Место психологии в системе естественных и гуманитарных наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология всегда занимала особое место в системе научного знания, она находится на стыке целого ряда различных наук. С одной стороны, она зародилась и развивалась в недрах философии. С другой стороны, по мере развития естественнонаучного знания все больше выявлялось противоречие философско-психологических представлений о душе и естественнонаучных данных о человеке. Видимо, неспособность ни философии, ни естественных наук снять это противоречие, привела к выделению психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов. Но связи с гуманитарными и естественными науками не были порваны, психология продолжает тесно сотрудничать с ними. Между этими дисциплинами идет постоянное взаимообогащение методами и фактами. Существуют отрасли, совместно разрабатываемые психологией со смежными науками, в той или иной степени занимающимися проблемами человека.

Психология и философия. В течение ряда веков психология выступала как часть философии. Она непосредственно основывается на тех или иных философских системах, определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы психологических исследований. В ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий. Многие вопросы психологии с трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественных наук. Они решаются философски-умозрительно.

Эти две дисциплины совместно исследуют многие проблемы: личностный смысл, цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия, моральные ценности, сознание, мышление, ответственность, духовность. Труды таких ученых, как Э.Фромм, К.Роджерс, В. Франкл, М.Аргайл, посвященные проблемам поиска человеком смысла жизни, счастья, традиционно относят и к области философии и к области психологии.

Психология и социология. Поскольку человек – существо общественное, естественно, что у психологии и социологии немало общих объектов исследования – общество, личность, социальные группы, межгрупповые отношения. В психологии широко используются социологические методы сбора первичных данных: анкетирование и опрос. Концепции, разработанные в одной из этих наук, принимаются другой. Есть немало вопросов, которые не могут быть решены без взаимодействия обеих наук. Это, например, национальная психология, психология классов, экономики, политики, проблемы социализации и социальных установок, теория социального научения.

Психология и педагогика. Казалось бы, между этими двумя науками должны быть наиболее тесные связи, так как практически любой вопрос обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов. Но в действительности это не так. Попыткой объединить усилия ученых, занимающихся различными аспектами развития ребенка было создание педологии. Но, к сожалению, она была запрещена и последствия гонений на эту науку сказываются до сих пор.

Психология и история. Для того, чтобы лучше понять современного человека, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь – к истории развития материальной и духовной культуры, философских учений, религиозных верований, обычаев, традиций. Примерами глубокого синтеза истории и психологии служат теория культурно-исторического развития высших функций человека, разработанная Л.С. Выготским, использование исторического метода в психологии.

Психология и естественные и технические науки. Начало союзу психологии с естествознанием было положено еще во второй половине XIX в. Этому способствовали внедрение в психологию экспериментального метода, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Ч. Дарвина, А.А. Ухтомского, И.С. Бернштейна и др. И на современном этапе серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (биологии, физиологии, неврологии и т.д.). Например, знание законов работы нервной системы необходимо психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие психические процессы, какими аппаратами они осуществляются. Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, имеют большое значение исследования клиницистов (медиков и психологов). Ряд отраслей психологии, в частности, сравнительная и зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология находятся на стыке с соответствующими разделами естественнонаучных дисциплин.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет, так называемого «человеческого фактора». Инженерная психология, занимающаяся решением такого рода проблем, тесным образом соприкасается с многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся специфическими для человеческого сознания, стали выполнять электронные устройства. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико–информационные понятия и модели, применение логико-математического аппарата, компьютерных методов сбора и обработки данных и т.д.

 

1.6. Нетрадиционные психологические учения и исследования.

Под нетрадиционными психологическими учениями в первую очередь подразумевается парапсихология. На протяжении многих десятилетий она не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания. В последние 2-3 десятилетия эта ситуация стала заметно меняться, материалы парапсихологических исследований даже стали включаться в академические курсы лекций.

К области парапсихологии относят феномены различного порядка. В общем она исследует таинственные (не поддающиеся объяснению с точки зрения современного естествознания) явления, которые в той или иной степени связаны с человеческой «душой», психикой.

1. Различные формы «сверхчувственного восприятия», т.е. получения информации способом, отличным от обычного чувственного восприятия:

- ясновидение или парагнозия: получение серхчувственной информации о реальном мире.

