Тема 2.Хозяйственная характеристика основных растений сенокосов и пастбищ. Классификация кормовых угодий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     

Студент должен научиться определять хозяйственную ценность растений различных

ботанических групп; знать: приёмы оценки растений; уметь: провести инвентаризацию разнообразных природных кормовых угодий; знать: принципы классификации угодий.                                      

                                                     

Содержание темы

 

Деление растений на хозяйственно-ботанические группы: злаки, бобовые, осоковые, разнотравье. Кормовые, сорные (непоедаемые, вредные, ядовитые) растения. Сравнительная оценка кормовых расте­ний по обилию в травостое, поедаемости, химическому составу, пита­тельности. Хозяйственная характеристика наиболее распространенных видов трав и семейств: мятликовых (злаковых), бобовых, осоковых, астровых (сложноцвет­ных), маревых, сельдерейных (зонтичных), розоцветных, капустных (крестоцветных), хвощовых.

Площади природных кормовых угодий и их распространение по природно-климатическим зонам. Изменение растительности сенокосов и пастбищ под влиянием условий обитания и хозяйственного исполь­зования. Сезонные и погодные изменения растительности. Луговая стадия дернового процесса. Влияние деятельности человека на растительность; сенокошение, выпас, осушение, орошение, внесение удобрений, гербицидов. Типы кормовых угодий природных зон, их характеристика. Пой­менные луга. Инвентаризация и паспортизация естественных кормо­вых угодий. Природоохранные мероприятия.                                                                                                                                  

Методические указания: следует обратить внимание на кормовые качества луговых растений, а именно: химический состав, питатель­ную ценность, поедаемость различными животными, перева­римость, встречаемость, урожайность и продуктивную цен­ность (выход животноводческой продукции) по биологичес­ким группам. Необходимо знать способы оценки кормовых растений и сравнительную кормовую ценность отдельных семейств: бобо­вых, злаковых, осоковых и семейств из группы разнотравья: сложноцветных, маревых, крестоцветных, розоцветных, зон­тичных, лютиковых, норичниковых, гречишных, лилейных, хвощевых — и влияние этих растений и групп на сбалансиро­ванность получаемого корма. Из охарактеризованных в кормовом отношении видов отлично и хорошо поедаются животными 29%, удовлетворительно 27%, плохо 16% , не поедаются 28%. Среди растений встречаются вредные (отрицательно влияют на качество продукции, а также механически воздействуют на организм животного) и ядовитые(приводят к нарушению функций организма).

Особо следует уделить внимание бобовым и злаковым растениям, как растениям, представляющим наибольшую кормовую ценность. Необходимо остановиться на растениях, которые имеют кормовую ценность в различных зонах РФ.

Очень важно знать вредные и ядовитые растения и меры борьбы с ними, а также основные виды трав, которые студенту следует отличать. 

Естественные сенокосы и пастбища, занимая колоссальные площади, находятся в различных природных условиях (кли­матических, почвенных и других, что, в свою очередь, опре­деляет их разнохарактерность и большое различие между ни­ми. Исходя из этого, в основу классификации естественных кормовых угодий берутся растения, их видовое разнообразие и условия среды, в которых они произрастают (экологичес­кие факторы). Луговые растения, под воздействием различ­ных природных условий, формируют различные растительные группировки (фитоценозы), которые взаимосвязаны со сре­дой — местообитанием.

Классы лугов

Материковые                                                  Пойменные

Группы типов

 

Суходольные   Низинные   Прирусловая пойма   Центральная пойма   Притеррасная пойма  

 

Типы лугов

Абсолютный суходол   Низинные долинные   Гривы   Гривы   Луга низкого уровня  
Нормальный суходол   Низинные сырые   Межгривные понижения, или луга   Луга высо­кого уровня   Осоковые луга  
Суходол временно избыточно­го увлажне­ния   Низинные заболочен­ные   Луга высо­кого уровня   Луга сред­него уровня   Ольховые болота (ольшаник)  
        Луга средне­го уровня Луга низкого уровня   Луга низко­го уровня   Заливные на делювии, пере­крывшем оль­шаник  

На состав растительности, ее урожайность и кормовую ценность влияет возраст луга, уход за ним и способ исполь­зования.

В связи с этим необходимо знать, как влияют на измене­ние растительности сенокошение, выпас скота, распашка лу­говых угодий и прочее. Вместе с этим следует обратить вни­мание, как в результате воздействия природных факторов и биологических особенностей луговых трав, произрастающих в растительных сообществах, идет процесс луговых стадий дернового процесса.

В целях правильного использования большого разнообра­зия сенокосов и пастбищ возникает необходимость в их классификации. Классификация естественных кормовых угодий в нашей стране производится с учетом определенных - природных зон (тундра, лесолуговая, лесостепная, степная, полупустынная, пустынная). Отдельно рас­сматриваются сенокосы и пастбища горных районов и пой­менные.

В настоящее время во всем мире существуют два направ­ления в классификации растительных сообществ, Первое на­правление — фитотопологическое, в его основу положены раз­личия в типах местообитаний растений, при этом учитывается водный режим, почвенные разности, рельеф, климат, условия влажности и видовой состав.

Второе направление (фитоценологическое) в классификации учитывает лишь состав растительных группировок (фитоценозов). Однако оба эти направле­ния в практике отдельно не применяются. На их основе раз­работана классификация лугов с учетом растительности. По данной классификации все природные кормовые угодья раз­делены на 25 классов:

1. Тундровые и лесотундровые равнинные на минеральных и торфянистых тундровых почвах.

