Профессионально – значимые качества психолога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа психолога требует особенных личных и профессиональных качеств. Вопрос о том, какими профессиональными качествами должен обладать практический психолог, впервые возник, по сути, в конце 19 в., когда зарождалась научная и практическая психология. В этот период были сформулированы достаточно общие требования к качествам, которыми должен обладать психолог. Впоследствии мировой опыт развития психологии, как теоретической, так и практической способствовал формулированию более детальных, комплексных требований к знаниям, умениям и морально-этическому облику психолога. В некоторых странах психологические общества разработали свои кодексы профессиональной этики (не ограничившись лишь установлением этических норм, но закрепив в кодексе и нормы профессиональной подготовленности). Одним из таких кодексов стал «Кодекс профессиональной этики психологов общества психологов ВНР».

Мотивация профессиональной деятельности.

При рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд, какой смысл имеет в его жизни его профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.п.

Наиболее важными аспектами мотивационной сферы профессионализма являются:

- профессиональные мотивы (внешние и внутренние)

- профессиональные цели, сильное целеполагание;

- профессиональные ценности, идеалы;

- понимание значимости профессии;

- профессиональное мировоззрение;

- владение этическими нормами в профессии;

- профессиональные притязания;

- профессиональное призвание, профессиональные намерения;

Мотивационная сфера профессионализма динамична. По мере развития профессионализма появляются новые мотивы, формулируются новые смыслы, изменяется их иерархия, строится собственный сценарий профессиональной жизни.

От мотивации профессиональной деятельности зависит степень удовлетворенности трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии.

Важнейшим качеством деятельности психолога является профессиональная компетентность или профессионализм.

К психологу, занимающемуся практической деятельностью, реально работающему с нуждающимися в психологической помощи людьми, предъявляются очень высокие профессиональные требования, обусловленные тем, что психолог в процессе своей работы вторгается в самую интимную человеческую сферу – психическую, и, часто вполне зримо для клиента, детально ее анализирует и отчасти манипулирует ею, стремясь скорректировать человеческое поведение, реакции, жизненные установки, т.е. частично изменяет психику человека.

Профессиональная компетентность включает в себя профессиональные знания, умения, способности. Характеристиками профессиональной компетентности являются также диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, технологиями профессиональной деятельности. К составляющим компетентности можно отнести и творческих характер деятельности, проявляющийся в активном поиске новаторских подходов, инновационных технологий, личной инициативе.

Очевидно, что психолог, занимающийся практической работой, должен быть разносторонне подготовленным специалистом, обладать широкими профессиональными знаниями – не только по профильной науке, но и по многим другим наукам, часто оказывающимся необходимыми в повседневной работе.

К профильным знаниям можно отнести возрастную психологию, социальную психологию, психологию личности, психиатрию; к психологическим знаниям вплотную примыкают философия, педагогика, медицина, юриспруденция, культурология, экономика и т.п., также совершенно необходимы логика и этика.

Наверное, не требует пояснения необходимость знания психологом основных психологических дисциплин. Представления о медицине необходимы, так как за отклонениями в состоянии здоровья людей часто скрываются или следуют психические дисфункции. В значительной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены психика и физиология.

Глубокое знание законов логического мышления необходимо психологу для правильного анализа причинно-следственных связей, приведших к формированию тех или иных особенностей личности человека, постижению тех логических построений, которыми оперирует клиент, вскрытию вероятных ошибок и внятному разъяснению этих ошибок клиенту.

Этика представляет собой предмет, с абсолютной необходимостью долженствующий присутствовать как в знаниях психолога, так и в системе его личностных качеств.

Кроме практических знаний, психологу необходим еще комплекс умений и навыков. Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, эффективность которых достаточно высока.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. Государственным стандартом определяется, что в области психологии специалист должен:

- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

- владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

-

- понимать специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам, знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

- знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

- знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

- понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

- знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

- знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

- знать психологические закономерности познавательных процессов;

- знать механизмы произвольной регуляции внимания, эмоций, воли;

- иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности, движущих силах ее развития;

- знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгупповых отношениях;

- знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

- знать основные закономерности психологии образования;

- знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

- иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

- знать основные сферы и виды деятельности психолога;

- знать основы психологического консультирования, коррекционной и развивающей работы, психотерапии;

- владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практических умений.

