Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе обучения в вузе будущий психолог должен получить не только знания, но и практические навыки. Общаясь с преподавателями, студент легче всего овладевает навыками преподавания психологии, работая над курсовыми работами под руководством научного руководителя, он приобретает некоторые навыки проведения научных исследований. На производственной практике осваиваются приемы работы практического психолога. Но имеется явный перевес первого вида работы по сравнению с двумя другими. Будущему профессионалу важно видеть работу разных специалистов и в области науки, и в области практики. Важно еще в период обучения включаться в жизнь профессионального сообщества, быть в курсе наиболее важных событий, тенденций, проблем. Это поможет студенту определиться, в какой сфере психологических услуг он хотел бы работать, на кого из известных специалистов он хотел бы ориентироваться, какому стилю практической работы следовать и т.п. Участие в жизни профессионального сообщества со студенческих лет значительно облегчает переход от обучения к работе и делает сам процесс обучения более целенаправленным.

Каким образом студент может участвовать в жизни профессионального сообщества? Во-первых, он может следить за событиями, читая психологические периодические издания. Во-вторых, может участвовать в научных и научно-практических конференциях. Причем он может участвовать не только в роли слушателя, но и в роли докладчика на специальных конференциях молодых ученых. В-третьих, помимо ограниченной по времени производственной практики, студенты могут начинать работать по специальности в качестве помощников опытных профессионалов. Познакомиться с психологическими исследованиями других психологов можно и выступая в них в качестве испытуемых. Для практических психологов также очень важен личный клиентский опыт. Во-первых, будущему психологу важно хорошо ориентироваться в собственном внутреннем мире, разрешить какие-то острые внутриличностные конфликты, с тем чтобы они не мешали его работе с клиентами. Считается, что человек, не верящий в то, что психология может быть полезна для него лично, вряд ли сможет оказывать эффективную помощь другим. Во-вторых, такой опыт позволит прочувствовать на себе, как работают психологические техники, познакомиться с процессом оказания психологической помощи изнутри.


 

Лекция 3. Система психологического образования в России

План:

7. Различные системы подготовки профессиональных психологов за рубежом.

8. Специфика профессионального психологического образования в России. Подготовка профессиональных психологов в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования.

9. Приобретение профессиональных навыков. Виды поствузовского образования, повышение квалификации. Супервизия как фактор повышения профессиональной квалификации практических психологов.

4. Система подготовки профессиональных психологов в РУДН. Учебный план, программа специализации. Требования к письменным работам. Научная работа студентов.

 

3.1. Различные системы подготовки профессиональных психологов за рубежом.

В разных странах существуют различные системы подготовки профессиональных психологов. В Европе, например, в ряде стран обычный период психологического образования составляет 5 лет, в других странах – 6 лет. Однако, во многих странах требуется больший, чем обычно период для того, чтобы реально завершить образование. В соответствии с классификацией С.Ньюстеда можно назвать три основных типа профессионального психологического образования в Европе:

- непрерывное пятилетнее специализированное;

- непрерывное пятилетнее общее;

- прерывающееся специализированное образование «три+три».

При непрерывном специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в одной сфере психологии, например, клинической, педагогической, психологии развития. Такая система существует в Финляндии, Швеции, Бельгии.

При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах, а в некоторых случаях даже после окончания университета. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, Дании.

 При прерывающемся специализированном образовании, типа «три+три» студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. После этого они могут продолжить специализированное образование. Часто это происходит уже в другом заведении. Многие студенты заканчивают свое изучение психологии уже после первых трех лет. Такая система существует в Великобритании, Греции, Ирландии, Франции, Португалии, на Мальте.

 

3.2. Специфика профессионального психологического образования в России.

Рассмотрим подробнее систему психологического образования в нашей стране. Долгое время психологическое образование осуществлялось в рамках философских факультетов. В 1966 г. были открыты два первых в Советском Союзе факультета психологии: в Московском и Ленинградском государственных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете. В 1987 г. в России уже было три факультета и несколько отделений психологии. 11 факультетов было также в республиках СССР. С начала 90-х гг. в связи с резко возросшей потребностью в специалистах психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы. На этих курсах осуществлялась переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы психологом. Во многих вузах стали открываться психологические факультеты. Особенно этот процесс ускорился с 1993 г. В 1997 г. в России было уже 90 факультетов.

