Обучение в вузе как профессионализация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для большинства студентов именно с вузовского обучения начинается профессионализация, т.е. процесс вхождения в профессию, становления личности специалиста. Этот процесс включает в себя выбор человеком профессии, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, развитие своей личности средствами профессии. 

Этапы профессионализации в вузе (при 5-летнем обучении)

1 курс (этап первичной адаптации)

     Представления студентов о будущем (планы о достижении высокого уровня благосостояния, профессионального мастерства) ограничены ближайшей временной перспективой (до 5 лет). Представления идеализированы, «утопичны», характеризуются «упрощенным» видением будущего и содержат небольшое количество ожидаемых событий.

3 курс (этап погружения в учебно-профессиональную деятельность)

  В представлениях студентов о профессиональном будущем присутствуют установки на профессиональные достижения, однако, они неопределенны и во многом нереалистичны. Уже в ближайшем будущем студенты видят себя состоявшимися профессионалами, но не указывают, какими путями они этого достигнут. У них сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. В планах на будущее преобладает средняя перспектива (до 10 лет).

5 курс ( этап готовности к самостоятельной профессиональной деятельности)

  Профессиональные планы начинают увязываться с дальнейшим обучением, студенты ориентируются на достижение профессионального мастерства, карьера рассматривается ими как повышение профессиональной компетентности и продвижение по служебной лестнице. Начало профессиональной деятельности студенты связывают с поиском работы, но содержание работы не конкретизируется и не указывается сфера профессиональной деятельности, наблюдается неадекватность жизненных целей. В представлениях о будущем преобладает средняя и отдаленная перспектива (5 – 15 лет).

 В общем на протяжении обучения в вузе у студентов происходят изменения в профессиональных представлениях: возрастает их объем, уровень сформированности, яркость-четкость, идет процесс переориентации самопредставлений студентов с социальных категорий на индивидуальные, самооценка профессиональных качеств постепенно повышается. Наблюдается профессионализация Я-образа, в его состав все в большей степени начинают входить компоненты, связанные с выбранной специальностью.

• В  целом профессиональные представления студентов находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Они по своему содержанию выше житейских представлений, но не достигают оптимального, научно-теоретического уровня. Без специальных психолого-педагогических воздействий процесс становления представлений идет замедленно, стихийно. 

 

Одним из наиболее важных аспектов профессионализации является развитие профессионально важных качеств (ПВК). Это совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.

Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Стадии формирования ПВК у студентов

§ Первая стадия характеризуется процессом понятийного усвоения профессионально значимых качеств, знаний. Позитивный процесс первой стадии сопряжен с развитием мотивов учения.

§ Вторая стадия это активное усвоение знаний, формирование профессионально значимых качеств, профессиональных умений. Удовлетворительная динамика их развития в свою очередь активно развивает мотивы учения до третьего уровня.

§ Третья стадия это развитие профессионально значимых качеств.

1-3 курс. Формируются представления о ПВК, к концу периода они становятся более адекватными. Постепенно снижается напряженность, самоконтроль, повышается стрессоустойчивость, степень собственной ответственности за достижения, творческий потенциал, формируется более адекватный образ «Я».

4 курс. «Экзистенциальный кризис» - смена идентификации, неустойчивость ролевого диапазона, переосмысление ценностей.

5 курс.  В образе «Я» и представлениях о будущей профессии происходит переориентация с личностных представлений на деятельностные. «Моральная» подготовка к будущей профессиональной деятельности, рост тревожности, напряженности.

 Таким образом, студенты третьего курса оказываются наиболее адаптированными к включению в реальные профессиональные роли. Стихийно формирование профессионально-важных качеств к окончанию обучения в вузе не происходит. У студентов 5 курса уровень готовности к скорейшей адаптации на рабочем месте является недостаточным, что приводит к трудностям процесса профадаптации и может приводить к конфликтности в производственных отношениях. Социально-психологическая обстановка в трудовых коллективах структурно отличается от ожиданий выпускников.

2.4. Формы учебных занятий, используемых при подготовке психологов.

Учебная деятельность студента осуществляется в следующих видах: слушание и запись лекций, подготовка и участи в семинарских и практических занятиях, тренингах, выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа с книгами и конспектами, консультации, написание контрольных и курсовых работ, сдача зачетов и экзаменов, педагогическая и производственная практики. Познакомимся подробнее с основными из них.

