Количество медалей
Место
В Сиднее команда Австралии, вопреки всем прогнозам, оказалась на 4-м месте в неофициальном командном зачете, неожиданно опередив по всем важнейшим показателям сборную Германии и уступив лишь сборной США, России и Китая.
Еще более удивительным было выступление австралийцев в Афинах, где они в непривычных географических условиях сохранили четвертую позицию в неофициальном командном зачете, а количество золотых медалей (17) даже увеличили по сравнению с Играми в Сиднее (16). Этот факт является нехарактерным для олимпийского спорта (обычно спортсмены стран – организаторов Игр в дальнейшем выступают значительно менее успешно, что приобрело характер устойчивой закономерности) и свидетельствует не только о высокой эффективности, но и о стабильности системы олимпийской подготовки в Австралии.
Игры XXIX Олимпиады (2008г.) в Пекине оказались несколько менее успешными для спортсменов Австралии – 6-е место, 46 медалей (из них 14 золотых). Однако незначительное ухудшение общекомандного результата явилось следствием не столько снижения эффективности подготовки спортсменов Австралии, сколько резкого повышения качества подготовки олимпийцев Великобритании и Китая.
В основу стратегии олимпийской подготовки спортсменов Австралии была положена необходимость реализации передовых достижений мировой науки и практики в сфере олимпийской подготовки – в организационном единстве с историческими предпосылками, традициями и достижениями австралийского спорта.
В качестве важнейших организационно-методических направлений принятой в Австралии стратегии определены следующие:
- дальнейшее развитие видов спорта, в которых австралийские спортсмены традиционно добиваются высоких результатов на мировой спортивной арене;
- интенсивное развитие в Австралии всех видов спорта, представленных в олимпийской программе, с особым акцентом на развитие видов спорта и спортивных дисциплин, которые отличаются относительно невысокой конкуренцией на олимпийской арене;
- формирование единой политики в деятельности Австралийского олимпийского комитета (АОС), национальных спортивных федераций (НСФ), государственных организаций, институтов и академий спорта, ориентированной на создание непротиворечивой системы олимпийской подготовки в целях закрепления Австралии в первой пятерке стран в неофициальном командном зачете;
- всемирное содействие привлечению и объединению источников финансирования в направлении рационального использования финансовых ресурсов с позиции завоевания медалей и оптимизации процесса подготовки и соревновательной деятельности потенциальных членов сборной команды;
- развитие в стране материально-технической базы олимпийского спорта, внедрение современного оборудования, инвентаря, экипировки, использование зарубежных спортивных баз для обеспечения эффективных условий для процесса подготовки и соревновательной результативности австралийских спортсменов;
- проведение – начиная с 2001 г. – Австралийских молодежных олимпийских фестивалей в качестве смотра олимпийского резерва (первый фестиваль по 10 видам спорта прошел в Сиднее с 10 по 14 января 2001 г., второй – по 14 видам – вновь состоялся в Сиднее с 8 по12 января 2003г. и т.д.);
- интенсивное привлечение институтов и академий спорта к разработке важнейших проблем спортивной подготовки (общая стратегия подготовки, система отбора, построение подготовки, адаптация к климатогеографическим условиям и др.);
- широкое международное сотрудничество в целях обмена опытом, включая привлечение спортсменов, тренеров, ученых из разных стран для работы в Австралии, использование зарубежных спортивных баз для повышения эффективности подготовки, адаптации к климатогеографическим условиям.
Вся деятельность АОС и НСФ по подготовке к Играм Олимпиад строится на основе «Стратегического плана австралийской олимпийской команды по участию в Олимпийских играх» – достаточно разработанного документа, в котором определена цель, общая стратегия подготовки, направления и виды деятельности по ее реализации.
Цель плана – создать для подготовки команды Австралии и каждого австралийского спортсмена такую атмосферу, которая обеспечила бы сохранение олимпийской команде страны места в первой пятерке в неофициальном командном зачете.