- телепатия: получение информации о внутренних процессах и состояниях другого человека, чтение и передача мыслей.

- Прорицание: предвидение будущего

4.3.Способность вызывать объективно регистрируемые действия в окружающем мире без использования каких-либо известных физических сил:

- телекинез: передвижение предметов на расстоянии;

- левитация: преодоление земного притяжения;

- материализация, преобразование энергии и т.д.

Среди отечественных ученых, исследовавших проблемы парапсихологии, можно отметить Д.И.Менделеева, В.М. Бехтерева, Л.Л.Васильева.

До сих пор природа почти всех парапсихологических феноменов не известна. Имеются разные концепции, пытающиеся найти объяснение. С изобретением радио возникла концепция волновой структуры мира, в которой телепатия и другие явления объяснялись действием электромагнитных волн. Сейчас предпринимаются попытки объяснения с позиций квантовой механики, теории многомерности пространства и времени, концепции биополя.

Кроме того, к нетрадиционным психологическим учениям можно также отнести, например, учение В.Райха об универсальной жизненной энергии – оргоне и развитие его идей А.Лоуэном, который, собственно и предложил термин «биоэнергетика», психоделическая терапия, голотропный метод С.Гроффа и т.п. 

Так В.Райх считал, что при здоровом функционировании организма оргонная энергия образует в нем свободные потоки. Однако, движение энергии может блокироваться, когда человек не выражает свободно своих чувств, и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования формируют броню характера (специфический способ функционирования личности), позволяющую избегать определенных потребностей и переживаний. Физиологическое проявление этого процесса – телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфической осанке, походке, выражении лица. Теория В.Райха стала основой для развития многих популярных в настоящее время телесно-ориентированных подходов, таких, например, как биоэнергетика А.Лоуэна, структурная интеграция И.Рольфа, техник Ф.Александера и пр.

Биоэнергетика А.Лоэна основывается на положении, что тело и «ум» функционально являются идентичными, т.е. «все, что приходит на ум, отражает то, что случилось в теле и наоборот». Ум и мышление, тело и чувства подчинены единым энергетическим процессам. Неразрешенные эмоциональные конфликты создают напряженность, ригидность, блокирующую жизненную энергию и тем самым разрушающую эмоциональное здоровье. Через язык тела можно понять его энергетические процессы, и через работу с телом снять напряжения, блокирующие энергию.

Трансперсональная психология С.Грофа основное внимание уделяет феноменам сознания, выходящим за рамки обыденного опыта, она ориентирована на достижение человеком целостности. Гроф начинал разрабатывать свою теорию с изучения действия на человека психоделических наркотиков. Он исследовал переживание в состоянии наркотического опьянения опыта смерти, возрождения, космического единства, архетипических образов. В дальнейшем он использовал другие техники изменения сознания, например, голотропное дыхание. Считалось, что в таком состоянии происходит подключение к «энергиям» и достижение человеком психологической целостности.

Теория первичной травмы О.Ранка построена на анализе мифологии, литературы, искусства с точки зрения глубинного бессознательного содержания коллективного опыта. Ранк, в отличие от З.Фрейда, считал, что личность не детерминирована в своем развитии, что она свободно интерпретирует значения и инициирует действия. Центральное понятие концепции – травма рождения, т.е. идея о том, что появление человека на свет связано с тревогой. Дальнейшее развитие личности связано с двумя конфликтующими тенденциями: страхом жизни и страхом смерти. Первый связан с тенденцией к индивидуализации, отделению от других, второй – со слиянием, зависимостью. Если в ранних детско-родительских отношениях воля ребенка не подавляется, она снижает эти страхи. В противном случае ребенок испытывает сильную вину как специфическое выражение страха жизни.

Онтопсихология А.Менегетти или «психология бытия» рассматривает человека как активного субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни: как к неуправляемому стихийному процессу или как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества. Считается, что в основе человеческой природы лежит строго определенный замысел, который и обусловливает индивидуальное своеобразие человека, создает рамки его самореализации. Сущность этого замысла определяется энергетическим ядром Ин-се (априорный порядок, сущность в себе), образующимся собственной волей и проявляющимся во всех физических и психических процессах человека. Человеческое сознание должно угадать этот код природы, стать максимально адекватным ему. Этому препятствует воспитание и культура.

