Работа психолога с родителями учащихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особая категория, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей, проблем. Перед психологом встает задача изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности.

В первую очередь психолога интересует стиль семейного воспитания, личностные особенности родителей, их отношение к ребенку. В работе с семьей школьный психолог, прежде всего, исходит из интересов ребенка, из задач обеспечения оптимальных условий для его обучения и воспитания.

Иногда родители сами обращаются за консультацией к школьному психологу. Но чаще психологу самому приходится искать встречи с родителями, когда возникает необходимость познакомиться с семейной ситуацией того или иного ученика, привлечь к психологической работе родителей. Часто приходится специально создавать у родителей мотивацию к работе с психологом. Он может также заниматься психологическим просвещением и профилактикой, читая лекции для родителей, проводя с ними беседы, подбирая для них психологическую литературу по актуальным для них проблемам. И, конечно, почти невозможна психологическая коррекция и развитие без участи родителей, так как эти формы работы требуют постоянных упражнений, наблюдений, ведения дневников и т.п.

 

7.5. Виды деятельности психолога в сфере образования.

Основными направлениями деятельности школьного психолога являются профилактическая, диагностическая, коррекционная, развивающая и консультативная работа.  Часто школьные психологи (по собственной инициативе или по распоряжению администрации) злоупотребляют психодиагностикой в ущерб всем остальным направлениям, что не может не отражаться на результатах работы в целом. Диагностика в отрыве от всех других форм работы лишена смысла. Она должна рассматриваться только как отправной момент во всей системе психологической работы. Лучше изучить одного ребенка и помочь ему справиться с его проблемами, чем обследовать всех, сделать красивые графики и забыть о них. Поэтому большее значение имеет не размах деятельности, а ее глубина.

Предметом психологической диагностики в школе является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития и психических функций, склада его личности, характера, темперамента. Полезно проводить такие диагностические срезы на разных этапах обучения. Обычно у школьников оценивается общая обучаемость, интеллектуальная одаренность, способности и склонности, проводится диагностика уровня школьной адаптации, мотивации учения.

Методом экспертной оценки с помощью педагогов и родителей может быть выделена среди учащихся так называемая «группа риска». К ней обычно относятся педагогически запущенные дети, дети с нарушениями развития, эмоционально-поведенческими расстройствами и т.п. В отношении этой группы используются как общие, так и специальные формы работы.

При работе с родителями диагностируются условия семейного воспитания, детско-родительские отношения.

Задачи психодиагностики личности учителя – выявление ее сильных сторон, опираясь на которые можно оптимизировать его деятельность. Так как психологическая атмосфера в педколлективе обязательно проецируется на ученический коллектив, важно знать характер межличностных отношений в педколлективе, стиль управления им, уровень его развития, удовлетворенность учителей трудом и коллективом и т.п.

Диагностическую работу вполне можно совмещать с другими видами деятельности. Так, одни и те же упражнения могут выполнять и диагностическую, и профилактическую и коррекционную или развивающую функции. При выборе методов диагностики следует отдавать предпочтение именно тем, которые, во-первых, возможно проводить в группе, и во-вторых, могут выполнять сразу несколько функций.

Психологическое просвещение. Основной акцент в школе должен делаться на психологическом просвещении, тесно связанным с профилактикой. Учителя и родители нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях детей, не могут их понять. Поэтому психологу важно приобщать учителей и родителей к психологическим знаниям, повышать уровень их психологической культуры. Ученикам тоже необходимы психологические знания. С подросткового возраста ученики начинают активно интересоваться вопросами психологии, заниматься самопознанием, самовоспитанием, проблемами межличностных отношений. Для психологического просвещения учащихся можно помимо общих методов использовать уроки психологии, внеклассные мероприятия.