Реализация этой цели осуществлялась путем:
- расширения количества конкурентоспособных на олимпийской арене видов спорта и обеспечения высокоэффективных возможностей для подготовки к Олимпийским играм в видах спорта, в которых спортсмены Австралии способны завоевать медали;
- обеспечения эффективных деловых отношений между АОС, НСФ, государственными и территориальными органами власти, институтами и академиями спорта с целью подчинения всей системы подготовки задаче завоевания медалей на Олимпийских играх;
- стимуляции институтов и академий спорта к созданию и совершенствованию тренировочных программ австралийских спортсменов, соответствующих требованиям успешной подготовки к Олимпийским играм;
- максимального расширения контрактов с различными международными организациями, в первую очередь с НОК Италии и НОК Греции, Оргкомитетом по подготовке к Играм XXVIII Олимпиады 2004 г. в Афинах, для использования спортивных баз в Европе;
- формирования совместно с учебными заведениями гибкой политики при обучении потенциальных членов олимпийской команды Австралии в связи с их особым тренировочным режимом и соревновательной необходимостью, разработки и реализации программ по трудоустройству, обеспечению карьерных возможностей и гибких рабочих схем для спортсменов-олимпийцев;
- разработки и реализации многоступенчатой системы отбора спортсменов для подготовки и участия в Олимпийских играх.
План содержит такие основные разделы: финансовое обеспечение; отбор спортсменов; подготовка спортсменов олимпийского уровня; персонал подготовки и поддержки; предолимпийский тренировочный процесс и акклиматизация; услуги по поддержке спортсменов; услуги по обеспечению соревновательной результативности; командное планирование и менеджмент; страховой менеджмент; экипировка, снаряжение и ресурсы; транспорт и материально-техническое обеспечение; размещение и обслуживание команды на Играх; пресса и информация; идентификация команды и бренд; протокол, церемонии и VIP-поддержка; чествование команд.
В разделе «Отбор спортсменов» определены как общая политика в отношении отбора спортсменов, привлекавшихся к олимпийской подготовке, так и многочисленные конкретные меры, которые должны быть приняты для качественного отбора на всех его этапах, включая окончательный отбор в команду.
Совокупность многочисленных конкретных мер, которые реализуются в процессе отбора, должна обеспечивать:
- разработку и распространение среди НСФ оптимальной методики отбора, заключение между АОС и НСФ соглашений по системе отбора в каждом виде спорта (не допускать поправок к принятой системе отбора со стороны НСФ без одобрения АОС);
- разработку и внедрение четких процедур контроля над деятельностью НСФ, гарантирующих объективность отбора, включая гарантию того, что спортсмены не больны, не травмированы и к ним нет претензий в отношении соблюдений требований Антидопингового кодекса;
- объективное рассмотрение апелляций спортсменов беспристрастным и компетентным Апелляционным жюри, реализацию прав спортсмена в отношении отвода состава жюри при особых основаниях и использование услуг опытных консультантов при подаче апелляций.
Таким образом, вся система спортивного отбора направлена на реализацию интересов всех основных участников системы олимпийской подготовки – Австралийского олимпийского комитета, национальных федераций по видам спорта и самих спортсменов.
При формировании состава спортсменов, включенных в олимпийскую подготовку, учитывали такие задачи:
- уделить внимание и предоставить возможность австралийским спортсменам готовиться к Олимпийским играм практически во всех видах спорта, включенных в программу Игр Олимпиады, с тем, чтобы каждый вид спорта и каждая НСФ имели перспективы для развития;
- предоставить наибольшие возможности спортсменам в тех видах спорта, в которых они способны реально претендовать на завоевание олимпийских медалей;
- не привлекать к олимпийской подготовке спортсменов, не способных реально претендовать на успешное выступление в Играх или не имеющих явных перспектив на высокие достижения в дальнейшем.
Решение этих задач на практике привело к тому, что в систему олимпийской подготовки в Австралии по 23 видам спорта, за исключением игровых, было вовлечено всего 454 атлета. Наибольшее число из этого количества, естественно, приходилось на традиционно сильные в этой стране виды спорта: легкую атлетику – 75 человек, плавание – 63, академическую греблю – 58, велоспорт – 36.
Небольшое количество австралийских спортсменов, вовлеченных в олимпийскую подготовку, позволило обеспечить ее высокое качество, финансовое, организационное и материально-техническое обеспечение, а также контроль над тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов, над работой специалистов и обслуживающего персонала.