Антипсихиатрия Р.Д.Лэйнга отрицает наличие границы между нормой и патологией, считая, что по-настоящему больна не личность, а общество. Считается, что те, кого общество относит к больным, «нормальнее» других.

 


Раздел 2. Профессиональная подготовка психологов

Лекция 2. Специфика обучения в вузе

План:

2.1. Специфика вузовского образования, по сравнению со школьным.

2.2. Психологическая структура учебной деятельности.

2.3. Обучение в вузе как профессионализация

2.4. Формы учебных занятий, используемых при подготовке психологов.

2.5. Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее успешностью (по сравнению со школой).

2.6. Групповое и индивидуальное обучение.

2.7. Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов.

 

2.1. Специфика вузовского образования, по сравнению со школьным.

Особенностью изучения психологии в вузе является то, что эта дисциплина не является обязательной в школьной программе. По психологии не сдают вступительных экзаменов. Соответственно, объем имеющихся базовых психологических знаний у студентов – первокурсников разный. Кто-то изучал психологию в школе, занимался в школе юного психолога, участвовал в работе психологических клубов или семинаров, читал книги по психологии. У других студентов еще нет четкого понимания того, что представляет собой эта наука, что именно она изучает.

Обучение в вузе по любой специальности значительно отличается от занятий в школе. С первых дней учебы идет процесс приспособления бывшего школьника к специфике вузовской учебной деятельности. Новизна заключается не только в содержательной стороне изучаемых наук, но и в способах организации обучения, взаимодействия с преподавателями и администрацией.

В вузе далеко не по всем предметам задают домашние задания и, тем более, не контролируют постоянно их выполнение, не ставят каждый день оценки, не спрашивают материал прошлой лекции и т.д. Во многих вузах нет требования 100% посещения занятий, а там, где такое требование существует, все равно, контроль за посещаемостью менее жесткий, чем в школе. Начинающий студент далеко не всегда может правильно распорядиться такой свободой. Некоторые приходят к выводу, что регулярно, планомерно заниматься совсем не обязательно и начинают часто пропускать занятия Кто-то просто не может эффективно организовать свое время без внешнего контроля. Такие студенты посещают занятия, но совсем не занимаются самостоятельно или занимаются недостаточно. Они полагают, что все можно наверстать в период сессии. Но времени, отводимого в период сессии на подготовку к экзамену достаточно только для повторения и систематизации знаний, возможно, устранения небольших пробелов, но никак не для освоения целого курса. Сейчас во многих вузах для того, чтобы частично снять эти трудности, вводят балльно-рейтинговую систему контроля знаний или кредитную систему обучения. Такая система предусматривает планомерную организацию самостоятельной работы студента, промежуточный контроль, что позволяет и преподавателю и студенту получать обратную связь об эффективности своей работы в течение семестра.

В школе обычно по каждому предмету имеется один учебник, в соответствии с которым учитель строит курс. В вузе чаще всего нет одного определенного учебника по данному курсу. Студенты должны познакомиться с разными точками зрения на обсуждаемый вопрос, а значит, и с учебниками, написанными представителями разных школ и направлений, с монографиями, публикациями в периодических научных изданиях. Таким образом, первокурсникам приходится перестраиваться с последовательного прочтения учебника (определенный параграф к каждому уроку) на выборочное чтение нужных частей из разных книг к каждому занятию. Такая форма работы требует от студента умения ориентироваться в литературе, выбирать главное, анализировать, сравнивать, обобщать.

В вузе в большей степени, по сравнению со школой, выражен подход к учебному процессу как к сотрудничеству преподавателя и студента. Не преподаватель учит студента, а студент учится сам, его не заставляют учиться, а создают условия для учебы. Бывает, что студенты младших курсов, получив в начале семестра информацию о том, какие самостоятельные работы они должны выполнить, и в какие сроки, ждут «особого распоряжения» от преподавателя, неоднократного напоминания. В вузе преподаватель передает научные знания студенту не напрямую, а через организуемую им самостоятельную и познавательную деятельность студента. Лекции предназначены не для дословного заучивания и пересказа, а для ориентировки в многообразии взглядов, теорий по изучаемому вопросу. В них только ставятся вопросы и указываются направления поиска ответов, найти которые предстоит самому студенту.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.