К наиболее общим навыкам практической работы психолога также можно отнести следующие. Психологу необходимо обладать развитыми коммуникативными способностями, уметь быстро устанавливать контакт и доверительные отношения с клиентами, свободно общаться в любых ситуациях, которые могут возникнуть в ходе работы. Психолог должен уметь управлять (в смысле руководить) клиентом, так как иначе корректирующая функция психологической работы становится малодоступной. Но вместе с тем нужно уметь различать тонкую грань необходимости и достаточности в управлении. Иначе чрезмерное руководство клиентом снимает с него ответственность за свои решения, поступки.

Психолог также должен и уметь управлять собой, вовремя отмечать возникающие у него чувства приязни или неприязни к клиенту и постоянно обеспечивать атмосферу понимания и безоценочного принятия.

Психологу необходимо овладеть перцептивными навыками, профессиональной наблюдательность. Так как информация от клиента поступает не только по вербальному каналу, психолог должен быть настроен одновременно на все каналы, распознавать рассогласования в информации, поступающей по разным каналам, правильно истолковывать все отмечаемые нюансы.

В сфере научной психологии и педагогической деятельности формами отражения профессиональной квалификации является система ученых степеней и ученых званий. Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые присваиваются экспертными комиссиями. 2, 1 и высшая категории присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями.

 

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.

В литературе выделяется три базисных фактора оценки специалиста, работающего с людьми: интерес к другому, доминантность и каузальность. Различные проявления этих факторов характеризуют и индивидуальный стиль психолога.

Фактор интереса к другому проявляется в предпочитаемых формах общения: преимущественно отстраненного (ролевого) или эмпатического и участливого, межличностной или интимной ориентации. Он сказывается на том, ориентируется ли психолог на технические приемы ролевого общения (Я – только психолог, Вы – только клиент), на межличностное взаимодействие (все мы люди и у каждого свои недостатки и личные проблемы) или на интимные отношения (Я Вам в этом помогу, но только потому, что у нас с Вами сложились такие хорошие отношения). При слабой выраженности этого фактора психологическая помощь людям понимается как лечение или научение, при сильной выраженности – как контакт двух или более людей. От этого фактора зависит ориентация на технические приемы или на стремление к сотрудничеству, эмпатический или дистантный стиль общения.

Интерес к другому влияет на определение того, на какой уровень в структуре индивидуальности клиента ориентируется специалист в своем воздействии; насколько учитывает его психофизиологические, индивидуально-типические, личностные, социальные, национальные и др. особенности; позволяет ли клиенту проявлять их в процессе взаимодействия.

Абрамова предложила следующую классификацию ориентации на клиента в психокоррекционной работе: слабо выраженный интерес к другому, ориентация на обобщенный опыт («делай как я»); выраженный интерес к другому: типичное во внутреннем мире клиента («давай сделаем вместе», «давай подумаем, как сделать лучше») и ориентация на индивидуальные особенности внутреннего мира клиента.

Фактор доминантности проявляется в предпочитаемых позициях общения «сверху» (доминирование), «рядом» (оказание помощи) или «снизу» (служение). В зависимости от занимаемой позиции определяется, кто устанавливает конечные и промежуточные цели. При позиции «сверху» цели определяются и изменяются психологом, «рядом» – психологом и клиентом в сотрудничестве, «снизу» - психолог следует за клиентом».

Условно говоря, фактор интереса к другому влияет на тактические стороны профессионального взаимодействия, в большей степени зависимые от индивидуальности конкретного клиента, а доминантность – на стратегические, определяемые психологом.

Фактор каузальности влияет в первую очередь на уровень развития социального интеллекта: способности к пониманию поведения других людей и самого себя, к эффективному реагированию, к прогнозированию межличностных и внутриличностных событий. Каузальность проявляется в той мере, в какой специалист склонен и умеет анализировать состояния и поступки клиентов, их психологические причины и последствия. Например, в психодинамической терапии требуется высокая каузальность, а в гештальт-терапии – сниженная. Условно, при высокой каузальности психолог ищет причины состояний клиента в его прошлом, а при низкой – ориентируется в первую очередь на то, что происходит «здесь и сейчас».

Дата: 2019-02-25, просмотров: 209.