Поиск спортивных талантов в США осуществляется в различных организационных структурах (рис. 4). Вершиной этой структуры является Национальный олимпийский комитет – самостоятельная неправительственная организация. Его функции:
- поддержка олимпийского движения; содействие развитию видов спорта, включенных в программу Олимпийских или Панамериканских игр, а также видов спорта, которые могут быть в будущем включены в программу этих игр;
- организация тренировок и комплектование Национальной олимпийской сборной;
- материальное обеспечение спортсменов Национальной олимпийской команды.
Рисунок 4 - Организационная система США
В состав Национального олимпийского комитета входят: 15 Национальных федераций по олимпийским видам спорта; 5 Национальных федераций Панамериканских игр; 4 спортивные организации системы образования регионального значения; 5 спортивных организаций, занимающихся инвалидным спортом.
Другая значимая организация – это Национальная атлетическая ассоциация колледжей – независимая негосударственная организация. Она занимается организацией спортивной деятельности в колледжах и университетах. Членство в ассоциации добровольное. Ее важнейшими задачами являются:
- координация и проведение соревнований;
- решение о включении в систему соревновательной деятельности новых команд колледжей и университетов;
- контроль над организацией спортивного отбора;
- назначение спортивных стипендий;
- ведение переговоров в отношении права трансляции телевизионных спортивных программ.
Правительство США хотя и заинтересовано развитием спорта в стране, однако не вмешивается в управленческие функции спортивных организаций. В основном оно контролирует распространение информации о пользе массового спорта и осуществляет рекламу здорового образа жизни.
Особое значение в США придается развитию спорта в школах, колледжах и университетах. Система организации спортивной деятельности в американской системе образования представлена на рис. 5. В школах осуществляется первичный отбор детей, имеющих предрасположенность к двигательной деятельности. Дальнейший поиск спортивных талантов проводится в колледжах и университетах. Талантливые дети получают финансовую поддержку, медицинское обслуживание, имеют возможность тренироваться в спортивных лагерях.
Отличительной методологической особенностью системы спортивного отбора в США является использование трех блоков показателей, которые характеризуют двигательные способности, состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, строение тела. При этом комплексная оценка прогнозируемых возможностей спортсменов представляет собой сумму баллов по каждому показателю, относительная значимость которых неодинакова. Например, для бегунов на средние и длинные дистанции в легкой атлетике предполагается следующая система отбора (табл. 8).
Рисунок 5 - Спорт в американской системе образования
Таблица 8 - Показатели и тесты, предложенные для отбора легкоатлетов-бегунов на средние и длинные дистанции
Контролируемая система | Показатели | Тесты | Оценка тес-та, баллы |
Двигательные способности. | Длина бегового шага. | Бег на 100 ярдов (91 м). | 20 |
Сердечно-сосудис-тая и дыхательная системы. | МПК. | 12-мин. тест Купера. | 38 |
Состав и строение тела. | Соотношение антропометрических показателей. | Весоростовой индекс. | 15 |
Амплитуда разведения бедер. | Амплитуда разведения бедер 42°. | 10 | |
Длина ноги. | Пропорции нижних конечностей к верхней части тела. | 10 | |
Гибкость тазобедренных суставов. | Гониометрия. | 7 | |
Процентное содержание жира в теле. | Измерение жировой складки. | Без выраже-ния в баллах | |
Тип мышечных волокон. | Прыжок с места вверх. | ||
Физические недостатки. | Внешнее вращение в тазобедренных суставах. | Гониометрические и антропометрические измерения. | Без выражения в баллах. |
Изгиб стопы. | |||
Расположение стопы под неправильным углом. | |||
Примечание. Сумма баллов: 100 – обладатель золотой олимпийской медали; 90 – участник Национальной олимпийской команды;80 - участник Национальной команды; 70 – региональный чемпион; 60 – победитель местных соревнований; 10 – зритель на соревнованиях. |
Очевидны и недостатки данной системы спортивного отбора. В частности, не дифференцируются показатели тестовых испытаний в соответствии с возрастом и полом детей; для группы видов спорта используются одинаковые тесты (не учитывается специфика видов спорта); для определения максимального потребления кислорода (МПК) используются не прямые методы (тесты Купера, Астранда, которые мало информативны вследствие неспецифической нагрузки для высококвалифицированных спортсменов); не предусмотрена оценка развития психологических показателей спортсменов. Как отмечает О. Шинкарук (2001), недостаток данной системы и в том, что результаты тестовых испытаний переводятся в баллы по равномерной шкале. Для некоторых показателей более целесообразным было бы использование сигмовидных шкал.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 921.