Психологическую профилактику нужно строить на основе психологического просвещения, разъясняя учащимся, учителям и родителям научно обоснованные требования к организации учебы и отдыха, правила поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, в периоды возрастных кризисов, сообщая о конкретных последствиях влияния алкоголя, наркотиков на психику ребенка в каждом из возрастных периодов. Можно сказать, что задачам психопрофилактики подчинены все другие виды работы психолога в сфере образования, вся его работа направлена на создание атмосферы, способствующей развитию гармоничной личности, на предупреждение отклонений в развитии.

Специфика психологической консультации в образовательном учреждении определяется все той же основной задачей. Психолог консультирует педагогов и администрацию не столько по поводу их личных проблем, сколько по вопросам эффективности их деятельности, организации учебного процесса, отбора и способов подачи материала, поддержания дисциплины в школе, по поводу конфликтов с учениками и коллегами. Родителей психолог консультирует по вопросам детско-родительских и сиблинговых (внутри детской подсистемы) отношений. Школьники часто обращаются к школьному психологу за консультациями по поводу самопознания, трудностей в межличностных отношениях и в отношениях с учителями и родителями. Следует помнить, что для младших школьников и детей младшего подросткового возраста консультирование неприменимо в силу недостаточной сформированности у них рационального мышления и способности к рефлексии. С этими детьми используются методы психотерапии: игры, арттерапия и пр. Полезно использовать в школе и консультации по телефону. Эта форма делает более доступной психологическую помощь для очень занятых родителей, а также для тех родителей и детей, которые стесняются обратиться лично, желают сохранить анонимность.

Психологическую коррекцию и развитие психолог проводит в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями. Обычно, когда требуется коррекция познавательных функций, он разрабатывает программу, рекомендации, которые осуществляются педагогом (или родителями). Занятия по коррекции личностных свойств психолог проводит сам индивидуально или в группах учащихся с одинаковыми трудностями, но и в этом случае успех во многом зависит от поддержки педагогов и родителей. Поэтому психологу следует разъяснять им цели и задачи своей работы, согласовывать с ними свои действия (не забывая о конфиденциальности). Для коррекционной работы нередко нужно сотрудничество и с другими специалистами, например, логопедом, нейропсихологом, невропатологом, психиатром, социальным педагогом.

Школьные психологи также могут проводить научные исследования. Сейчас многие школы являются различного рода экспериментальными площадками и психологические исследования приветствуются администрацией.

 

В каждой школе вариант школьной психологической службы должен быть свой, учитывающий задачи и особенности конкретной школы. Полезно, организуя службу, составить обобщенный список направлений деятельности психолога и попросить преподавателей и администрацию выделить то, в чем они больше всего нуждаются, а также сформулировать какие-то конкретные вопросы или задачи.

 

7.6. Специфика работы психолога в дошкольном учреждении, в школе, техникуме, ПТУ, вузе.

Специфика работы в каждом из этих учреждений определяется психологическими особенностями возраста воспитанников или учащихся и спецификой их основной деятельности, их ситуации развития.

 

Некоторые специалисты работают при отделах народного образования в качестве «районного психолога», «психолога – методиста». Они независимы от администрации и педколлектива. Их основными задачами являются психолого-педагогическая подготовка педагогов, оказание методической помощи и координации деятельности школьных психологов района.

Перед психологическими службами вузов стоят следующие основные задачи:

- выявление и классификация проблем студентов, поиск механизмов их решения;

- информационная поддержка

- помощь в оптимизации обучения, взаимодействия между студентами и преподавателями, администрацией, улучшение психологической атмосферы;

- посредничество в конфликтных ситуациях;

- непосредственная помощь студентам и сотрудникам, имеющим психологические проблемы.

 


 

Лекция 8. Профессиональная деятельность психолога на предприятии

План:

1. Задачи и виды деятельности психолога на предприятии.

2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога).

3. Круг обязанностей психолога на предприятиях сферы обслуживания.

4. Применение психологических знаний в сфере юриспруденции.

5. Авиационная и космическая психология.

6. Военная психология. Политическая психология.

7. Психология спорта.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.