1.Публикации как способ информирования коллег о результатах своей деятельности.
Психологи (как и ученые других специальностей) информируют коллег о полученных ими научных результатах через публикацию книг, статей в научных журналах и сборниках научных трудов.
2.Периодические и информационные издания.
Для информирования коллег о результатах решения конкретной научной проблемы психологи используют периодические издания, например, журналы. Преимуществом статьи в журнале является оперативность публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методов, результатов и выводов по исследованной автором проблематике. В мире существует огромное количество научных журналов, выпускаемых издательствами или психологическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее национальном языке и предназначены, прежде всего, для психологов этой страны. Наиболее известными в России являются журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета, серия 14. Психология.». В последние годы стали выпускаться журналы «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Акмеология», «Детский практический психолог» и многие другие.
«Вопросы психологии» – старейшее из ныне существующих отечественное научное периодическое издание по психологии, лауреат Национального психологического конкурса «Профессиональные итоги столетия» как самое популярное (читаемое) периодическое издание. Журнал был учрежден в 1995 г. Академией педагогических наук РСФСР и вплоть до 1977 г. являлся единственным научным периодическим психологическим изданием в нашей стране. Главная задача журнала – знакомить читателей с последними достижениями психологической науки в стране и за рубежом. В основных публикациях представлены современные исследования, проводимые в разных областях психологической науки, обсуждаются различные теоретические и практические проблемы, проводятся научные дискуссии, публикуются экспериментальные материалы. Сейчас редакционный совет журнала возглавляет директор Психологического института РАО В.В.Рубцов. Большая часть статей ориентирована на решение проблем обучения и воспитания подрастающего поколения – от дошкольного до студенческого возраста. Журнал рассчитан в первую очередь на профессиональных психологов.
Основные рубрики журнала сложились с самого начала его издания: «Теоретические исследования», «Дискуссии и обсуждения», «Критика и библиография», «За рубежом», «Экспериментальные методики и аппаратура», «Научная жизнь». Позже к ним добавились «Возрастная и педагогическая психология», «Психология и практика», «Психологическая консультация», «Тематические сообщения», «Экспериментальные исследования», «Психология в высшей школе», «Из редакционной почты», «Из опыта работы».
Журнал выходит 6 раз в год. В настоящее время объем каждого номера составляет 10 печатных листов (160 страниц). Со следующего года планируется издавать два приложения CD «Вопросы психологии» и «Библиотека журнала «Вопросы психологии».
Вестник МГУ. Серия 14, Психология Научный журнал, основанный в 1946 г. Выходит один раз в квартал.
Психологический журнал. Основан в 1980 г. Выходит 6 раз в год. Издается Российской Академией наук.
Журнал практического психолога Издается с 1996г. издательством «Фолиум». Методическое издание, ориентированное на практических психологов, студентов и аспирантов, начинающих психологов. Издается 6 раз в год.
В последнем номере журналов за каждый год обычно публикуется перечень статей за весь год. Знакомство с этими номерами облегчает библиографический поиск по интересующей психолога проблеме.
В мире выпускается также большое количество международных журналов, каждый из которых обычно посвящен определенной психологической тематике. Большинство из них публикуется на английском языке.
Статьи психологов и по психологической проблематике порой публикуются и в других журналах по смежным наукам, например, в журналах «Вопросы философии», «Вопросы педагогики», «Дошкольное воспитание» и т.п.
Психология в Интернет
Психологи, наряду с представителями других научных дисциплин, активно осваивают глобальную сеть. Национальные психологические общества всех развитых стран имеют в ней свои представительства. Наиболее влиятелен в этой среде – сервер Американской Психологической Ассоциации. Ее успех во многом обусловлен тем, что ядром ее информационной структуры стала крупнейшая сегодня библиографическая система PsycLITТМ , к которой имеется доступ во всех американских университетах. В России пока нет не только единой базы по русскоязычным научно-психологическим публикациям, но и центра, который бы объединил профессиональных психологов в глобальной сети.
Сейчас в интернет насчитывается несколько десятков частных психологических проектов. Практически все они объединены в «кольцо», центром которого стал Новосибирский Университет.
Осенью 1998 г. был зарегистрирован домен PSYCOLOGY.RU. Задача, которую ставила перед собой инициативная группа психологов, заключалась в образовании крупного психологического информационного центра, который бы не только представлял современную отечественную психологию, но и являлся бы организующим началом объединения психологов всех регионов России. Наиболее популярные серверы этого домена: электронная научная библиотека (http://www.psycology.ru), психодиагностическая лаборатория (http://testology.psycology.ru), система экспертного перевода психологических терминов (http://expert.psycology.ru), тематический сайт, посвященный проблеме взаимодействия человека с компьютером (http://hci.psycology.ru), web-конференция «Психологический Форум» (http://forum.psycology.ru). Кроме того, на сервере http://web.psycology.ru размещены около десятка авторских домашних страничек психологов из разных регионов России.
