Основные цели РПО:
- содействие развитию психологической науки, практики и образованию; привлечение ученых и специалистов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего общества;
- консолидация сил и создание условий для наиболее полной реализации творческого потенциала профессиональных психологов в России.
- обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов;
- содействие всестороннему культурному развитию России.
Задачи РПО:
ориентированные на потребности народа, страны:
- всемерное содействие распространению и развитию психологической грамотности и культуры населения страны с учетом региональных, национальных его особенностей;
- пропаганда достижений психологической науки, активное участие в распространении и популяризации современного психологического знания и психологических техник, в частности техник саморегуляции и самовоспитания;
- содействие повышению уровня, качества психологической подготовки специалистов-непсихологов, занятых в области работы с людьми (государственное управление, руководство трудовыми коллективами, общее и профессиональное образование, просвещение, здравоохранение, проектирование среды обитания людей, техники);
- содействие процессам доставки заинтересованным потребителям психологической информации, а также инициативному внедрению достижений психологии, неизвестных возможным потребителям, в практику;
- Содействие процессам совершенствования систем подготовки и переподготовки профессиональных кадров всех направлений и уровней.
- содействие процессам согласования реальных запросов страны, с одной стороны, и направлений развития психологии, с другой;
- содействие исследованиям в области психологии и реализации их результатов в общественной практике.
Ориентированные на потребности существования и развития сообщества психологов-профессионалов:
- содействие проектам, программам, разработкам, мероприятиям, ориентированным на повышение уровня понятийной упорядоченности психологического знания, на совершенствование методов, методических средств, практических психологических техник, процедур работы психологов-исследователей и практиков;
- содействие работе по улучшению информационного обеспечения психологов, обмену опытом исследовательской и практической деятельности, освоению прогрессивных форм работы;
- содействие работе по повышению профессиональной культуры и уровня квалификации психологов;
- укрепление междисциплинарных связей психологии с другими отраслями науки и практики;
- координация деятельности психологов страны в целях рационального распределения усилий специалистов по важнейшим направлениям науки и практики;
- оказание членам Общества информационной, теоретической и методической помощи в повышении уровня профессиональной подготовки;
- анализ и оптимизация внутрипрофессиональных конфликтов в сообществе, защита профессионально-ценностных, социальных, финансовых и других законных интересов психологов страны;
- включение российской психологии в систему международного психологического сообщества в целях взаимообогащения опытом и прогрессивного развития отечественной науки.
Функции:
- осуществляет научную, просветительскую, издательскую, педагогическую и иную не противоречащую действующему законодательству деятельность;
- организует и проводит съезды, конференции, и совещания РПО, симпозиумы, чтения, дискуссии по наиболее актуальным проблемам психологии;
- учреждает самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами предприятия и общества (в т.ч. научно-исследовательские и научно-практические центры, курсы повышения квалификации, школы, колледжи, университеты и другие учебные заведения, фонды);
- осуществляет производственную и хозяйственную деятельность и создает, в целях выполнения уставных задач, предприятия, хозяйственные товарищества и общества;
- обеспечивает членов РПО информацией о научно-организационных мероприятиях психологов в России и за рубежом;
- организует издание научных, научно-практических и научно-популярных трудов по психологии, ориентированных на разные возрастно-половые, национальные, региональные, профессиональные группы населения;
- участвует в научном обеспечении международных, общенациональных и региональных проектов и программ;
- проводит общественную экспертизу научно-практических психологических методик, программ и проектов;
- участвует в совершенствовании систем подготовки и переподготовки кадров психологов страны;
- содействует трудоустройству профессиональных психологов, участвует в оценке их профессионального уровня (категорий);
- принимает участие в миротворческой деятельности в необходимых случаях;
- выдвигает кандидатов в действительные члены и члены-корреспонденты РАН и отраслевых академий в установленном порядке;
- участвует в формировании органов государственной власти и управления путем выдвижения кандидатов в депутаты Федеральных законодательных органов, в случае и порядке, установленном законодательством;
- поддерживает и развивает творческую инициативу членов Общества; учреждает в рамках Общества именные стипендии и премии;
- представляет работы по психологии к присуждению премий и знаков отличия;
- в интересах развития отечественной и мировой психологии осуществляет международные контакты, участвует в работе зарубежных национальных и международных психологических конгрессов, конференций, симпозиумов, включается в выполнение международных проектов и программ, организует обмен стажерами и специалистами.
