Сначала познакомимся с опытом прошлого: с системой спортивного отбора в бывшей ГДР. Напомним, что ГДР была страной с относительно небольшой численностью населения (по сравнению со спортивными государствами-гигантами, такими, как США и бывший СССР). Поэтому система спортивного отбора была организована по военному образцу, используя весь имеющийся в стране государственный потенциал. Она была ориентирована на реализацию четырех этапов. В табл. 6 представлена общая схема системы отбора юных спортсменов ГДР.
Таблица 6 - Этапы спортивного отбора юных спортсменов ГДР
Этапы и организация отбора | Контингент обследуемых | Задачи и функции отбора |
Первый: школьный спорт. | 230-250 тыс. школьников в год. | Отсев явно непригодных в моторном отношении детей. |
Второй: школьные спортивные общества. | Около 180 тыс. школьников (примерно 82% от контингента первого этапа). | Конкурсный отбор по единым критериям для занятий видом спорта. |
Третий: тренировочные центры. | Около 23 тыс. спортсменов в год (примерно 10%). | Выявление талантов. Начальная подготовка в виде спорта. Участие в соревнованиях. |
Четвертый: спортивные клубы, ДЮСШ. | Около 2300 спортсменов в год (примерно 1%). | Выявление талантов. Функциональная диагностика. Тренировка от этапа высшего спортивного мастерства. Участие в соревнованиях. |
На первом этапе с помощью дипломированных спортивных педагогов в школах просматривалось около 230-250 тыс. детей соответствующего возраста. При просмотре на этом этапе отсеивался относительно небольшой процент детей, явно непригодных в моторном отношении. Все остальные дети получали положительную оценку своих двигательных способностей. На этом этапе не учитывалась специфика какого-либо вида спорта.
На втором этапе дети принимали участие в регулярных тренировках, которые проводились в спортивных обществах. Длительность тренировок – 3-4 часа в неделю. По единой стандартной программе проводился отбор около 18 тыс. школьников в год, т.е. из первоначального контингента в поле внимания специалистов (тренеров или инструкторов) оставалось около 82% детей. Так, и в первом классе проводился смотр-конкурс всех учеников для фигурного катания, прыжков в воду, спортивного плавания. В третьем классе организовывался смотр-конкурс для занятий олимпийскими видами спорта, которые культивировались в ГДР. Для некоторых видов спорта отбор осуществлялся в четвертых-пятых классах. На этом этапе практиковалось использование неспецифической и специфической батареи тестов для данного вида спорта.
На протяжении третьего этапа дети продолжали регулярно тренироваться, однако длительность тренировочной работы увеличивалась до 6-10 часов в неделю. Специалисты тренировочных центров из первоначального контингента детей отбирали около 10% (примерно 23 тыс. детей). На этом этапе оценка талантливости спортсменов определялась и в процессе спортивных соревнований.
Например, информацию о скоростных и скоростно-силовых способностях детей получали при помощи комплексной программы (табл. 7). Тестировались различные скоростные и скоростно-силовые способности с использованием батареи тестов. Однако данная программа недостаточно информативна при оценке предрасположенности детей к занятиям видами спорта, требующими значительного проявления выносливости.
Таблица 7 - Критерии спортивной пригодности детей ГДР 10-16 лет по показателям скоростно-силовых способностей (Д. Майснер-Петиг, Д. Корт, Х. Шобер, 1990)
Комплексные факторы и виды спорта, для которых они нужны | Тесты и показатели |
Динамическая скоростная сила. | Бег 30 и 60 м. Тройной прыжок. Толкание ядра. Сила отталкивания и др. |
Скорость принятия решения (игровые виды спорта и единоборства). | Тест «лабиринт». Время длительности выполнения шага в беге. Время выполнения бегового теста. Время опоры в беге. |
Статическая сила (медленные силовые движения). | Максимальные силовые способности ног. |
Быстрота реакции (циклические движения по стартовому сигналу-спринт). | Реакция на зрительный сигнал. Реакция на звуковой сигнал. Максимальная частота при педалировании на велоэргометре. Теппинг-тест. Реакция слежения. |
Способность к ускорению. | Время удержания максимальной частоты педалирования на велоэргометре. Достигнутое ускорение на велоэргометре. |
Скорость выполнения тонких движений руками (виды спорта, требующие точности без значительного проявления силы). | Видеомоторная реакция. Скорость движения рук. Видеомоторная координация (регистрация времени и ошибок). |
Антиципация в тесте «лабиринт» (игровые виды спорта и единоборства). | Способность ориентироваться в пространстве. Выбор стратегии в тесте. Время выполнения теста. |
Способность к расслаблению. | Скорость расслабления после субмаксимального напряжения. |
На заключительном четвертом этапе отбирался 1% исходного контингента детей (около 2300 спортсменов). Здесь, как полагали специалисты, должны были отбираться подлинные таланты. Основными компонентами отбора были функциональная диагностика и участие в спортивных соревнованиях. В качестве основных критериев использовались биологические, антропометрические данные и спортивный результат, а в качестве дополнительных – двигательные тесты. Данные пересчитывались в очки, и определялась их общая сумма. Дети, набравшие количество очков ниже минимальной нормы, отсеивались. Подобная система спортивного отбора была эффективной на 60-70%.
Организационные формы спортивного отбора в бывшей ГДР базировались на:
1. Тесном сотрудничестве ученых и ответственных работников спортивных организаций. Ученые, как правило, включались в тренерский совет спортивных федераций.
2. Сотрудничестве тренеров спортивных организаций с учителями школ. Хорошо зарекомендовала себя шефская помощь тренировочных центров школе.
3. Достаточно простой системе поиска одаренных спортсменов.
4. Обучении тренеров теоретическим основам системы и тестированию, которое проводилось на курсах повышения квалификации, организованных спортивными федерациями.
Что касается современной системы поиска спортивных талантов в Германии, то необходимо отметить, что некоторые эффективные компоненты системы утрачены. Нет финансовой поддержки государства. Однако в 1997 году в «Национальном плане развития большого спорта» были определены мероприятия содействия поиску спортивных талантов. Фактически они сводятся к нескольким положениям:
- улучшению в целом системы подготовки тренерских физкультурных кадров;
- материальному вознаграждению тренеров, отличающихся успехами в образовательной деятельности и при спортивном отборе детей;
- улучшению координации работы между школой, спортивными клубами и обществами;
- созданию простых программ углубленного отбора и селекции спортсменов в различные виды спорта;
- улучшению дифференцированного подхода в тренировочном процессе;
- обеспечению коммуникативных отношений между спортивными организациями, а также спортивными организациями и общественностью.
Организационная структура спортивного отбора построена по схеме: школа – спортивное общество – федеральная земля – национальная команда (национальная спортивная федерация). Наиболее проблематичной в данное время является организация спортивного отбора на уровне федеральных земель.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 638.