В России во второй половине 80-х годов XX столетия был принят к внедрению комплекс программно-методических документов по созданию Единой системы отбора перспективных спортсменов. Впоследствии данная система легла в основу методологии отбора перспективных спортсменов в других странах бывшего СССР (Украины, Белоруссии и др.). В данной системе эффективность отбора обеспечивается соблюдением принципов иерархичности и системно-целевого подхода (В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, 2000). Это требует на каждом этапе многолетней подготовки спортсменов относительно автономной организации структуры отбора.
На первом этапе осуществляется массовый просмотр детей 2-4-х классов (7-10 лет) общеобразовательных школ с целью создания банка данных о развитии их двигательных способностей. Детям предлагают выполнить сравнительно простые тесты: бег на 30 м, бег 5 мин, бег на месте 10 с, челночный бег 3*10 м, прыжок в длину и вверх с места, наклон туловища вперед, подтягивание на перекладине и бросок мяча. Выполнение их возможно на уроке физкультуры. По результатам данного тестирования возможен отбор детей в детско-юношеские спортивные школы.
На втором этапе осуществляется отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования в системе спортивных школ высшего спортивного мастерства.
Отбор предусматривает выполнение контрольных нормативов, разработанных для каждого вида спорта, определения темпов прироста двигательных способностей и спортивных результатов. Значительное внимание здесь уделяется определению морально-волевых качеств юных спортсменов (их бойцовских качеств), уровню мотивации, дисциплинированности, работоспособности.
Третий этап отбора направлен на поиск талантливых спортсменов в школы-интернаты спортивного профиля и центры подготовки олимпийского резерва. В основном для этого служит система юношеских и юниорских соревнований. Возможен тестовый контроль специальной физической подготовленности.
На четвертом этапе осуществляется отбор для централизованной подготовки к Олимпийским играм и другим международным соревнованиям. В состав сборной команды включают спортсменов на основе оценки соревновательной деятельности, тестирования общей и специальной подготовленности, функционального и психологического контроля, антропометрических измерений. Итоговая оценка формируется в соответствии с градациями: «пригодный», «условно пригодный» и «непригодный». В частности, оценка «пригодный» дается при выполнении следующих условий: 1) отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья; 2) успешное выполнение программно-нормативных требований спортивной школы олимпийского резерва; 3) положительная динамика спортивных достижений (темпы прироста значительно выше средних); 4) соответствие индивидуальных показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности необходимому диапазону развития признака.
Однако, как отмечают Л. А. Семенов и С. В. Исаков (1998), несмотря на теоретическую разработанность целого ряда положений, какой-либо целостной практической системы определения спортивной пригодности детей в России до сих пор не существует. Дети, как правило, приходят заниматься в определенную секцию случайно: вместе с товарищами или по желанию родителей. В лучшем случае учитель физической культуры в школе посоветует заниматься каким-либо видом спорта или тренер из ближайшей ДЮСШ придет посмотреть школьные соревнования и пригласит победителей заниматься в группе. Как следствие подобного – разочарование в своих способностях, уход из спорта.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 681.