Структура спортивного таланта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Талант (от греч. talanton – уровень способностей, вес, мера) – высокий уровень развития способностей (С. Л. Рубинштейн, 1999). Талантливый человек характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что было достигнуто. Отдельно взятая в высокой степени развития способность не может считаться аналогом таланта. Талант – это сочетание способностей, их совокупность.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таким по результатам, например, включения в рейтинг ста лучших атлетов в мире по определенному виду спорта; по высоким местам, занятым на международных соревнованиях и чемпионатах страны или по результатам отбора в национальные сборные команды. Отсюда мы вправе сделать следующее определение понятия «спортивный талант».

Спортивный талант – это высокий уровень развития способностей, определяющих успехи в спортивной деятельности.

Особенности структуры спортивного таланта рассматривали на IV Научном Европейском конгрессе спортивных колледжей, который проходил в Риме. Обобщая данные материала, общую структуру спортивного таланта можно представить в виде схемы (рис. 10).

 

Рисунок 10 - Общая структура спортивного таланта человека: виды общих

способностей и свойств

 

По определению психолога Вильяма Штерна (Х. Зиверт, 1998), интеллектэто общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникающие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности. Важной стороной интеллекта является способность человека воспринимать и перерабатывать информацию. Интеллектуальное развитие определяется при помощи коэффициента IQ.

Память рассматривают как способность человека к запоминанию, сохранению и последующему воспроизведению его предыдущего опыта (П. А. Мясоед, 1998). Благодаря памяти спортсмен может приобрести необходимые для деятельности знания, умения и навыки.

В структуре спортивного таланта можно выделить наиболее значимые виды памяти (рис. 11): двигательную, словесно-логическую и образную.

 

Рисунок 11 - Структура общих способностей и свойств спортивного таланта:

виды памяти

Двигательная память – основа формирования наиболее простых, жизненно важных умений и навыков (например, двигательных актов ходьбы, бега, лазания и т.п.), спортивных движений, составляющих профессиональной деятельности. Значительное развитие двигательной памяти особенно необходимо представителям спортивно-координационных видов спорта. Двигательная память в определенной мере влияет на развитие координационных способностей человека.

Образная память это отображение прошлого в форме зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых образцов. В структуре спортивного таланта существенными являются зрительная, слуховая и тактильная память. Значение развития зрительной и слуховой памяти очевидно для практики большинства видов спорта. Тактильная память дает возможность сформировать «чувство орудия», «чувство мяча» и т.п.

Следующей общей способностью в структуре спортивного таланта является внимание (рис. 12). Внимание – направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Важной закономерностью внимания является его избирательность, которая проявляется в том, что человек концентрируется на одних объектах, одновременно отвлекаясь от других. Для спортивной практики значение имеют такие свойства внимания, как стабильность (устойчивость) и лабильность (переключаемость).

Рисунок 12 - Структура общих способностей и свойств спортивного таланта:

виды внимания

Стабильность (устойчивость) – определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

Лабильность (переключение внимания) проявляется в преднамеренном переходе индивида от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного двигательного действия к другому. Переключение может быть обусловлено:

- требованиями программы деятельности;

- необходимостью включения в новую деятельность в связи с изменившимися условиями;

- утомляемостью и необходимостью смены работы, которая является формой активного отдыха.

Недостаточное развитие внимания проявляется в рассеянности и отвлекаемости, невозможности без внешних стимулов направлять и удерживать внимание спортсмена в процессе теоретической или двигательной деятельности.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях. Значение мышления в жизни спортсмена состоит в том, что оно дает возможность научного познания мира, приведения и прогнозирования развития событий, практического овладения закономерностями объективной действительности, использования этих закономерностей в соответствии со своими потребностями и интересами. Мышление определяет сознательную деятельность человека, формирует его умственные и иные способности. Уровень развития мышления определяет, в какой мере человек способен ориентироваться в окружающем мире, как он владеет обстоятельствами и самим собой.

Среди общих способностей, определяющих спортивный талант, можно выделить также типологические свойства нервной системы. Особенно важно при прогнозировании развития спортивных способностей определение темперамента человека. В определенных видах спорта успех во многом обусловлен типом темперамента и другими свойствами нервной системы. Так, в видах спорта, где успех в основном определяется развитием комплекса скоростных способностей, спортсмены в большинстве случаев имеют слабую нервную систему, сильную подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением.

В видах спорта, требующих преимущественно развития выносливости, большинство спортсменов имеет слабую или среднюю силу нервной системы, инертность и уравновешенность нервных процессов. А там, где требуется проявление скоростной выносливости (например, в беге на 400 и 800 м), большинство спортсменов имеет сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (Е. П. Ильин, 2001).

И, наконец, о значении психологической надежности для проявления спортивного таланта. Под психологической надежностью (эмоциональной устойчивостью) понимают способность сохранять устойчивость психических процессов при сильном утомлении и различных неблагоприятных воздействиях. В широком аспекте психологическая надежность человека трактуется как способность к сохранению требуемых качеств в условиях возможного усложнения обстановки (А. В. Родионов, 1973). Очевидным является то, что талантливым можно назвать лишь того спортсмена, кто умеет показывать высокие результаты в стрессовых ситуациях соревнований и показывает стабильные результаты порой в длительных турнирах (например, пятиборец за один день проводит иногда до 50 напряженных фехтовальных поединков, а турнир длится по 10-12 часов).

К специальным способностям и особенностям спортсменов, определяющим талант, можно отнести (рис. 13):

 

Рисунок 13 - Общая структура специальных способностей

и особенности спортивного таланта

Адаптацию, по мнению В.Н. Платонова (1988), следует трактовать и как процесс, и как результат, поскольку она:

- используется для обозначения процесса, при котором организм (человек) приспосабливается к факторам внешней и внутренней среды;

- обозначает относительное равновесие, которое должно устанавливаться между организмом и средой;

- является результатом приспособительного процесса.

Адаптацию в спортивной деятельности правомерно рассматривать и как возможность человека к мобилизации функциональных резервов организма. Поэтому выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Генотипическая адаптация лежит в основе эволюционного приспособления отдельных популяций: наследственного изменения и естественного отбора. Фенотипическая адаптация, как правило, рассматривается у отдельного человека в процессе воздействия различных факторов внешней среды. Однако фенотипическое проявление адаптации обусловлено и генотипическими воздействиями, что в целом обуславливает формирование спортивного таланта.

Другим фактором, определяющим успехи в спорте, являются морфологические особенности строения тела человека. Известно, что гимнасты, акробаты – это в основном низкорослые люди, а баскетболисты, волейболисты, прыгуны в воду – высокорослые. Для прыгунов в воду нужно иметь незначительную массу тела, а для борцов сумо напротив – значительную. Кроме того, спортивный результат во многом определяется конституцией тела (Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов, 1976).

В структуре специальных способностей спортивного таланта определяющими, пожалуй, являются двигательные способности, среди которых выделяют координационные, силовые, скоростные способности, способность к выносливости и гибкости в суставах (рис. 14).

 

Рисунок 14 - Структура специальных способностей и особенностей спортивного

таланта: виды двигательных способностей и функциональных возможностей

 

Из функциональных возможностей на проявление спортивного таланта существенно влияют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 2171.