СИСТЕМА СПОРТИВНОГО ОТБОРА ГЕРМАНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сначала познакомимся с опытом прошлого: с системой спортивного отбора в бывшей ГДР. Напомним, что ГДР была страной с относительно небольшой численностью населения (по сравнению со спортивными государствами-гигантами, такими, как США и бывший СССР). Поэтому система спортивного отбора была организована по военному образцу, используя весь имеющийся в стране государственный потенциал. Она была ориентирована на реализацию четырех этапов. В табл. 6 представлена общая схема системы отбора юных спортсменов ГДР.

Таблица 6 - Этапы спортивного отбора юных спортсменов ГДР

Этапы и организация отбора Контингент обследуемых Задачи и функции отбора
Первый: школьный спорт. 230-250 тыс. школьников в год. Отсев явно непригодных в моторном отношении детей.
Второй: школьные спортивные общества. Около 180 тыс. школьников (примерно 82% от контингента первого этапа). Конкурсный отбор по единым критериям для занятий видом спорта.
Третий: тренировочные центры. Около 23 тыс. спортсменов в год (примерно 10%). Выявление талантов. Начальная подготовка в виде спорта. Участие в соревнованиях.
Четвертый: спортивные клубы, ДЮСШ. Около 2300 спортсменов в год (примерно 1%). Выявление талантов. Функциональная диагностика. Тренировка от этапа высшего спортивного мастерства. Участие в соревнованиях.

 

На первом этапе с помощью дипломированных спортивных педагогов в школах просматривалось около 230-250 тыс. детей соответствующего возраста. При просмотре на этом этапе отсеивался относительно небольшой процент детей, явно непригодных в моторном отношении. Все остальные дети получали положительную оценку своих двигательных способностей. На этом этапе не учитывалась специфика какого-либо вида спорта.

На втором этапе дети принимали участие в регулярных тренировках, которые проводились в спортивных обществах. Длительность тренировок – 3-4 часа в неделю. По единой стандартной программе проводился отбор около 18 тыс. школьников в год, т.е. из первоначального контингента в поле внимания специалистов (тренеров или инструкторов) оставалось около 82% детей. Так, и в первом классе проводился смотр-конкурс всех учеников для фигурного катания, прыжков в воду, спортивного плавания. В третьем классе организовывался смотр-конкурс для занятий олимпийскими видами спорта, которые культивировались в ГДР. Для некоторых видов спорта отбор осуществлялся в четвертых-пятых классах. На этом этапе практиковалось использование неспецифической и специфической батареи тестов для данного вида спорта.

На протяжении третьего этапа дети продолжали регулярно тренироваться, однако длительность тренировочной работы увеличивалась до 6-10 часов в неделю. Специалисты тренировочных центров из первоначального контингента детей отбирали около 10% (примерно 23 тыс. детей). На этом этапе оценка талантливости спортсменов определялась и в процессе спортивных соревнований.

Например, информацию о скоростных и скоростно-силовых способностях детей получали при помощи комплексной программы (табл. 7). Тестировались различные скоростные и скоростно-силовые способности с использованием батареи тестов. Однако данная программа недостаточно информативна при оценке предрасположенности детей к занятиям видами спорта, требующими значительного проявления выносливости.

Таблица 7 - Критерии спортивной пригодности детей ГДР 10-16 лет по показателям скоростно-силовых способностей (Д. Майснер-Петиг, Д. Корт, Х. Шобер, 1990)

Комплексные факторы и виды спорта, для которых они нужны Тесты и показатели
Динамическая скоростная сила. Бег 30 и 60 м. Тройной прыжок. Толкание ядра. Сила отталкивания и др.
Скорость принятия решения (игровые виды спорта и единоборства). Тест «лабиринт». Время длительности выполнения шага в беге. Время выполнения бегового теста. Время опоры в беге.
Статическая сила (медленные силовые движения). Максимальные силовые способности ног.
Быстрота реакции (циклические движения по стартовому сигналу-спринт). Реакция на зрительный сигнал. Реакция на звуковой сигнал. Максимальная частота при педалировании на велоэргометре. Теппинг-тест. Реакция слежения.
Способность к ускорению. Время удержания максимальной частоты педалирования на велоэргометре. Достигнутое ускорение на велоэргометре.
Скорость выполнения тонких движений руками (виды спорта, требующие точности без значительного проявления силы). Видеомоторная реакция. Скорость движения рук. Видеомоторная координация (регистрация времени и ошибок).
Антиципация в тесте «лабиринт» (игровые виды спорта и единоборства). Способность ориентироваться в пространстве. Выбор стратегии в тесте. Время выполнения теста.
Способность к расслаблению. Скорость расслабления после субмаксимального напряжения.

 

На заключительном четвертом этапе отбирался 1% исходного контингента детей (около 2300 спортсменов). Здесь, как полагали специалисты, должны были отбираться подлинные таланты. Основными компонентами отбора были функциональная диагностика и участие в спортивных соревнованиях. В качестве основных критериев использовались биологические, антропометрические данные и спортивный результат, а в качестве дополнительных – двигательные тесты. Данные пересчитывались в очки, и определялась их общая сумма. Дети, набравшие количество очков ниже минимальной нормы, отсеивались. Подобная система спортивного отбора была эффективной на 60-70%.

Организационные формы спортивного отбора в бывшей ГДР базировались на:

1. Тесном сотрудничестве ученых и ответственных работников спортивных организаций. Ученые, как правило, включались в тренерский совет спортивных федераций.

2. Сотрудничестве тренеров спортивных организаций с учителями школ. Хорошо зарекомендовала себя шефская помощь тренировочных центров школе.

3. Достаточно простой системе поиска одаренных спортсменов.

4. Обучении тренеров теоретическим основам системы и тестированию, которое проводилось на курсах повышения квалификации, организованных спортивными федерациями.

Что касается современной системы поиска спортивных талантов в Германии, то необходимо отметить, что некоторые эффективные компоненты системы утрачены. Нет финансовой поддержки государства. Однако в 1997 году в «Национальном плане развития большого спорта» были определены мероприятия содействия поиску спортивных талантов. Фактически они сводятся к нескольким положениям:

- улучшению в целом системы подготовки тренерских физкультурных кадров;

- материальному вознаграждению тренеров, отличающихся успехами в образовательной деятельности и при спортивном отборе детей;

- улучшению координации работы между школой, спортивными клубами и обществами;

- созданию простых программ углубленного отбора и селекции спортсменов в различные виды спорта;

- улучшению дифференцированного подхода в тренировочном процессе;

- обеспечению коммуникативных отношений между спортивными организациями, а также спортивными организациями и общественностью.

Организационная структура спортивного отбора построена по схеме: школа – спортивное общество – федеральная земля – национальная команда (национальная спортивная федерация). Наиболее проблематичной в данное время является организация спортивного отбора на уровне федеральных земель.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 638.