1. Наличие теоретической базы – систематизированных, обобщенных представлений о психике;
2. Опора на метод научного познания, позволяющий применять знания на практике;
3. Адекватное использование научно обоснованных и апробированных методик;
4. Специалист оказывает психологическую помощь, не принимая на себя ответственность за жизненно важные решения клиентов;
5. Специалист получает поддержку и помощь от профессионального сообщества;
6. Следование профессиональным этическим нормам;
7. Профессиональная психогигиена труда;
8. Критичное отношение к нетрадиционным методам.
Академическая, прикладная и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы.
Научную психологию, в свою очередь, можно разделить на академическую, прикладную и практическую.
В предыдущем разделе мы говорили о научной психологии, понимая слово «научный» широко, как антоним «донаучного», житейского знания. Существует и более узкое понимание этого слова. В этом случае научная психология противопоставляется прикладной или практической. Иначе она называется «академическая». Академическая психологии ориентирована на отыскание общих законов психики и поведения людей, в то время как прикладная психология ищет способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных академических исследований.
Академическую психологию интересуют, прежде всего, теоретические аспекты. Ученые наблюдают различные явления в естественной обстановке или в лаборатории, пытаются интерпретировать полученные результаты и систематизировать их, создать теоретические модели, объясняющие наблюдаемые психические явления, предсказывающие их функционирование в тех или иных ситуациях. То есть, они стремятся на основе отдельных наблюдений, фактов прийти к пониманию общих закономерностей. Целью исследований является объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, выявление существующих между ними связей.
Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления.
Спецификой психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Б.С. Братусь пишет: «Достаточно часто психологу приходится слышать от специалистов других областей, прежде всего, естественно-технических, что психология вовсе не наука, поскольку не располагает строгими объективными методами исследования. Когда же психология стремится к формализации методов и достигает известного уровня этой формализации, то сразу появляются обвинения – на этот раз со стороны представителей гуманитарных областей, - которые говорят о принципиальной невозможности однозначного определения человеческой личности. Но дело не ограничивается критикой извне, по сути та же борьба, борьба двух подходов: одного – стремящегося к формализации, другого – выступающего принципиально против таковой, происходит и в самой психологии». Но все же в отечественной психологии на данный момент явно преобладает ориентация на естественнонаучные методы, на объективность, измерение и эксперимент. Хотя в последние годы начала оформляться и гуманистическая психология, правда, большей частью, в рамках психологической практики.
К основным исследовательским методам в психологии относят общие для естествознания в целом методы наблюдения и эксперимента, каждый из которых выступает в различных формах. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистического анализа и т.д.
К методам гуманитарной (описательной) психологии относят интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификацию, диалог, биографический метод и пр. Основное назначение этих методов – понимание душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 274.