10.3. Нормативные требования, регулирующие профессиональную деятельность психологов в России.
Постановления, определяющие тарифно-квалификационные требования и условия оплаты труда психолога.
1. Постановление от 6.06.1996 №32 Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих.
В этом постановлении должности психолога соответствует диапазон от 6 до 11 разрядов. Определяются тарифно-квалификационные характеристики, включающие в себя разделы: «должностные обязанности», «должен знать» и «требования к квалификации». Содержание первых двух разделов уже обсуждалось в предыдущих лекциях. Требования к квалификации следующие:
6-й разряд – высшее психологическое образование без требований к стажу работы.
7-8-й разряды (психолог 11 категории) – высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;
8-9 разряды (психолог 1 категории) – высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога 11 категории не менее 3 лет;
10-11 разряды (ведущий психолог) – высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога 1 категории не менее 3 лет.
2. Постановление от 14.10.1992 №785 О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки (с изменениями на 27.02.1995).
Установлены следующие диапазоны разрядов: для главных специалистов культурно-просветительных учреждений – 11-14; в науке: для научных сотрудников 8-17, в сфере образования: профессорско-преподавательский состав–8-17.
Документы, регламентирующие работу в сфере образования
1. Федеральный закон об образовании (от 13.01.96) устанавливает размер средней ставки заработной платы для педагогических работников в соотношении со средней заработной платой работников промышленности в РФ, определяет права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы. В том числе для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю, право на длительный отпуск сроком до одного года через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, ограничение нагрузки педагогического работника верхним пределом.
2. Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ определяет основные направления обеспечения прав ребенка в РФ.
3. Приказ Министерства Общего и профессионального образования РФ от 9.07.98 №1880 О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики» определяет основные направления данной программы, в частности социально-психологический мониторинг сферы образования, развитие мотивации личности в системе вариативного образования, проектирование образовательных сред для детей группы риска, технологии подготовки и личностного роста кадров.
4. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ определяет организационно-методическую основу деятельности службы.
5.Постановление Правительства РФ от 31.07.98 №867 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
6. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 1.03.99. №3 Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения устанавливает нагрузку педагога – психолога в образовательных учреждения в объеме 36 часов в неделю, из них 24 часа отводится на работу с воспитанниками, учениками, родителями и учителями, 12 – на подготовку к работе, анализ и обобщение результатов (эта работа не требует присутствия психолога на рабочем месте). В приложении приводятся формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов.
7. Постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95. О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования РФ изменяется диапазон разрядов должности «педагог-психолог» и требования к квалификации. Устанавливается диапазон с 7 по 14 разряды. 7- среднее специальное образование, 8 – высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное со стажем по специальности 2-4 г.; 9 – высшее образование и стаж 2-4 г. или среднее и стаж 4-6 лет; 10 – высшее и стаж 4-6 лет или среднее со стажем свыше 6 лет; 11- высшее образование и стаж 6-10 лет, 12 – высшее и стаж свыше 10 лет или 2 категория, 13 – 1 категория, 14 – высшая категория.
8. Приказ министерства образования РФ 31.08.95 №463 и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 №1268 Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. Уточняется характер работы и требования к уровню квалификации по отдельным должностям работников учреждений образования РФ.
9. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.96 №610-р о необходимости введения психолого-педагогической оценки детских игр и игрушек.
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 7.05.97. О создании Координационного совета по психологии
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.