С 1999 г. разрабатывается web-сайт РПО. Основные его рубрики: справочник по кадрам российских психологов, календарь исторических событий и планируемых мероприятий, научно-психологическая электронная библиотека, электронные тематические конференции.
Сейчас налаживаются связи с некоторыми государственными библиотеками, научными изданиями, исследовательскими и образовательными организациями с целью координации деятельности по информационному обеспечению психологии в России.
Кроме возможностей организации профессионального сообщества, глобальная компьютерная сеть представляет интерес и как среда проведения психологических исследований. В этом качестве Интернет стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Но за последний год только в России опубликовано как минимум пять работ, посвященных проблеме проведения психологических исследований в сети Интернет. Эти работы подтверждают, что надежность психологических тестов при проведении их в сети Интернет не уменьшается. Но при этом нужно помнить, что выборка пользователей обладает четкими признаками: молодые люди (в среднем 27 лет), в основном с высшим образованием, владеющие высокими технологиями. Широкий охват испытуемых позволяет устанавливать достаточно «тонкие» зависимости и влияния.
3. Профессиональные встречи психологов
Еще большую оперативность обмену информацией придают различного рода научные и научно-практические конгрессы, конференции, съезды, симпозиумы. На таких встречах психологи обсуждают результаты своих научных исследований, обмениваются опытом практической работы, решают организационные вопросы. Материалы этих мероприятий часто публикуются в сборниках тезисов, выпускаемых их организаторами до или после конференции. Отдельные выступления могут быть опубликованы в журналах.
Национальные конференции проводятся на языке той страны, в которой они проводятся. Международные конференции могут проводится на одном или двух международных языках. Сейчас основным языком международного общения психологов считается английский. И поэтому он часто используется в качестве рабочего языка большинства международных психологических мероприятий. В качестве второго рабочего языка используется либо язык принимающей страны, либо французский, немецкий или испанский языки. Ежегодно в мире и в стране проводится несколько психологических конференций, симпозиумов различной тематики. Встречи, организуемые психологическими сообществами и ассоциациями, проводятся регулярно раз в два или четыре года, иногда ежегодно.
Балинтовские группы
Еще в начале 50-х гг. английский врач и исследователь Майкл Балинт предложил метод обучения врачей, помогающий снизить эмоциональную напряженность, возникающую в работе с «трудными» пациентами. Эта новая технология обучения была отработана в серии семинаров, проводившихся с 1950 по 1971 гг. М.Балинтом и его женой Энид Балинт-Эдмонс. На этих семинарах обсуждение фокусировалось на характере взаимоотношений между врачом и пациентом и факторах, влияющих на их взаимодействие. Врачи, прошедшие обучение, становились более чувствительными к эмоциональному состоянию своих пациентов, к их психологическим проблемам, начинали лучше понимть их запросы и собственные переживания. Этот опыт стали перенимать и представители других коммуникативных профессий. К началу 90-х гг. балинтовские группы получили широкое распространение не только среди врачей и психологов, но и среди полицейских, педагогов, социальных работников, священников.
Основные цели балинтовских групп:
- поощрение психологов ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы;
- улучшить восприятие и понимание коммуникации клиента;
- позволит психологам осознать свои «слепые пятна» в общении с клиентами.
Рекомендуемый размер группы – 6-12 человек. Работа основывается на представлении случаев из практики членов группы, которые вызывают различные чувства (замешательство, удивление, стресс) или представляют сложность. Цель группы – улучшить понимание проблем клиента и сложностей коммуникации с ним, но не поиск решений, поэтому встречи проходят не в форме дискуссии, а в виде свободного высказывания различных предположений, гипотез, версий. Советы, указания, оценки, поучения не допускаются. Общие, тем более, теоретические проблемы не обсуждаются. Представление случаев делается по памяти. Непоследовательность в изложении и забытые факты рассматриваются как важнейшие ключи для понимания коммуникации с клиентом.
В течение 1999-2000 г. проводился Национальный психологический конкурс «Профессиональные итоги столетия». По результатам опроса «Психологической газетой» сотен профессиональных психологов было сформировано большое жюри в составе 51 человека. В ходе этого опроса также составлялись списки кандидатов по семи номинациям. В результате лауреатами конкурса были признаны:
выдающийся вклад в мировую психологию – Выготский Лев Семенович, Лурия Александр Романович, Павлов Иван Петрович;
коллективный вклад в психологическую науку – Психологический институт Российской Академии образования;
коллективный вклад в психологическую практику – Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева;
коллективный вклад в психологическое образование – МГУ, факультет психологии;
самая читаемая книга по психологии – Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии;
самая читаемая книга по психотерапии – Карвасарский Б.Д. Психотерапия.
Претендентами на номинацию «самая читаемая книга по психологии» были :
Андреева Г.М. Социальная психология
Бурларчук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психодиагностике
Василюк Ф.Е. Психология переживания
Выготский Л.С. Психология искусства
Выготский Л.С. Мышление и речь
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах
Кон И.С.
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы.
Немов Р.Р. Психология/ Общая психология
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
Общая психология под ред А.В.Петровского.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 460.