Преподавание психологии как профессиональная деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Еще одной сферой профессиональной деятельности психолога является преподавание психологии. С начала 20 в. научная и педагогическая деятельность в области психологии стали неразрывно связаны. Большинство известных российских психологов работало в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили исследования, писали научные труды и передавали полученные знания, идеи, концепции студентам. Университетские и институтские кафедры были центрами научной психологии. Цель преподавания заключалась прежде всего в распространении психологических идей, в подготовке будущих ученых и других специалистов с высшим образованием. Педагогические способности профессора всегда высоко ценились, но главной для него была научная квалификация.

В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Он должен:

1). Иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, быть эрудированным в других науках.

2). Фундаментально знать преподаваемый предмет.

3) Уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

4) Хорошо владеть речью, выразительными средствами общения.

5). Уметь доступным образом объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание студентами;

6). Иметь педагогическую наблюдательность, требовательность.

7). Уметь создать мотивацию у студентов для освоения учебного материала.

8). Обладать организаторскими способностями.

9). Владеть педагогическим тактом.

Преподавание психологии в России осуществляется в трех типах учебных заведений.

1. На психологических факультетах вузов, осуществляющих подготовку профессиональных психологов. Главная задача преподавания в данном случае заключается в передаче психологических знаний, умений, в формировании навыков, необходимых для профессиональной деятельности студента.

2. В педагогических, медицинских, юридических, технических и других вузах, осуществляющих подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми. Главная задача в этом случае заключается в формировании психологической грамотности, элементарных навыков применения психологических методов, необходимых для личной жизни и успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

3. В общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях), дающих общее среднее образование. Главная задача преподавания в данном случае заключается в формировании на основе психологических знаний общей психологической культуры учащихся.

 

Специфика профессиональной деятельности психолога – практика будет рассматриваться достаточно подробно в рамках данного курса, поэтому здесь мы ее обсуждать не будем.

1.4. Социальный заказ на профессию психолога.

Чтобы возникла и развивалась какая-то профессия, на нее должен появиться социальный заказ. Процесс формирования психологической профессии протекал неодинаково в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие эта профессия получила в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, России. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении. Практическая психология получила меньшее распространение, ее статус во многих сферах все еще остается неопределенным. В большей степени признается деятельность психологов в педагогике, медицине, консультационной психологии. Активно развивающимися направлениями практической психологии сейчас являются экономическая, юридическая, спортивная, военная психология.

Социальный заказ на профессию практического психолога формируется, прежде всего, в публицистической и научно-популярной литературе. В СМИ, литературе, кино создается определенный образ профессии. В обществе постепенно формируется более или менее адекватное представление о том, чем занимаются психологи, чем они могут быть полезны, каким образом оказываются психологические услуги и т.д. О необходимости практических психологических знаний говорят представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Эти знания нужны им для того, чтобы помочь в решении одной из главных задач своей профессии – целенаправленном воздействии на человека.

В настоящее время в нашей стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Нельзя сказать, что в настоящее время в нашем обществе имеется адекватное представление о психологической профессии.

Для людей, непосредственно не связанных с психологией, она чаще всего выглядит очень привлекательной и кажется чрезвычайно полезной и даже необходимой. В то же время следует иметь в виду, что представления окружающих о реальных знаниях, которыми располагает психологическая наука, часто не соответствуют реальности. Они далеко не всегда интересны и привлекательны. От психологии часто ждут большего, чем она может дать. Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны, его профессиональные возможности нередко преувеличиваются. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека «насквозь». Порой ожидается, что психолог найдет или поможет «найти ту кнопку», которая позволит успешно разрешить проблему.

Когда же эти завышенные требования к психологии и психологам не оправдываются, начинается разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам работы. Поэтому для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на профессию и свои реальные профессиональные возможности.

Социальный запрос связан также и с качеством услуг, предоставляемых представителями данной профессии. И здесь мода на психологию оказывает профессионалам в нашей стране «медвежью услугу». Появилось много вузов, готовящих психологов, но далеко не все из них имеют возможность делать это достаточно качественно. Еще больше существует различных краткосрочных курсов, выпускники которых также позиционируют себя как профессиональных психологов, не имея для этого достаточных оснований. Нередки также случаи, когда психологами называют себя и те, кто вообще не имеет никакого психологического образования. Любой человек, который некачественно оказывает психологические услуги, создает антирекламу профессии.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.