В содержании раздела «Персонал подготовки и поддержка» определена общая политика в отношении персонала, которая должна обеспечивать:
1) Высокую специальную подготовку лиц, отобранных в качестве менеджеров, их полную осведомленность об обязанностях, возможностях и ответственности перед командой и отдельными спортсменами.
2) Предоставление спортсмену всего спектра качественных услуг в отношении тренерского, материально-технического и научного обеспечения.
3) Непрерывность и высокое качество предоставляемых спортсменам профилактических и медицинских услуг.
4) Недопустимость привлечения к подготовке и поддержке спортсменов лиц, не способных к высокоэффективной деятельности.
Конкретные меры, принятые для эффективной реализации этой политики, предусматривали:
- привлечение к олимпийской подготовке в первую очередь персонала, который успел зарекомендовать себя успешной работой со сборными командами и способен внести значительный вклад в подготовку и соревновательную деятельность спортсменов;
- реализацию обширной программы по обучению и повышению квалификации всех категорий персонала;
- включение в соглашения между АОС и НСФ критериев по отбору персонала с целью реализации общей политики по этому разделу;
- полную ревизию, совместно с НСФ, персонала всех категорий, привлеченного к работе в различных подразделениях олимпийской команды за два года до Игр, и привлечение его в соответствии с принятыми требованиями.
Политика раздела «Предолимпийский тренировочный процесс и акклиматизация» ориентирована на структуру предолимпийского тренировочного процесса, способную обеспечить высокий уровень готовности австралийских спортсменов во время Олимпийских игр; всестороннюю информативность НСФ, спортсменов, тренеров, врачей и другого персонала о погодных и климатических условиях Афин, способах эффективной акклиматизации к жаре; реализацию программ, направленных на преодоление отрицательного влияния на результаты спортсменов смены часовых поясов в результате далекого перелета.
Реализация «Стратегического плана австралийской олимпийской команды по участию в Олимпийских играх» позволила полностью выполнить основную задачу – оказаться в числе пяти сильнейших команд на Играх XXVIII Олимпиады. Сборная Австралии заняла в Афинах 4-е место в неофициальном командном зачете – как по общему количеству медалей (49), так и по количеству золотых медалей (17), опередив своих основных конкурентов – сборные Германии и Франции и пропустив вперед лишь команды США, Китая и России.
Не менее важным итогом участия спортсменов Австралии в Играх Олимпиады 2004 г. в Афинах оказалось то, что они сумели завоевать медали не только в традиционно сильных для себя видах спорта, но и во многих видах спорта, в которых в прежние годы достижений не имели.
На Играх XXIX Олимпиады в Пекине команда Австралии, по сравнению в предыдущими Играми, завоевала на 3 золотые медали меньше (соответственно 17 и 14), и по этому показателю опустилась с 4-го места на 6-е, пропустив вперед команду Великобритании и Германии, хотя количество занятых австралийскими спортсменами мест в шестерках лучших, по сравнению с предыдущими Играми, увеличилось в Пекине на 18%.
В Австралии создана исключительно динамичная система подготовки спортсменов к Играм Олимпиад, позволяющая спортсменам этой страны (начиная с Игр 1996 г.) стабильно находиться в числе лидеров мирового спорта. В основе этой системы – постоянный критический анализ положения дел и поиск резервов для роста мастерства спортсменов и повышения результативности на Олимпийских играх. Когда австралийская команда на Играх Олимпиады 2004 г. в Афинах заняла 4-е место по количеству завоеванных наград, это, несомненно, успешное выступление было подвергнуто серьезной критике.
В Австралии хорошо понимают, что реальный людской и финансовый потенциал страны в условиях постоянно возрастающего соперничества на олимпийской арене крайне затрудняет не только укрепление, но и сохранение позиций, достигнутых в последние годы. В этом отношении Австралии, население которой составляет всего 21,1 млн. человек, очень трудно конкурировать не только с Китаем и США, но и с Великобританией (60,8 млн.), Германией (82,6), Россией (142,0), Францией (61,8), Италией (60,0), Бразилией (190), Японией (127,4) и другими странами, которые отличаются не только многократно большим людским резервом, но и современными целевыми комплексными программами по развитию спорта высших достижений и подготовке к Играм Олимпиад.