2. Равнинные суходольно-луговые на подзолистых, дерно­во-подзолистых и других почвах лесной зоны.

3. Равнинные лугово-степные на оподзоленных, выщелочен­ных, типичных глинистых, суглинистых черноземах, серых лес­ных почвах и солонцах лесостепной зоны.

 4. Равнинные степные и сухостепные на глинистых обык­новенных и южных черноземах, темно-каштановых и кашта­новых почвах и солонцах степной зоны.

 5. Равнинные степные и лугово-степные на серых песча­ных и черноземновидных супесчаных почвах степной и лесо­степной зон.

 6. Равнинные полупустынные (пустынно-степные) на суг­линистых и каменистых светло-каштановых, бурых почвах и солонцах.

 7. Равнинные пустынные на суглинистых и каменистых серо-бурых и сероземных почвах.

8. Равнинные пустынные (пустынно-степные) на светло-каштановых и бурых супесчаных почвах.                                                                                                                                                  9. Равнинные пустынные на песчаных почвах (пустыни среднеазиатского типа).

10. Низинные и западинные луговые на болотно-тундровых, луговых и лугово-болотистых, иногда солончаковых, горных поясов, низинных (сазовые) почвах. Этот класс лугов интразональный. Он имеет место в тундровой зоне, лесной, в гор­ном поясе и в зоне высокогорья.

 11. Низинные, западинные, лиманные и подовые на солодях, лугово-черноземных и лугово-каштановых почвах, иног­да засоленных и солонцеватых.

 12. Низинные на пухлых солончаках и такыровидных почвах преимущественно с солянковой растительностью.

 13. Краткопоемные луговые на аллювиальных луговых почвах, затопляемые полыми водами менее двух недель; этот класс лугов интразональный, распространен во всех зонах.

 14. Долгопоемные луговые на аллювиальных луговых поч­вах, затопляемые полыми водами более двух недель. Интра­зональный класс, имеет место в тундровой зоне, лесолуговой, степной, лесостепной и в пустынной зонах.

 15. Мелкосопочные и предгорные лесостепные (лугово-степные) на выщелоченных черноземах и черноземновидных горных почвах.

 16. Мелкосопочные и предгорные степные на черноземных, каштановых почвах.

 17. Мелкосопочные и предгорные полупустынные и пус­тынные на светло-каштановых 'бурых сероземных почвах.

18. Горные луговые на горных дерново-подзолистых серых, коричневых и бурых лесных почвах и лугово-степные на выщелоченных и оподзоленных горных черноземах.

19. Горные степные на горных черноземных и каштановых почвах.

20. Горные полупустынные на светло-каштановых, бурых и сероземных горных почвах.

21. Высокогорные луговые (субальпийские и альпийские) на луговых и лугово-торфянистых горных почвах.

22. Высокогорные степные на каштановых горных почвах.

23. Высокогорные полупустынные и пустынные на высоко­горных бурых и светло-бурых почвах

24. Высокогорные и горные тундровые на каменистых тундровых горных почвах.

25. Болотные на минеральных и торфянистых болотных почвах (в разных зонах и местоположениях), то есть это класс интразональный.

В свою очередь, каждый класс подразделяется на под­классы (типы и подтипы).

В зависимости от продолжительности затоплений полыми водами пойменные луга делят на:

а) долгопойменные с продолжительностью затопления по­лыми водами более 15 дней;

  б) краткопойменные с продолжительностью затопления до 15 дней.

 

На пойме после спада полых вод остается наилок разной мощности и разного качества по механическому и химическому составам. Наилок оказывает существенное влияние на формирование травостоя пойменного луга. Следует также обратить внимание и на то, что на формирование травостоя и урожай пойменного луга влияют не только затопление и отложение наилка, но и подтопление почвенно-грунтовыми водами, уровень которых на отдельных частях поймы находится на различной глубине (от 0,5 до 3—4 метров). Иногда они выходят на поверхность почвы. Динамичность почвенно-грунтовых вод влияет не только на формирование травостоя, но и на режим использования луга.

Целью инвентаризации является учёт угодий, изучение их культуртехнического состояния, характера пользования. Инвентаризация с подробным учётом параметров для каждого контура землепользования называется паспортизацией.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности нарастания массы и изменение питатель­ной ценности трав по фазам вегетации.

2. Основные методы оценки при определении кормового достоинства луговых растений.

3. На какие хозяйственно-ботанические группы подразделяются луговые растения? Укажите наиболее распространенные растения из этих групп.

4. В чем заключаются основные кормовые достоинства растений из семейства злаковых, бобовых, сложноцветных и других?

5. Наиболее распространенные ядовитые, вредные и сорные растения на лугах и их вред для животноводства. Меры борьбы с ядовитыми, вредными и нежелательными растениями из группы разнотравья.

6. Какие происходят изменения кормовых качеств луговых растений в зависимости от фаз их развития?

7. Чем объясняется необходимость классификации сенокосов и пастбищ по природным зонам РФ?

8. Как изменяется лугопастбищная растительность под влиянием природных факторов, сенокошения и выпаса?

9. Что понимается под фитотопологическим и фитоценологическим направлениям в классификации природных кормовых угодий?

10 Каковы основные классы, подклассы и типы лугов лесной, степной и других зон РФ?

11. Каковы особенности пойменных лугов РФ?

12. В чем заключается инвентаризация и паспортизация естественных сенокосов и пастбищ?

Дата: 2019-02-19, просмотров: 705.