Основным методом психологического консультирования является беседа, организованная специальным образом. В процессе беседы психолог пользуется определенными приемами, в том числе техниками эмпатического и рефлексивного слушания, сообщениями о восприятии клиента и самого себя.
Воздействие на клиента оказывается из позиции «личность – личность» и не подразумевает пассивного восприятия клиентом манипуляций и действий консультанта.
Все средства психологического воздействия условно делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные средства воздействия:
- специальные вопросы,
- домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией,
- дискуссии,
- специальные задания и упражнения, цель которых – осознание клиентом определенных механизмов.
Невербальные средства:
- пространственно-временные характеристики
- мимика, жесты, поза, голос
- эмпатия
В беседе используются специальные вопросы, помогающие самому клиенту лучше понять свою ситуацию. Также психолог использует метод интерпретации. Он дает уточняющие и углубляющие формулировки, излагает свое понимание ситуации клиента, на основе знания психологических закономерностей. Слушая рассказ клиента, психолог обобщает услышанное, обнаруживает совпадения, закономерности, анализирует и акцентирует эмоциональные переживания, отражает чувства клиента.
Эффективным методом является и самораскрытие психолога, открытое выражение им своих чувств, использование собственного жизненного опыта.
Иногда клиентам необходимо ободрение и успокоение, возможность выговориться и быть понятым. Но в некоторых случаях более эффективен прием конфронтации – открытого обсуждения противоречий в рассуждениях или поступках клиента и пр.
Особыми методами психологического воздействия являются и работа с переносом и контрпереносом, с сопротивлением клиента.
Другие распространенные методы психологического воздействия:
- работа со снами и символами клиента;
- работа с метафорами;
- работа с жизненным сценарием и стилем личности;
- исследование ранних воспоминаний;
- телесно-ориентированные методы;
- психодраматические методы;
- работа с модальностями;
- рефрейминг;
- творческие методы.
Групповое консультирование.
Закономерности индивидуального консультирования, описанные выше, действуют и в более сложной системе, когда консультант работает с двумя и более клиентами. Однако, такая ситуация вносит свою специфику.
Наиболее часто коллективными клиентами психолога является семья, иногда представленная ее подсистемами – родитель – ребенок, дети, супруги. Однако за психологической помощью иногда обращаются и другие малые группы – сослуживцы, соседи и т.п. Часто консультирование или психотерапия проводятся в группах, специально созданных для решения определенных проблем. В них приглашаются люди, которые до прихода в группу не были связаны никакими отношениями.
Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, или один или несколько человек являются клиентами, а остальные – заказчиками. Но в большинстве случаев психолог старается вовлечь всех присутствующих в работу, уяснить и показать роль каждого в создавшейся ситуации и в ее разрешении.
Групповое консультирование требует от психолога определенных навыков. В первую очередь – это умение распределять внимание на всех присутствующих, включать всех в общение в равной степени, не позволять никому доминировать или избегать взаимодействия. Работа с реальной группой предполагает и особый способ проведения диагностического интервью. Психолог имеет возможность получить более объективную информацию о взаимодействиях в группе, задавая вопросы одним членам группы о взаимодействии других.
В групповом консультировании психологу приходится иметь дело со сложной системой и происходящими в ней процессами, для этого ему необходимо иметь представления о групповой динамике. Групповой динамикой называется совокупность внутригрупповых процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы. Это все те процессы, которые обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования: руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых правил и ценностей, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции группой индивидуального поведения. В психологических целях активно используются взаимодействия членов группы друг с другом и с психологом. Взаимоотношения, в которые вступает клиент в терапевтической группе в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей каждому участнику адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Понятие групповой психотерапии (психокоррекции) противопоставляется понятиям психотерапии в группе, коллективной психотерапии (консультированию). Последние предполагают по сути дела использование любого метода психологического воздействия на большое количество клиентов одновременно. В этом случае не используются ситуации, возникающие в результате взаимодействия клиентов.
Семья представляет собой особую группу, в которой групповые процессы происходят иначе. Большинство семейных психотерапевтов сейчас являются сторонниками системной семейной терапии. Т.е. семья рассматривается как целостная система, поведение одной из частей которой тесно связано с поведением ее остальных частей. Таким образом, процессы, происходящие в семье, рассматриваются с точки зрения идеи «круговой причинности». А целью работы психолога с семьей считается создание конструктивных альтернатив семейного функционирования. Основным методом семейного консультирования является метод «циркулярного интервью», когда членам семьи задаются непрямые вопросы о поведении друг друга «по кругу». Методы воздействия используются те, же, что и в индивидуальном консультировании, но адаптированные для семьи таким образом, чтобы в работе была задействована вся семейная система.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.