Лекция

Одним из основных методов передачи знаний от преподавателя к студентам является лекция. Некоторые студенты сомневаются, нужно ли ходить на лекции или лучше ограничиться только тем материалом, который есть в учебнике, следует ли их конспектировать.

Учебник никогда не сможет заменить лекцию, также как лекция не повторяет материал учебника. В учебниках изложен наиболее общий, устоявшийся, фундаментальный материал учебной программы, в то время как в лекции сообщаются более оперативные, современные сведения. Лекция – это не пересказ учебника, а скорее путеводитель по тому материалу, который должен изучить студент. Лектор излагает не весь материал, предусмотренный программой, а только узловые темы, наиболее острые проблемы. На лекциях обязательно ставятся вопросы, требующие решения не только в ходе самой лекции, но и в процессе самостоятельной работы студента с литературой. Лекция ориентирует студента в имеющейся по обсуждаемым вопросам литературе.

Кроме того, на лекциях есть возможность задавать вопросы, уточнять непонятные моменты и т.п. Само возникновение вопроса на лекции свидетельствует о самостоятельном мышлении, об активном, творческом отношении к учебному процессу.

Опыт показывает, что конспект лекции нужно писать обязательно. Во-первых, он помогает организовать познавательную деятельность, научиться одновременно делать несколько дел: слушать, размышлять, писать. Во-вторых, в процессе записи лекции информация поступает сразу по нескольким каналам: студент слушает, смотрит, записывает, эмоционально реагирует на живой рассказ, что способствует лучшему запоминанию.

Скорость чтения лекции составляет примерно 120 слов в минуту, а скорость записи – 30-40 слов в минуту (у иностранных студентов 15-20). Поэтому естественно, что бесполезно пытаться записывать лекцию дословно. Это нужно делать в переработанном, обобщенном виде. Нужно записывать только суть лекции, ее структуру, ход рассуждения и выводы. Запись лекции представляет собой своего рода «редактирование» речи преподавателя, освобождение ее от лишних слов, лирических отступления, замену пространных выражений более лаконичными и т.п.

У каждого вырабатывается свой способ ведения записей. Но существуют некоторые наиболее употребительные и целесообразные способы ведения конспектов.

- запись лекции в виде тезисов. Основное внимание нужно уделять последовательности вопросов, выделению главного. Студент старается каждое тезисное положение записать почти дословно, пропуская обоснования, доказательства, примеры и т.п. Опираясь на этот план, студент сможет вспомнить весь материал.

- Запись в более развернутом (обобщенном) виде. В этом случае записывают не только основные положения, но и приводимые доказательства, примеры. Но запись ведется не дословно, а в обобщенном виде.

- Более сложный способ записи лекции – фиксация основных излагаемых положений и собственных мыслей, вопросов. Этот способ наиболее продуктивен, но доступен не всем.

Слабо подготовленные студенты стараются записывать по ходу лекции все, что успеют, не делая попыток качественного отбора материала. Такой конспект содержит минимум полезной информации, не имеет четкой структуры. Но все же это лучше, чем полное отсутствие собственного конспекта.

Некоторые студенты, помня школьные требования красиво оформлять тетради, пытаются делать то же самое и с конспектами лекций, тратя время на подчеркивания под линейку, выделение разными цветами, затирание ошибок штрихом и т.п. Конечно, красиво оформленный конспект лучше воспринимается, но не стоит этого делать в ущерб объему зафиксированной информации. Лучше оставлять большие поля или писать только на одной стороне листа с тем, чтобы дома сделать необходимые выделения, дополнить конспект новым материалом, собранным из учебников и другой литературы.

Для более эффективной записи лекций необходимо выработать рациональную систему сокращений. Например, принятыми сокращениями общеупотребительных слов являются и т.д., т.п., пр., т.к.- так как, т.е. – то есть, т.о. – таким образом, т.н. – так называемый, м.б. – может быть, к-л – какой-либо и другие. Можно записывать начало и конец слова (нт-ть – деятельность), только согласные буквы (тмпт – темперамент). Часто используются аббревиатуры терминов, состоящих из нескольких слов. Обычно первый раз они записываются полностью и в скобках указывается сокращенный вариант, а далее используется уже только сокращенный вариант, например – высшие психические функции (ВПФ). Целесообразно заимствовать сокращения из иностранных языков (min – минимум), пользоваться математическими знаками (больше, меньше), можно придумывать свои символы.

