормальный суходол | Низинные сырые | Межгривные понижения, или луга | Луга высокого уровня | Осоковые луга |
Суходол временно избыточного увлажнения | Низинные заболоченные | Луга высокого уровня | Луга среднего уровня | Ольховые болота (ольшаник) |
Луга среднего уровня Луга низкого уровня | Луга низкого уровня | Заливные на делювии, перекрывшем ольшаник |
На состав растительности, ее урожайность и кормовую ценность влияет возраст луга, уход за ним и способ использования.
В связи с этим необходимо знать, как влияют на изменение растительности сенокошение, выпас скота, распашка луговых угодий и прочее. Вместе с этим следует обратить внимание, как в результате воздействия природных факторов и биологических особенностей луговых трав, произрастающих в растительных сообществах, идет процесс луговых стадий дернового процесса.
В целях правильного использования большого разнообразия сенокосов и пастбищ возникает необходимость в их классификации. Классификация естественных кормовых угодий в нашей стране производится с учетом определенных - природных зон (тундра, лесолуговая, лесостепная, степная, полупустынная, пустынная). Отдельно рассматриваются сенокосы и пастбища горных районов и пойменные.
В настоящее время во всем мире существуют два направления в классификации растительных сообществ, Первое направление — фитотопологическое, в его основу положены различия в типах местообитаний растений, при этом учитывается водный режим, почвенные разности, рельеф, климат, условия влажности и видовой состав.
Второе направление (фитоценологическое) в классификации учитывает лишь состав растительных группировок (фитоценозов). Однако оба эти направления в практике отдельно не применяются. На их основе разработана классификация лугов с учетом растительности. По данной классификации все природные кормовые угодья разделены на 25 классов:
1. Тундровые и лесотундровые равнинные на минеральных и торфянистых тундровых почвах.
2. Равнинные суходольно-луговые на подзолистых, дерново-подзолистых и других почвах лесной зоны.
3. Равнинные лугово-степные на оподзоленных, выщелоченных, типичных глинистых, суглинистых черноземах, серых лесных почвах и солонцах лесостепной зоны.
4. Равнинные степные и сухостепные на глинистых обыкновенных и южных черноземах, темно-каштановых и каштановых почвах и солонцах степной зоны.
5. Равнинные степные и лугово-степные на серых песчаных и черноземновидных супесчаных почвах степной и лесостепной зон.
6. Равнинные полупустынные (пустынно-степные) на суглинистых и каменистых светло-каштановых, бурых почвах и солонцах.
7. Равнинные пустынные на суглинистых и каменистых серо-бурых и сероземных почвах.
8. Равнинные пустынные (пустынно-степные) на светло-каштановых и бурых супесчаных почвах. 9. Равнинные пустынные на песчаных почвах (пустыни среднеазиатского типа).
10. Низинные и западинные луговые на болотно-тундровых, луговых и лугово-болотистых, иногда солончаковых, горных поясов, низинных (сазовые) почвах. Этот класс лугов интразональный. Он имеет место в тундровой зоне, лесной, в горном поясе и в зоне высокогорья.
11. Низинные, западинные, лиманные и подовые на солодях, лугово-черноземных и лугово-каштановых почвах, иногда засоленных и солонцеватых.
12. Низинные на пухлых солончаках и такыровидных почвах преимущественно с солянковой растительностью.
13. Краткопоемные луговые на аллювиальных луговых почвах, затопляемые полыми водами менее двух недель; этот класс лугов интразональный, распространен во всех зонах.
14. Долгопоемные луговые на аллювиальных луговых почвах, затопляемые полыми водами более двух недель. Интразональный класс, имеет место в тундровой зоне, лесолуговой, степной, лесостепной и в пустынной зонах.
15. Мелкосопочные и предгорные лесостепные (лугово-степные) на выщелоченных черноземах и черноземновидных горных почвах.
16. Мелкосопочные и предгорные степные на черноземных, каштановых почвах.
17. Мелкосопочные и предгорные полупустынные и пустынные на светло-каштановых 'бурых сероземных почвах.
18. Горные луговые на горных дерново-подзолистых серых, коричневых и бурых лесных почвах и лугово-степные на выщелоченных и оподзоленных горных черноземах.
19. Горные степные на горных черноземных и каштановых почвах.
20. Горные полупустынные на светло-каштановых, бурых и сероземных горных почвах.
21. Высокогорные луговые (субальпийские и альпийские) на луговых и лугово-торфянистых горных почвах.
22. Высокогорные степные на каштановых горных почвах.
23. Высокогорные полупустынные и пустынные на высокогорных бурых и светло-бурых почвах
24. Высокогорные и горные тундровые на каменистых тундровых горных почвах.
25. Болотные на минеральных и торфянистых болотных почвах (в разных зонах и местоположениях), то есть это класс интразональный.
В свою очередь, каждый класс подразделяется на подклассы (типы и подтипы).
В зависимости от продолжительности затоплений полыми водами пойменные луга делят на:
а) долгопойменные с продолжительностью затопления полыми водами более 15 дней;
б) краткопойменные с продолжительностью затопления до 15 дней.
На пойме после спада полых вод остается наилок разной мощности и разного качества по механическому и химическому составам. Наилок оказывает существенное влияние на формирование травостоя пойменного луга. Следует также обратить внимание и на то, что на формирование травостоя и урожай пойменного луга влияют не только затопление и отложение наилка, но и подтопление почвенно-грунтовыми водами, уровень которых на отдельных частях поймы находится на различной глубине (от 0,5 до 3—4 метров). Иногда они выходят на поверхность почвы. Динамичность почвенно-грунтовых вод влияет не только на формирование травостоя, но и на режим использования луга.
Целью инвентаризации является учёт угодий, изучение их культуртехнического состояния, характера пользования. Инвентаризация с подробным учётом параметров для каждого контура землепользования называется паспортизацией.
Вопросы для самоконтроля
1. Особенности нарастания массы и изменение питательной ценности трав по фазам вегетации.
2. Основные методы оценки при определении кормового достоинства луговых растений.
3. На какие хозяйственно-ботанические группы подразделяются луговые растения? Укажите наиболее распространенные растения из этих групп.
4. В чем заключаются основные кормовые достоинства растений из семейства злаковых, бобовых, сложноцветных и других?
5. Наиболее распространенные ядовитые, вредные и сорные растения на лугах и их вред для животноводства. Меры борьбы с ядовитыми, вредными и нежелательными растениями из группы разнотравья.
6. Какие происходят изменения кормовых качеств луговых растений в зависимости от фаз их развития?
7. Чем объясняется необходимость классификации сенокосов и пастбищ по природным зонам РФ?
8. Как изменяется лугопастбищная растительность под влиянием природных факторов, сенокошения и выпаса?
9. Что понимается под фитотопологическим и фитоценологическим направлениям в классификации природных кормовых угодий?
10 Каковы основные классы, подклассы и типы лугов лесной, степной и других зон РФ?
11. Каковы особенности пойменных лугов РФ?
12. В чем заключается инвентаризация и паспортизация естественных сенокосов и пастбищ?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 705.