Лекция 1. Психология как область знаний и сфера профессиональной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение

Лекция 1. Психология как область знаний и сфера профессиональной деятельности

1.1. Что такое психология?.

1.2. Виды психологических знаний

- Научное и житейское психологическое знание

- Академическая, прикладная и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы

1.3. Типы профессиональной психологической деятельности

1.4. Социальный заказ на профессию психолога

1.5. Место психологии в системе естественных и гуманитарных наук

1.6. Нетрадиционные психологические учения и исследования

Раздел 2. Профессиональная подготовка психологов

Лекция 2. Специфика обучения в вузе

2.1. Специфика вузовского образования, по сравнению со школьным

2.2. Психологическая структура учебной деятельности

2.3. Обучение в вузе как профессионализация

2.4. Формы учебных занятий, используемых при подготовке психологов.

2.5.Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее успешностью (по сравнению со школой)

2.6. Групповое и индивидуальное обучение.

2.7. Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов

Лекция 3. Система психологического образования в России

3.1. Различные системы подготовки профессиональных психологов за рубежом

3.2. Специфика профессионального психологического образования в России. Подготовка профессиональных психологов в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования

3.3. Приобретение профессиональных навыков. Виды поствузовского образования, повышение квалификации. Супервизия как фактор повышения профессиональной квалификации практических психологов

3.4. Система подготовки профессиональных психологов в РУДН. Учебный план, программа специализации. Требования к письменным работам. Научная работа студентов.

Раздел 3. Практическая психология как сфера профессиональной деятельности

Лекция 4. История становления профессиональной практической психологии

4.1. История практической психологии в медицине

4.2. История практической психологии в образовании

4.3. История практической психологии труда.

Лекция 5. Основные виды деятельности в практической психологии

5.1. Основные задачи, принципы работы, права и обязанности практических психологов

5.2. Психологическая диагностика

5.3. Психологическое консультирование

5.4. Психологическое просвещение

5.5. Коррекционная и развивающая работа

5.6. Оценка эффективности деятельности практического психолога

Лекция 6. Профессиональная деятельность психолога в медицинской сфере

6.1. Теоретические и практические задачи психолога в клинике нервно-психических заболеваний. Патопсихология. Нейропсихология. Психофармакология

6.2. Теоретические и практические задачи психолога в клинике соматических заболеваний. Психосоматика

6.3 Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Деонтология.

 Ятрогенные заболевания.

6.3. Психотерапия. Психогигиена и психопрофилактика. Психическая реабилитация.

Лекция 7. Профессиональная деятельность психолога в сфере образования

7.1. Организация работы практического психолога в образовании.

7.2. Работа психолога с учащимися.

7.3. Работа психолога с учителями

7.4. Работа психолога с родителями

7.5. Виды деятельности психолога в сфере образования

7.6. Специфика работы психолога в дошкольном учреждении, в школе, техникуме, ПТУ, вузе

Лекция 8. Профессиональная деятельность психолога на предприятии

8.1. Задачи и виды деятельности психолога на предприятии

8.2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога).

8.3. Круг обязанностей психолога на предприятиях сферы обслуживания.

8.4. Применение психологических знаний в сфере юриспруденции

8.5. Авиационная и космическая психология.

8.6. Военная психология. Политическая психология.

8.7. Психология спорта51

Раздел 1. Введение

Лекция 1.

План:

1.1. Что такое психология?

1.2. Виды психологических знаний.

- Научное и житейское психологическое знание.

- Академическая, прикладная и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы.

1.3. Типы профессиональной психологической деятельности.

1.4. Социальный заказ на профессию психолога.

1.5. Место психологии в системе естественных и гуманитарных наук.

1.6. Нетрадиционные психологические учения и исследования.

 

Что такое психология?

За последнее время в нашем обществе значительно возрос интерес к психологии. Издается множество научных и популярных книг по психологии, проводятся различные семинары, в вузах открываются все новые отделения, готовящие психологов разного профиля. Но, по-прежнему, слово «психология» окутано тайной, вокруг него существует множество мифов. Например, многие убеждены, что психолог «видит людей насквозь» или каким-то специальным образом «воздействует» на человека, с которым общается. Далеко не все люди представляют, чем отличается психолог от психиатра, и побаиваются обращаться за помощью как к одному, так и к другому. Многие, даже образованные люди, не могут сказать, чем же занимается психолог, и что изучает наука психология. Некоторые стремятся овладеть этой профессией только потому, что она сейчас стала престижной и даже модной. Кто-то надеется таким образом приобрести навыки управления людьми, чтения мыслей, разрешить свои личные проблемы и т.д. Но психологическое образование не гарантирует особой проницательности, общительности, способности управлять собой и другими. И бывает, что начинающие студенты ожидают получить набор конкретных практических рекомендаций, а знакомство с теорией и историей психологии воспринимается как скучное и абсолютно ненужное дело. Поэтому важно еще до окончательного выбора профессии или, по крайней мере, в самом начале обучения разобраться, что же такое психология, и чем занимается психолог.