Семинарские и практические занятия

Основная цель практических и семинарских занятий – дать студентам навыки самостоятельной работы, познакомить их с методикой научного исследования, показать способы применения знаний на практике.

Стандартных правил проведения семинарских занятий не существует. Чаще всего проводятся семинары – дискуссии, которые посвящаются обсуждению теоретических и практических вопросов. Они проводятся либо в форме докладов и сообщений студентов с последующим их обсуждением, либо в форме общей беседы, ответов на вопросы преподавателя и студентов. Вторая распространенная форма – семинары – практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, знакомятся с методиками психологических исследований и т.п.

В ходе семинарских занятий и подготовки к ним у студентов воспитываются элементарные навыки научно-исследовательской работы, умение готовить доклады и сообщения и выступать с ними перед аудиторией, способность работать одновременно с несколькими литературными источниками, критически осмысливать материал, обобщать его, вырабатывать свою точку зрения.

Подготовка к семинару тесно связана с другими формами учебы и складывается из следующих этапов: прослушивание лекции по теме семинара, ознакомление с планом семинара и подбор литературы, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы, составление текста (тезисов, плана) доклада (сообщения), непосредственное активное участие в семинаре.

Каждое выступление на семинаре – это своеобразный отчет студента о том, как и над чем он работал, как он умеет излагать те знания, которые получил на лекции или при самостоятельном изучении литературы. Поэтому, готовясь к выступлению, необходимо продумывать не только содержание, но и форму изложения. Следует избегать непонятных выражений или выяснять их значение по словарям и справочникам. Нужно продумывать, какие могут возникнуть вопросы у слушателей, и готовить ответы на эти вопросы.

При подготовке психологов также используется такая специфическая форма учебных занятий, как тренинги. Они напоминают метод деловой игры. На тренингах студенты не только обучаются практическому применению теории, но и самой теории. В тренинге моделируются ситуации, иллюстрирующие теоретические положения. На тренингах студенты отрабатывают навыки использования различных психологических техник, на себе и своей группе изучают влияние этих техник, действие внутриличностных и межличностных психологических механизмов, явления групповой динамики, занимаются самопознанием и саморазвитием. Поскольку личность психолога является основным инструментом его деятельности, эта форма занятий очень важна для будущих психологов.

Лабораторные работы

Основное предназначение лабораторных занятий – обучение исследовательскому подходу к изучению психологии. Научные идеи, услышанные на лекции или прочитанные в специальной литературе, находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом и поэтому лучше усваиваются. Кроме того, студент учится планировать, проводить психологическое исследование, грамотно описывать и интерпретировать его результаты. Часто во время лабораторных работ студенты опробуют психологические тесты на себе и друг на друге, и таким образом занимаются еще и самопознанием.

Консультации

На консультациях преподаватели непосредственно помогают студентам в решении трудных вопросов. На консультацию следует приходить после самостоятельного изучения темы, чтобы выяснить то, в чем не удалось разобраться самостоятельно. Когда студент уже приступил к выполнению задания, у него формулируются более конкретные вопросы, появляется своя точка зрения. В таком случае консультация принесет гораздо больше пользы, чем в том случае, когда студент приходит неподготовленным.

Зачеты и экзамены

Большинство студентов готовятся к зачетам и экзаменам непосредственно перед сессией или во время ее, а вся предшествующая работа оказывается как бы не имеющей прямого отношения к этой подготовке. Это происходит потому, что студенту бывает трудно связать воедино экзаменационные вопросы с вопросами, которые он изучает по литературе. Чтобы преодолеть эту трудность, полезно иметь список экзаменационных вопросов заранее, вначале семестра. И эти вопросы должны служить ориентиром при самостоятельной работе. Тогда работа в течение семестра становится подготовкой к экзамену, а экзамен – формой проверки качества не недельного штудирования, а всего процесса учебной деятельности.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 325.