Задачи и виды деятельности психолога на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба является важным звеном аппарата управления крупных предприятий. Чаще всего психологическая служба предприятия включается в кадровую службу. На небольших предприятиях психолог чаще всего выполняет все функции менеджера по персоналу. Для этого ему необходимо помимо психологических знаний владеть и некоторыми экономическими и правовыми знаниями.

Основная цель службы управления персоналом (кадровой службы) – приобретение, удержание и использование необходимой квалифицированной, приверженной и мотивированной рабочей силы. Эта цель достигается посредством решения следующих задач:

- Планирование и маркетинг персонала:  Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя, поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала.

- Найм и учет персонала: организация отборочных процедур; учет найма, перемещений, поощрений и увольнения персонала; профессиональная ориентация персонала; организация рационального использования персонала; управление его занятостью.

- Управление трудовыми отношениями: Анализ и регулирование отношений с руководством; управление организационными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений; управление партнерским взаимодействием с профсоюзами; управление культурой организации, обеспечение дисциплины труда.

- Условия труда: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда; соблюдение требований технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; организация труда и рабочего места, обеспечение оптимального распорядка работы.

-Развитие персонала: Обучение персонала; переподготовка и повышение его квалификации; введение в должность и адаптация новых работников; текущая периодическая оценка результатов труда и трудового потенциала, аттестация; организация рационализаторской и изобретательской деятельности; планирование деловой карьеры; организация работы с кадровым резервом.

- Мотивация и стимулирование персонала: нормирование и тарификация трудового процесса; разработка систем оплаты труда; разработка форм морального стимулирования персонала; организация нормативно- методического обеспечения системы управления персоналом.

-Социальное развитие персонала: Организация благоприятных условий труда и отдыха, быта персонала, методическое и психологическое обеспечение социальных программ.

- Развития организационной структуры управления: Анализ сложившейся оргструктуры управления; проектирование и формирование новой оргструктуры ; разработка штатного расписания; разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства; разработка регламентирующей документации

 

В зависимости от размеров организаций состав задач и соответствующих функций будет меняться. Сегодня кадровые подразделения реализуют многие функции, ранее сосредоточенные по другим подразделениям. Но в то же время они разделяют функции прежде всего с линейными руководителями и с другими службами. Кроме того, многие функции сейчас могут выполняться внешними организациями.

Служба персонала может выполнять эти функции следующим образом:

- консультировать линейных менеджеров

- разрабатывать и реализовывать совместно с линейными руководителями решения и кадровые мероприятия,

- иметь собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий.

Численность сотрудников службы персонала составляет примерно 1-1.2% от общей численности коллектива.

Положение службы персонала в структуре организации зависит от степени развития и особенностей организации.

1. Служба может быть структурно подчинена руководителю по администрированию. Выполняет роль штабного подразделения.

2. В качестве штабного подразделения подчинена общему руководству организации.

3. В качестве штабного органа подчинена высшему руководству. Является более высоким уровнем управления, чем другие директора.

4. Организационно включена в руководство организацией

 

В любом случае, психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе.

Часто психологи труда и организационные психологи выполняют исследовательские проекты, заказываемые «со стороны», например, для получения ответов на вопросы: «Насколько привлекательная работа на данном предприятии?» или «Каковы причины текучести кадров в данной организации?»

Одна из типичных психологических задач на производстве – выявление структуры определенной профессиональной деятельности, требований разных профессий к личным качествам человека (его восприятию, памяти, мышлению, воображению, темпераменту, характеру, способностям и т.п.) По результатам такого исследования составляется профессиограмма.

Профессиограмма – сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации.

Профессиограмма, в свою очередь, включает в себя психограмму – психологическое описание профессии, анализ операционально-технологического содержания, совокупность профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее выполнение.

Профессионально-важные качества – совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.

Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Далее психолог с помощью специально отобранных методик выявляет наличие и выраженность этих качеств у претендентов на вакантные должности или уже работающих сотрудников.

Основной вопрос, с которым сейчас обращаются руководители организаций к психологам, касается лояльности персонала. Хотя опытные консультанты утверждают, что лояльность определяется в основном корпоративной культурой компании. Поэтому они большое значение придают выявлению степени сходства ценностей претендента на должность и компании.

В обязанности психолога также входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе.

 

8. 2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога).

Эргономика это одновременно и научная и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в трудовой деятельности. В системных научных эргономических исследованиях объединяются знания и методы, накопленные в антропологии, гигиене и охране труда, физиологии труда и биомеханике, социологии и экономике труда, технологии и организации труда, инженерной психологии и психологии труда. Синтез данных разных наук необходим в решении задач проектирования организаций, технологических производственных процессов и их существенной составляющей – трудовых функций, предназначенных для людей- субъектов труда.

Психологи-эргономисты работают на промышленных предприятиях и в специальных лабораториях. Они принимают участие совместно с другими специалистами в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, рабочей мебели. Они разрабатывают технологии экспертной эргономической оценки средств труда и условий труда, трудовой нагрузки. При такой оценке исследуется деятельность профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными оценками испытуемых, регистрируются объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, работа органов чувств – зрения, слуха и пр.).

Таким образом, специалисты в области эргономики (инженерные психологи) обеспечивают безопасность и эффективность деятельности оператора в автоматизированных системах управления. С этой целью они исследуют процесс информационного взаимодействия оператора с машиной, с другими операторами, процессы переработки информации и принятия решений, психологические механизмы регуляции деятельности операторов. Психологи, изучая деятельность рабочего-оператора, выявляют, какие особенности его деятельности, личностные особенности, характеристики машины, особенно пульта управления вызывают у него излишнее утомление, ошибки при восприятии или переработке информации. На основании своих исследований он обосновывает предложения и рекомендации по усовершенствованию деятельности, машины. Психолог-эргономист участвует в разработке различных машин, механизмов. Он дает рекомендации по расположению и оформлению рычагов, тумблеров, кнопок и циферблатов на пультах управления и т.п. С помощью знаний по инженерной психологии он оценивает, насколько интенсивность шума и освещенность приемлемы для эффективной работы.

Часто в обязанности психолога-эргономиста входит анализ причин низкой эффективности работы, утомления, текучести кадров, производственных конфликтов, он разрабатывает соответствующие рекомендации и предложения.

Психолог на промышленном предприятии также может быть занят анализом психологических причин аварий, травматизма и разработкой мероприятий по повышению безопасности труда.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.