В настоящее время в России существует два основных направления подготовки профессиональных психологов: в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования. В обоих случаях студенты обучаются по специальности 020400 или направлению 521000 – «Психология». Однако, в первом случае им присваивается квалификация «Психолог», во втором – «Педагог-психолог». С 1998 г. введена новая отдельная специальность 022700 - «Клиническая психология»

В первом случае после общего психологического образования на младших курсах в дальнейшем могут специализироваться в одной из следующих сфер психологии:

- общая психология

- психология личности

- социальная психология

- политическая психология

- психология менеджмента

- организационная психология

- юридическая психология

- психология труда и организационная психология

- клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью)

- психофизиология

- специальная психология

- психология развития и возрастная психология

- педагогическая психология

- психологическое консультирование

- психология социальной работы

- спортивная психология

В рамках каждой из специализаций организуется предметная профессиональная подготовка.

Традиционно в российском образовании существовала пятилетняя модель подготовки специалиста, которая соответствует третьему уровню профессионального образования. С 1990 г. начала вводится двухступенчатая система. После четырехлетнего обучения присваивается степень бакалавра. Степень бакалавра относится ко второму уровню высшего профессионального образования. Бакалавр может поступать в магистратуру и после еще 2 лет обучения и защиты магистерской диссертации присваивается степень магистра. Эта система образования не получила достаточного признания в области подготовки психологов и многие вузы возвращаются к непрерывной пятилетней системе. Очень небольшое число вузов проводит подготовку магистров.

Для поступления в вуз по специальности «психология» абитуриенты чаще всего сдают следующие экзамены: русский язык и литература –обязательно во всех вузах (обычно сочинение), математика (письменно), биология (устно или письменно) или история (устно или письменно). Вопрос о выборе этих или других экзаменов решается учебным заведением.

Форма получения образования может быть очной, очно-заочной (вечерней), заочной, также допускается форма самообразования или экстерната. До недавнего времени психологическое образование допускалось только в очной форме. Сейчас некоторые вузы (имеющие для этого специальную методическую базу) имеют право проводить обучение психологов по заочной форме. Лицам, не завершившим обучение по основной образовательной программе, но успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения) выдается диплом о неполном высшем профессиональном образовании.

За время обучения студент на младших курсах преимущественно изучает общие гуманитарные, социально-экономические, математические и естественнонаучные дисциплины.

На старших курсах основное время отводится на изучение общепрофессиональных дисциплин. На четвертом курсе бакалавриата и в магистратуре изучаются дисциплины специализации. Также студенты занимаются научными исследованиями: выполняют курсовые работы, участвуют в работе научных кружков, в конференциях молодых ученых и т.п. Практическая подготовка студентов осуществляется в основном во время различного рода практик. По окончании вуза студент обязан сдать государственные экзамены и защитить выпускную квалификационную работу (диплом или магистерскую диссертацию).

 

4.4. Приобретение профессиональных навыков. Виды поствузовского образования, повышение квалификации. Супервизия как фактор повышения профессиональной квалификации практических психологов.

Мы уже говорили о том, что в вузе студент приобретает не только знания, но и профессиональные умения и навыки. Для закрепления этих умений и навыков, расширения их арсенала полезно уже во время обучения заниматься практической работой. Самый простой способ – участие в научных кружках, помощь преподавателям и аспирантам в выполнении какой-то конкретной работы. Студентов старших курсов уже охотно приглашают на работу (временную или постоянную) некоторые организации, частнопрактикующие психологи ищут среди них себе помощников.

Получая базовое психологическое образование, студент приобретает соответственно и базовые, самые общие знания и навыки. Как известно, психология очень разветвленная наука и сфера практической деятельности, и понятно, что за 4-6 лет невозможно изучить все, что наработано в разных отраслях психологии, познакомиться со всеми направлениями. Даже в рамках специализации, которая проводится на старших курсах, существует множество разных направлений. Базовое образование действительно закладывает базу для дальнейшего профессионального становления и дает некоторые ориентиры. Дальше выпускнику предстоит выбирать, в какой отрасли психологии он будет работать, каких теоретических концепций придерживаться. Например, приобрести специальность психоаналитика сейчас можно, только получив второе высшее образование. Некоторые другие «узкие специализации» можно освоить, пройдя специальную программу специализации. Такие программы могут быть рассчитаны на разный срок от нескольких месяцев до 2-3 лет. Можно посещать обучающие семинары по интересующей вас специальности и во время обучения в университете.

