По данным работ, проведенных в 1978-1980 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  n r n

r

 

I. Генетически идентичные (100% общих генов)

Один и тот же индивид,

тестированный дважды                                            -                 -                   456            0,87

МЗ близнецы, выросшие вместе                           1082              0,87              1300           0,86

МЗ близнецы разлученные                                      107           0,75                   -                -

 

II. Генетически связанные друг с другом (50% общих генов)

ДЗ близнецы, выросшие вместе:

Однополые пары                                                     2052            0,53               864        0,62

Разнополые пары                                                                              0,53              358        0,62

Сибсы, выросшие вместе                                       8288             0,49              776        0,34

Сибсы, выросшие врозь                                           125             0,40               -              -

Ребенок, выросший с биологическими                   371            0,50             3973       0,35

родителями, и один из родителей

Ребенок, выросший в приемной семье,                    63             0,45               345       0,31

и один из его биологических родителей

 

III. Генетически не связанные друг с другом (0% общих генов)

Приемные сибсы                                                       195           0,23                601        0,25

Приемный ребенок, один                                         -                0,20              1594       0,15

из родителей – усыновителей

Супруги между собой                                           1885              0,44              5318       0,29

Незнакомые люди                                                 15086          -0,01                 -            -

               

В другой обобщающей работе Б. Бучард и Мак Ги проанализировали данные почти полутора сотен работ, в которых сопоставлялось около ста тысяч родственников. Анализ материала показал, что генотипические влияния определяют 45% индивидуальной вариативности по интеллекту. В то же время влияние общей среды имеет различный вес в различных группах: больше всего вклад в выборке близнецов – 37%, затем сибсов – 24%, родителей и детей – 20%, двоюродных родственников.

Память. Обобщая близнецовые исследования (В. Ф. Михеев, 1978; Л. В. Крушинский, И. И. Полетаева, 1979), констатируем, что развитие различных видов памяти находится под разным генотипическим контролем. Значительно влияние генотипа, по-видимому, для более элементарных видов запоминания (например, тактильной памяти). На развитие видов памяти, имеющих высокосоциальное значение (например, вербальную память), большее влияние оказывает среда.

Внимание. Лучше всего в психогенетике изучена наследуемость произвольного внимания. Анализ данных позволяет утверждать, что в формировании произвольного внимания человека определенная роль принадлежит как наследственным, так и средовым факторам. Рассматривать их соотношение необходимо отдельно для людей различного пола и возраста.

Темперамент. Одно из наиболее длительных исследований генетической обусловленности свойств темперамента было проведено норвежским психологом Торгерсеном (1987, 1989). Внутрипарное сходство МЗ (монозиготных) и ДЗ (дизиготных) близнецов по таким свойствам темперамента, как активность, приближение – удаление, адаптивность, интенсивность, порог реактивности, настроение, внимание – настойчивость было прослежено на протяжении 15 лет. Выявлено, что для одних свойств темперамента разница между МЗ и ДЗ близнецами небольшая, а для других – значительная и увеличивающаяся с возрастом. В отличие от ДЗ близнецов, у МЗ близнецов по большинству свойств темперамента внутрипарные различия имеют тенденцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам. Полученные в экспериментальных исследованиях данные свидетельствуют о влиянии генотипа на индивидуальные различия свойств темперамента. Совпадают результаты и других исследований (С. Б. Малых, М. С. Егорова, Т. А. Мешкова, 1998). Отсюда очевидны выводы:

- индивидуальные различия в свойствах темперамента человека испытывают влияние генотипа;

- с возрастом человека влияние наследственных факторов на свойства темперамента сохраняется.

Маскулинность – фемининность женщин. Предрасположенность девушек (женщин) к спортивной деятельности определяется степенью выраженности у них маскулинности – фемининности. Так, девушки с выраженной маскулинностью конституционно и поведенчески формируются по мужскому типу. Они склонны к выбору профессий типа «вызов», т.е. связанные с конкуренцией и борьбой (в спорте женщины маскулинного типа наиболее перспективны в легкой атлетике, велоспорте, плавании, различных видах единоборств). Женщины с выраженной феминонностью выбирают профессии типа «служение» (традиционно считающиеся женскими), а в спорте добиваются успеха в художественной гимнастике, фигурном катании и т.п.

Исследования, проведенные Е. П. Ильиным (2003), показали, что среди студенток спортивного факультета учится больше маскулинных (54,7%), чем фемининных (34,0%) студенток. На психологическом и юридическом факультете наблюдается противоположная тенденция (маскулинных – 18,2%, а фемининных – 60,0%).

Предполагают, что маскулинность и фемининность находятся в сильной зависимости от концентрации в крови мужских половых гормонов. При наблюдениях за девочками, родившимися от матерей, которым в период беременности вводили тестостерон (мужской половой гормон), было выявлено, что до половозрелости они преимущественно играли в мальчишечьи игры и в поведении больше походили на мальчиков и лишь с достижением половой зрелости стали вести себя соответственно женскому полу. Отсюда предполагается, что различия в поведении мужчин и женщин обусловлены не только социальными влияниями, но и биологическими факторами.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 346.