Для того чтобы студенты могли более эффективно организовывать свою учебу, им полезно уже с первых дней обучения познакомиться с основными положениями психологической теории учебной деятельности.
Обучение не следует сводить только к хорошему запоминанию научных положений, сообщаемых преподавателем. Оно является процессом и результатом активной познавательной, прежде всего, мыслительной, деятельности самого учащегося по поиску, добыванию и умственной переработке научных знаний, а также по применению этих знаний в жизни.
Учебная деятельность, как и всякая другая, имеет соответствующую психологическую структуру: мотивы, цели, средства и конечный результат.
От мотивации зависит отношение студента к учебе, степень его активности. Учебная деятельность может иметь несколько мотивов. Социологический опрос абитуриентов трех московских вузов показал, что мотивов поступления в вуз в общей сложности насчитывается более десятка. Среди наиболее часто встречающихся: «Поддержать семейную традицию – в семье все имеют высшее образование», «Чтобы не призвали в армию», «Учиться легче, чем работать» и т.п. К подлинно учебным мотивам можно отнести: «Хочу приобрести престижную специальность», «Интересует научная работа», «Нравится та специальность, которую дают здесь». Естественно, во время учебы мотивы могут изменяться, преобразовываться.
Все мотивы можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние. П.Я.Гальперин выделял три типа мотивации: деловую, соревновательную (внешние) и собственно познавательную (внутренняя).
При преобладании деловой мотивации мотивы учебной деятельности совершенно не связаны с процессом обучения, являются внешними по отношению к нему. То есть, человека интересует не что-либо непосредственно вытекающее из обучения (знания, навыки, ориентировка в научной информации и т.п.), а формальные права, которые дает образование («нужно получить корочки») или какие-то определенные знания. Такие люди могут соблюдать учебную дисциплину, бороться за высокие оценки на экзаменах, но вряд ли будут стремиться к глубокому овладению изучаемыми предметами.
Соревновательная мотивация является промежуточной между деловой и собственно познавательной. Она наблюдается там, где придается очень большое значение оценкам. Этот тип мотивации хотя и активизирует учебную деятельность, не является внутренне связанным с ее содержанием. Студент может добиваться высокой оценки любой ценой – списыванием, уговорами и т.п. Глубокое усвоение содержания материала при такой мотивации возможно только при такой организации учебного процесса, когда высокие оценки ставятся за подлинно познавательные достижения – доказательно излагаемые теоретические знания, аналитический характер рассуждений, самостоятельность и творчество.
Собственно познавательная мотивация внутренне связана с содержанием обучения. Человеку интересен сам процесс учения, получения новых знаний, поиска ответов на интересующие вопросы. Познавательный интерес по сути своей ненасыщаем. Деловая или состязательная мотивация могут в процессе обучения смениться на познавательную, то есть студенту может стать интересно учиться, познавать новое и полезное.
В соответствии с действующими мотивами студент ставит сам перед собой цель обучения. По сути своей цель – идеально представленный будущий конечный результат. Она формулируется до начала деятельности, иногда четко и ясно, а иногда аморфно и неопределенно. Обычно говорят, что учиться нужно для того, чтобы иметь знания. Но знания нужны не сами по себе, а для того, чтобы их использовать в жизни. Использование научных знаний в практической деятельности выражается в умении научно мыслить при решении повседневно возникающих задач. То есть, студент учится действовать «со знанием дела», подходить к решению проблем с научных позиций, а не только на основе житейской сметки, личного опыта и чужих советов. Соответственно – целью обучения психологии является приобретение навыков психологического мышления.
Следующий компонент психологической структуры учебной деятельности – средства, с помощью которых достигается ее цель. К числу средств учебной деятельности студентов относятся самые разнообразные способы и приемы усвоения знаний: от банальной зубрежки до глубокого мыслительного анализа теоретических положений и их сопоставления с жизненными реалиями. Выбор средств определяется целями, условиями обучения и индивидуальными особенностями учащегося. У каждого студента формируется свой индивидуальный стиль, который может быть более или менее эффективным. Важно выработать наиболее оптимальный индивидуальный стиль учебной деятельности, т.е. из всего набора средств выбрать те, которые вам наиболее подходят.
В широком смысле индивидуальный стиль деятельности (ИСД) понимается как индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности. В контексте отечественных психологических исследований ИСД определяется как целостная система действий, операций, приемов, способов и умений, которая приобретает определенную устойчивость и существенно сказывается на деятельности человека.
Успех в жизни и деятельности (в том числе и в учебной и в профессиональной) во многом зависит от способности человека раскрыть собственную индивидуальность, использовать ее неповторимые особенности для решения реальных задач.
В формировании ИСД принимают участие не только типологические свойства нервной системы, но и умения, навыки, привычки, некоторые особенности личности и характера человека.
Факты показывают, что ИСД вырабатывается всегда, при всех условиях, и не только сознательно, но и стихийно.
В ИСД наблюдаются неповторимые и типические проявления, он формируется под влиянием двух противоположных факторов: уникальности индивидуальности и своеобразия жизненных ситуаций конкретного субъекта, с одной стороны, и сходства природных особенностей различных человеческих общностей и условий, в которых они живут и действуют, - с другой.
В ИСД различают природное и приобретенное. Одним из существенных компонентов ИСД является темперамент, который служит природной основой, т.е. то, с чем человек рождается и что сравнительно мало меняется в течение всей жизни. Другим важным компонентом ИСД психологи считают такие свойства человеческой индивидуальности, как экстравертированность и интровертированность. К числу компонентов, приобретенных человеком в течение жизни, относятся знания, умения, навыки, способы действий, которые формируются в процессе его социализации, в том числе и профессионализации как части этого процесса.
И, наконец, четвертый составной элемент психологической структуры учебной деятельности – конечный результат учения. При правильно организованном процессе этот результат будет приближаться к заранее поставленной цели. Полного соответствия результата цели не может быть, потому что процесс достижения цели всегда сопровождается какими-то потерями. По какой причине и каким образом происходят эти потери?
Во-первых, что-то из услышанного или прочитанного остается непонятым. Даже если человек запомнил что-то не понимая, такое знание бесполезно.
Во-вторых, что-то из понятого тут же забывается, так как ни с чем из ранее известного не ассоциируется, то есть фактически не происходит запоминания.
В-третьих, какая-то часть запомненного со временем забывается, потому что не находит применения.
В-четвертых, знания запоминаются, но студент может лишь воспроизвести их, но не может применить на практике.
Студенту нужно постоянно помнить, зачем он учится, ради чего, что понять и запомнить – мало, нужно обязательно соотносить теоретические знания с практикой, уметь применять их в реальных жизненных ситуациях.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.