Дипломированные специалисты или магистры могут продолжить обучение в аспирантуре либо сразу после окончания вуза, либо после приобретения некоторого опыта работы по специальности. Аспирантура по разным специальностям существует во многих университетах. При поступлении в аспирантуру по одной из психологических специальностей обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат по одной из психологических проблем. Время обучения в аспирантуре – 3 года при очной форме и 4 – при заочной. За время обучения в аспирантуре изучаются философия, иностранный язык, некоторые специальные дисциплины, сдаются кандидатские экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Основная задача – проведение под руководством научного руководителя психологического исследования и изложение его сути в диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Диссертация защищается в диссертационном совете, после чего автору присваивается искомая ученая степень. Подготовка диссертации возможна и в виде соискательства. Соискатель не сдает вступительных экзаменов в аспирантуру, не посещает занятия, он готовится к кандидатским экзаменам самостоятельно и занимается научным исследованием. Для сдачи экзаменов и подготовки диссертации он прикрепляется к учебному или научному заведению на срок не более 3 лет.

Высшей профессиональной психологической квалификацией в России является ученая степень доктора психологических наук. Для написания докторской диссертации можно поступать в докторантуру. Подготовка докторантов проводится в очной форме. Срок ее не превышает трех лет. Докторанту может назначаться научный консультант из числа докторов наук. Соискатель может также самостоятельно подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора наук по соответствующей специальности.

Помимо ученых степеней для оценки уровня квалификации профессиональных психологов в научной и педагогической сфере существует система ученых званий. Психологам, работающим в научных и высших учебных заведениях могут быть присвоены звания доцента и профессора.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 3 квалификационные категории (вторая, первая и высшая), которые присваиваются экспертными комиссиями в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии. Существует два основных типа таких программ. Во-первых, это может быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно это требует 3 – 3.5 года очно-заочного обучения. За этот период студенты изучают все предметы, предусмотренные учебным планом, за исключением тех, которые они уже изучили при получении первого образования.

Существуют также более короткие программы профессиональной переподготовки (1-2 года), во время которых студенты изучают те профессиональные дисциплины, которые необходимы им для работы по избранной специальности.

Важным фактором повышения профессиональной квалификации практических психологов является супервизия. Она представляет собой практическую работу под контролем более опытного специалиста. Иногда этот специалист непосредственно наблюдает за работой, иногда просто обсуждает случай, представляющий затруднение для психолога. Иногда работают супервизорские группы, где коллеги обсуждают друг с другом сложные для себя случаи. Это помогает психологам справиться с затруднениями, избежать субъективности в своей работе, взглянуть на случай по-другому.

Еще один путь повышения квалификации это участие в разного рода семинарах и конференциях, где психологи узнают о том, над чем работают их коллеги, каких успехов они достигли, с какими трудностями сталкиваются; обмениваются опытом.

 

4.5.Система подготовки профессиональных психологов в РУДН. Учебный план, программа специализации. Требования к письменным работам. Научная работа студентов.

Учебный план подготовки студентов – психологов в РУДН.

Обучение в университете ведется по учебному плану, составленному согласно требованиям Госстандарта. Учебный план для бакалавриата рассчитан на срок обучения 4 года при очной форме обучения, для магистратуры – на 2 года. В учебный план входят обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Семестры в основном длятся 18 недель, в течение которых проходят аудиторные занятия, 2 промежуточные и 1 итоговая аттестации. По окончании семестра в течение недели читаются установочные лекции с тем, чтобы студенты могли выбрать курсы на следующий семестр. Кроме того, учебным планом предусмотрены практики: во 2 семестре 3 недели –учебно-ознакомительная, в 4 и 6 семестрах – производственная (3 и2 недели), в 6 семестре – педагогическая (5 недель), в 8 семестре – научно-исследовательская (2 недели). В конце обучения студенты защищают выпускные квалификационные работы и сдают государственные экзамены по общей психологии и социальной психологии.

Всего учебная нагрузка для бакалавров, предусмотренная планом составляет 8150 часов (без факультативов и физкультуры – 7700) из них 3431 – аудиторной работы и, соответственно, 4791 – самостоятельной. Эта нагрузка распределяется следующим образом.

- Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины – 1800, в т.ч. аудиторных – 1023.

- Естественные науки – 1200, аудиторных – 657.

- Общепрофессиональные дисциплины – 3500, аудиторных – 2054.

- Специальные дисциплины – 1200, аудиторных – 715.

За все время обучения студентам предстоит сдать 52 зачета, 39 экзаменов, 3 курсовые работы.

Пока в РУДН имеется только одна специализация – по социальной психологии. Поэтому среди специальных дисциплин в бакалавратуре изучаются: история социальной психологии; методы социально-психологического исследования; психология малой группы; психология общения; психология межгрупповых отношений; политическая психология; психология управления персоналом; психология рекламы; основы проведения социально-психологического тренинга; спецпрактикум по социальной психологии; этнопсихология; конфликтология, психология семьи и семейное консультирование. В магистратуре изучаются многие другие специальные социально-психологические дисциплины, проводятся спецпрактикумы и тренинги.

