Двигательные способности, одаренность и задатки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важной характеристикой индивидуальных различий человека являются способности. Известный психолог Б. М. Теплов (2000) выделил три основных признака способностей:

- способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

- способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности человека, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

- понятие «способность» не сводится к фиксации у человека определенных знаний, умений и навыков.

Под способностями следует понимать генетически обусловленный уровень развития человека, определяющий его успехи в какой-либо деятельности.

С биологической точки зрения способности определяются в развитии взаимным влиянием наследственных и средовых факторов (т.е. развитие зависит от генетических факторов). Наследственным компонентом способностей практически являются задатки. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в генетически обусловленных особенностях высшей нервной деятельности, нервно-мышечного аппарата, анатомо-физиологических и функциональных его особенностях. Между задатками и способностями, как полагает С. Л. Рубинштейн (1999), большая дистанция: между ними находится весь путь развития личности. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Кроме того, влияние фактора среды (в частности специально направленное обучение и воспитание) позволяет генетически скрытые задатки развить в фенотипически проявляемые способности.

Профессор В. И. Лях (2000) дает двигательным способностям такое определение: двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Нужно отметить, что студенты не всегда четко различают термины «способности» и «возможности». Возможности это предпосылки к результативной деятельности, т.е. они определяются соответствующими задатками.

По нашему мнению, целесообразно было бы определить термин следующим образом: двигательные способности – это индивидуальные, генетически обусловленные в развитии качественные стороны моторики, определяющие успех в трудовой, физкультурной и спортивной деятельности человека.

В научно-методической литературе часто используют термин «спортивные способности». На наш взгляд, это более узкое понятие, чем двигательные способности. Его можно определить так: спортивные способности это индивидуальные, генетически обусловленные в развитии качественные стороны моторики, определяющие успех в спортивной деятельности (или в каком-либо виде спорта) человека.

В современной теории способностей различают потенциальные и актуальные способности (Т. И. Артемьева, 1977; В. Б. Иссурин, 1986; О. А. Сиротин, 2000). Потенциальные способности представляют резерв индивидуального развития и необходимы при возникновении новых задач и проблем. Они как бы ждут своего часа и, реализуясь в конкретной деятельности человека, становятся актуальными. Актуальные способности обуславливают результативность конкретной деятельности.

Долгое время синонимом понятия «способность» было понятие «одаренность». Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, которое он высказал в 1935 году, одаренность определяет комплексные свойства личности. Поэтому, с точки зрения отечественных психологов (Е. П. Ильин, 2001), одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Как полагает В. А. Сальников (2002), спортивная одаренность – это сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающих возможность успеха в конкретной деятельности.

Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная одаренность; специфическая академическая одаренность; творческая одаренность; художественное и исполнительское искусство; психомоторная одаренность; лидерская и социальная одаренность. В качестве примера рассмотрим интеллектуальную и двигательную одаренность.

Так, М. А. Холодная (1990) выделяет шесть типов людей, наделенных интеллектуальной одаренностью, а именно лица с:

- показателем интеллекта более 135-140 единиц;

- высоким уровнем академической успешности;

- высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде быстроты мышления и оригинальности порождаемых идей;

- высокой успешностью в выполнении тех или иных видов деятельности;

- экстраординарными интеллектуальными способностями;

- экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Мы вправе выделить четыре типа людей, наделенных двигательной одаренностью. Это лица с:

- высокими проявлениями координационных возможностей (например, летчики, гимнасты, акробаты, прыгуны в воду и т.п.);

- высоким развитием скоростно-силовых способностей (например, бегуны на короткие дистанции, метатели, прыгуны, штангисты и т.п.);

- высоким проявлением способностей к выносливости (например, лыжники-гонщики, велосипедисты, пловцы, гребцы и т.п.);

- со значительным проявлением двигательных способностей и сформированными двигательными навыками в непрерывно меняющихся ситуациях (например, игровики, борцы, боксеры и т.п.).

В основе развития всех способностей человека, в том числе и двигательных, лежат биологически закрепленные предпосылки развития – задатки.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей (А. В. Петровский, 1996).

По мнению В. М. Волкова (1993), кроме значимости центральных нервных механизмов и сенсорных систем задатки определяются функциональными особенностями периферических структур и особенностей гормонально-гуморальных механизмов регуляции функций.

По отношению к способностям задатки могут быть специфическими, однако каждой способности может соответствовать не один, а несколько разных сочетаний задатков (рис. 15). Они придают функции определенную направленность действий. Если убрать стержень-функцию и оставить задатки, способность исчезнет. Подобное может быть в том случае, если убрать задатки, тогда понятие «способность» утратит смысл, так как люди станут одинаково способными.

 

Рисунок 15 - Схематическое изображение компонентов способностей

(Е. П. Ильин, 1983)

 

Обобщая представление о задатках, В. М. Волков (1993) и мы пришли к следующим выводам:

1. Задатки следует рассматривать как наследственные образования, которые формируются в результате образования генотипа.

2. Задатки влияют на морфологические особенности развития организма (в частности, конституцию тела, композицию мышечных волокон, особенности строения сенсорных систем и т.п.).

3. Задатки влияют на развитие функциональных систем человека (в частности, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы анаболического метаболизма при мышечной деятельности и т.п.).

4. Задатки влияют на адаптацию систем энергообеспечения организма к мышечной работе: аэробных и анаэробных механизмов.

5. Задатки определяют развитие координационных способностей, способности центрально-нервных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций.

6. Задатки влияют на развитие двигательных способностей. В частности, определяют предел развития определенных видов силовых и скоростных способностей, проявлений подвижности в суставах человека.

7. Задатки влияют на формирование психо-физиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной характеристики человека.

8. Людей с одинаковыми задатками в природе не существует. Каждый человек индивидуален определенным комплексом задатков. Поэтому возможности достижения высоких спортивных результатов во многом индивидуальны для каждого спортсмена.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 684.