Учитывается и то, что во многих странах особое внимание обращено на развитие тех видов спорта, которые традиционно являются сильными для Австралии, а также то, что многие австралийские тренеры и ученые приняли предложение поработать за границей, экспортируя, таким образом, опыт и технологии, накопленные в Австралии.
Эти и многие другие обстоятельства являются мощным стимулом для совершенствования системы спорта высших достижений и олимпийской подготовки в Австралии. Специалисты этой страны хорошо понимают, что перед ними возникнут большие трудности, однако не склонны сдавать завоеванных позиций и для их сохранения изыскивают все возможные резервы.
Общая стратегия развития спорта высших достижений в Австралии конкретизируется в стратегических планах развития отдельных видов спорта.
Разработке научных программ, проведению научной деятельности в спортивной области содействуют государственные и неправительственные организации Австралии. На федеральном уровне спортивной отраслью руководит правительственный орган – Австралийский спортивный комитет, среди подразделений которого имеются структуры, отвечающие за внедрение спортивных инноваций и достижений передовой практики в систему обеспечения спорта. Соответствующие структуры действуют на уровне штатов и территорий. Задействован небольшой правительственный сектор: АОС, национальные спортивные федерации, спортивные организации и профессиональные объединения – например, Союз спортивной медицины Австралии (SMA), Австралийская ассоциация спортивной науки (AAESS).
Внедрению передовых достижений мировой науки и практики в олимпийскую подготовку австралийских спортсменов способствуют стимулирование и широкое привлечение имеющейся сети институтов и академий спорта к разработке важных проблем спортивной подготовки. Восемь научно-исследовательских центров, расположенных в разных областях страны, предоставляют полный спектр качественных научных услуг 700 спортсменам, специализирующимся в 27 видах спорта. Так, ASI выполняет 36 программ, из которых 28 направлено на обслуживание элитных спортсменов международного уровня и 8 – на отбор и подготовку спортивного резерва. Выполнение таких программ осуществляется на спортивных базах и по месту жительства спортсменов.
Созданная в Австралии национальная сеть центров обеспечения осуществляет скоординированный корпоративный подход к планированию и проведению исследований в спортивной отрасли, обслуживание национальных команд по всей территории страны, независимо от расположения спортивных баз и переездов спортсменов, научное и научно-методическое сопровождение подготовки спортсменов на протяжении всей их спортивной карьеры, увеличивает возможности науки и спортивной медицины, оказывает содействие сотрудничеству с научными учреждениями других отраслей.
В работе австралийских специалистов, занимающихся спортивной наукой, приоритет предоставляется научно-методическому обеспечению (НМО) – 50% функциональных обязанностей, затем научно-исследовательским работам (45%) и преподавательской деятельности (5%). Распределением финансов и организацией научно-методического обеспечения соревнований и тренировочных сборов занимаются координаторы НМО по видам спорта.
Государственное финансирование спортивных институтов составляет в Австралии около 2,5% общей суммы средств, выделяемых на отрасль. Для поддержания научно-исследовательских работ также создан специальный фонд, средства которого направлены на выделение грантов для оплаты труда, приобретения оборудования и затратных материалов. Ежегодное финансирование из этого источника научной деятельности постоянно увеличивается: 1984-1992 гг. – 230 тыс. австралийских долларов, 1993-2004 гг. – 520 тыс., с 2005 г. – более 600 тыс. австралийских долларов.
После окончания Игр XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине председатель Спортивного комитета Австралии П. Бартелс сообщил, что основным изменением в стратегии подготовки национальной команды этой страны к Играм XXX Олимпиады 2012 г. в Лондоне будет объединение различных программ и деятельности ASI, государственных и территориальных институтов и академий спорта в единую систему. Это будет обеспечено увеличением расходов на поиск талантливых спортсменов, спортивную науку, спортивную медицину и повышение квалификации тренеров, с учетом потенциала видов спорта на завоевание медалей. В связи с этим Спортивный комитет получил от Правительства Содружества наций дополнительные 12,6 млн. долларов США на финансирование подготовки австралийских спортсменов в 2009-2010 гг.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 406.