 


Требования к письменным работам (контрольным, рефератам)

Почти по каждому изучаемому курсу учебным планом предусмотрены контрольные работы или рефераты. Обычно каждый преподаватель сообщает о своих требованиях к письменным работам, но есть и некоторые общие правила.

Контрольные и самостоятельные работы проводятся для проверки усвоения студентами определенного раздела курса. Обычно в контрольных работах от студентов требуется более или менее развернуто ответить на один или несколько вопросов. Вопросы чаще всего формулируются таким образом, что ответы на них невозможно дать, просто вспомнив или переписав соответствующую часть из учебника или конспекта лекции. Они требуют самостоятельного мышления студентов, анализа, сопоставления различных точек зрения, доказательств, обоснования, самостоятельных выводов.

Распространенной ошибкой студентов является то, что они не отвечают на поставленный вопрос, а пишут все, что им известно по той теме, к которой относится вопрос. Нужно учиться отбирать необходимую и достаточную информацию, давать лаконичные и содержательные ответы. Обычно сама формулировка вопроса определяет ту или иную степень развернутости, подробности ответа.

Контрольные работы могут проводиться в аудитории в течение определенного времени (от 5 – 10 минут до всей пары), или список контрольных вопросов может раздаваться студентам с тем, чтобы они дома в течение нескольких дней, недель, месяцев (в зависимости от степени сложности вопросов) нашли ответы на эти вопросы. При выполнении контрольной работы вне аудитории нужно указывать список использовавшейся литературы.

При обучении психологов используется много разных видов самостоятельных творческих работ, например, эссе, психологические характеристики, психологические наблюдения, психологический анализ жизненных ситуаций, литературных произведений, публикаций, фильмов и т.п. В этих работах студенты одновременно демонстрируют свои теоретические знания и умение соотносить их с реальной жизнью, применять на практике. В таких работах особенно ценится самостоятельность мышления, творческий подход.

Требования к оформлению контрольных и самостоятельных работ могут быть разными, но всегда нужно указывать фамилию, имя, номер группы, дату, номер или тему контрольной работы, название и вид самостоятельной работы (если возможны варианты).

Рефераты отражают умения студента самостоятельно работать с литературой, исследовать поставленную проблему. Из предлагаемых на выбор тем рефератов нужно выбрать тему, соответствующую вашим интересам. Работу над рефератом следует начинать с подбора литературы по проблеме. Обычно рекомендуется использовать не менее 5-7 источников. Это могут быть учебники, научная литература, периодические издания, нормативные акты, сайты из нтернет. По мере написания реферата этот список может пополняться за счет литературы, на которую ссылаются в тех книгах, с которых вы начнете изучение темы.

Изучив отобранную литературу, продумайте структуру реферата: какие вопросы нужно затронуть, в какой последовательности.

Реферат должен иметь четкую структуру. Он обязательно включает в себя введение, основную часть и заключение. Чтобы эта структура лучше воспринималась читателем, нужно вначале работы поместить ее план. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, указываются цели и задачи данной работы. Студенты часто затрудняются с формулированием целей и задач и опускают эти моменты в своей работе. Но осознание и четкая формулировка целей и задач очень полезны. Это помогает отбирать нужную информацию, лучше структурировать информацию и излагать ее более логично и последовательно.

Основная часть реферата обычно состоит из нескольких глав или параграфов, имеющих свои названия. В этой части излагаются имеющиеся в литературе точки зрения на исследуемую проблему, они сопоставляются, обобщаются, систематизируются. Автор сообщает свое мнение, например, указывает, какая из точек зрения ему ближе, почему.

В заключении кратко излагаются основные итоги работы, делаются выводы.

Объем каждого фрагмента вашей работы должен соответствовать его смысловой значимости и научной емкости.

Обязательно нужно указывать список использованной литературы.

При изложении научного материала, независимо от того, реферат ли это или курсовая работа, или статья и т.п., должны соблюдаться следующие требования:

Конкретность, что предполагает отбор только тех данных, которые необходимы для раскрытия данной темы или решения поставленной проблемы.

Четкость, которая достигается выделением в тексте отдельных частей, характеризующихся смысловой связностью и цельностью.

Логичность, предусматривающая определенную, заранее принятую последовательность этих частей.

Аргументированность (доказательность), каждая высказываемая мысль должна подкрепляться убедительными доводами или авторитетными мнениями ученых.

Точность формулировок, которая позволяет избежать неоднозначного толкования высказываний.

Требования к оформлению письменной научной работы

- работа выполняется на стандартных листах формата А-4.

- По краям листа оставляются поля, обычно: справа и вверху-1.5, слева и внизу – 2.5 см.

- Текст печатается на печатной машинке или компьютере. Обычно требуется, чтобы на странице размещалось 28-30 строк. Но допускается и написание от руки, четким, аккуратным почерком, без помарок. Все исправления должны быть выполнены аккуратно.

- Нумерация страниц начинается с первого листа, но проставляется, начиная со второго.

Титульный лист:

Вверху страницы симметрично по центру пишется название вуза, ниже – кафедры.

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Приблизительно в центре листа – название работы. Под ним – вид работы.

Еще ниже, ближе к правому краю указываются сведения об исполнителе: студет Ф.И.О., группы, факультета. Затем указывается фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и звание, должность.

Внизу страницы посередине пишется название города и год написания работы.

На следующем за титульным листом располагается оглавление. Оно дает общее представление о структуре работы и позволяет легко отыскивать нужные фрагменты текста. Текст работы должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. Вынесенные в оглавление названия рубрик должны по формулировке полностью совпадать с соответствующими названиями в тексте.

Параграфы внутри главы нумеруются двумя цифрами, включающими номер главы и номер параграфа (1.1., 1.2.). Нужно стремиться к тому, чтобы название рубрик было сформулировано кратко, но при этом точно отражало их содержание. В названиях параграфов не должно повторяться то, что уже нашло отражение в названиях глав.

В научной работе нередко возникает необходимость сослаться на чье-то авторитетное мнение. Ссылки и цитаты удобнее оформлять следующим образом. Все использованные источники группируются по алфавиту в один список и нумеруются. Этот список помещается в конце работы. В тексте в круглых скобках указывается номер источника в списке, а после запятой номер страницы (страниц), на которой напечатан цитируемый фрагмент. Можно также в скобках указывать фамилию (фамилии) автора и год издания книги, на которую вы ссылаетесь.

При использовании иллюстраций (таблиц, схем, диаграмм и т.п.) необходимо в тексте давать к ним ссылки и подробные пояснения

В конце научной работы помещается список литературы. В библиографическом описании книг необходимо указывать фамилии и инициалы авторов. Если у книги много авторов, то обычно перечисляются первые три фамилии. А затем идет «и др.». Название книги приводится точно по титульному листу, включая второе (уточняющее) название, без кавычек. Если издание многотомное, после двоеточия указывается количество томов.

Выходные данные отделяются от основных сведений знаком «-«. Все названия городов, за исключением –М. и –Л. (Спб.) приводятся полностью. После двоеточия указывается название издательства без кавычек. После запятой – год издания, точка. Через дефис количество страниц (-300с.)

Если цитируемый источник является частью какой-то другой книги, то сначала приводятся данные этого источника, а затем после знака «//» указываются сведения об издании, в которое он включен.

Часто в научную работу включают дополнительный материал, который необходим для лучшего понимания ее содержания (большие таблицы, схемы, тексты опросников и т.п.) Для удобства их выносят в конец работы, в раздел, который называется «Приложение». Если приложений несколько, то они нумеруются. В тексте даются ссылки на эти приложения.

 

Курсовые работы: задачи, уровень требований.

Курсовая работа – это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя – научного руководителя. Иногда курсовая работа защищается в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполняется работа.

Студентам предоставляется возможность выбора темы курсовой работы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, близких его собственной научной работе и связанных с научными направлениями кафедры.

Выбрав тему, студент с помощью научного руководителя определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки их завершения.

Структура курсовой должна быть четкой и обоснованной, в ней должна быть отражена логика рассмотрения проблемы. В курсовой работе по психологии обязательно должны быть представлены две основные части. 1 – анализ научной литературы по обозначенной проблеме, т.е. исследование того, что уже сделано в данной области науки на время выполнения работы. 2 – описание самостоятельного эмпирического исследования студента. Подробнее с требованиями к курсовым и дипломным работам можно ознакомиться в «Положении о курсовых и выпускных квалификационных работах студентов кафедры дифференциальной и социальной психологии».

Выбранная студентом на первом курсе тема научного исследования обычно в курсовых работах последующих лет получает дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь. Однако, это не является правилом, и студент может менять тему и научного руководителя (в рамках правил, определяемых «Положением…», пробуя себя в разных отраслях. Правда, такой способ требует больше времени и сил для подготовки дипломной работы.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 354.