Основной целью курса «Введение в специальность» является информационная и психологическая помощь в осознании студентами – первокурсниками совершенного профессионального выбора. Этот курс призван дать студентам некоторые ориентиры для их дальнейшего профессионального самоопределения в столь обширной и многогранной области, как психология, приобщиться к профессиональному сообществу, оптимально организовать свою учебную деятельность.

Итак, психология – это наука, изучающая факты, механизмы и закономерности той стороны жизни, которая обычно называется психической или душевной. Эта жизнь сложна и многообразна. В ней выделяются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, с помощью которых человек получает и перерабатывает информацию об окружающем мире. Другие психические явления регулируют поведение человека, его общение с другими людьми. Их называют психическими состояниями и свойствами. В их число включают потребности, мотивы, волю, чувства, способности, темперамент, характер и др. Кроме того, психология изучает человеческую деятельность и общение, их взаимосвязь с психическими явлениями. Это только некоторые основные явления, изучением которых занимается психология. В настоящее время эта наука востребована во многих сферах человеческой деятельности и поэтому, практически каждой из них сейчас соответствует своя отрасль психологии со своим предметом и методами исследования.

Само слово «психология» встречалось в литературе с Х века, но как обозначение науки было введено в XVIII в. немецким философом Христианом Вольфом. В переводе с древнегреческого оно означает: «psyche» - «душа» и «logia» – «знание, понимание».

Академическая, прикладная и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы.

Научную психологию, в свою очередь, можно разделить на академическую, прикладную и практическую.

В предыдущем разделе мы говорили о научной психологии, понимая слово «научный» широко, как антоним «донаучного», житейского знания. Существует и более узкое понимание этого слова. В этом случае научная психология противопоставляется прикладной или практической. Иначе она называется «академическая». Академическая психологии ориентирована на отыскание общих законов психики и поведения людей, в то время как прикладная психология ищет способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных академических исследований.

Академическую психологию интересуют, прежде всего, теоретические аспекты. Ученые наблюдают различные явления в естественной обстановке или в лаборатории, пытаются интерпретировать полученные результаты и систематизировать их, создать теоретические модели, объясняющие наблюдаемые психические явления, предсказывающие их функционирование в тех или иных ситуациях. То есть, они стремятся на основе отдельных наблюдений, фактов прийти к пониманию общих закономерностей. Целью исследований является объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, выявление существующих между ними связей.

Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления.

Спецификой психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Б.С. Братусь пишет: «Достаточно часто психологу приходится слышать от специалистов других областей, прежде всего, естественно-технических, что психология вовсе не наука, поскольку не располагает строгими объективными методами исследования. Когда же психология стремится к формализации методов и достигает известного уровня этой формализации, то сразу появляются обвинения – на этот раз со стороны представителей гуманитарных областей, - которые говорят о принципиальной невозможности однозначного определения человеческой личности. Но дело не ограничивается критикой извне, по сути та же борьба, борьба двух подходов: одного – стремящегося к формализации, другого – выступающего принципиально против таковой, происходит и в самой психологии». Но все же в отечественной психологии на данный момент явно преобладает ориентация на естественнонаучные методы, на объективность, измерение и эксперимент. Хотя в последние годы начала оформляться и гуманистическая психология, правда, большей частью, в рамках психологической практики.

К основным исследовательским методам в психологии относят общие для естествознания в целом методы наблюдения и эксперимента, каждый из которых выступает в различных формах. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистического анализа и т.д.

К методам гуманитарной (описательной) психологии относят интроспекцию, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификацию, диалог, биографический метод и пр. Основное назначение этих методов – понимание душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.

Лабораторные работы

Основное предназначение лабораторных занятий – обучение исследовательскому подходу к изучению психологии. Научные идеи, услышанные на лекции или прочитанные в специальной литературе, находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом и поэтому лучше усваиваются. Кроме того, студент учится планировать, проводить психологическое исследование, грамотно описывать и интерпретировать его результаты. Часто во время лабораторных работ студенты опробуют психологические тесты на себе и друг на друге, и таким образом занимаются еще и самопознанием.

Консультации

На консультациях преподаватели непосредственно помогают студентам в решении трудных вопросов. На консультацию следует приходить после самостоятельного изучения темы, чтобы выяснить то, в чем не удалось разобраться самостоятельно. Когда студент уже приступил к выполнению задания, у него формулируются более конкретные вопросы, появляется своя точка зрения. В таком случае консультация принесет гораздо больше пользы, чем в том случае, когда студент приходит неподготовленным.

Зачеты и экзамены

Большинство студентов готовятся к зачетам и экзаменам непосредственно перед сессией или во время ее, а вся предшествующая работа оказывается как бы не имеющей прямого отношения к этой подготовке. Это происходит потому, что студенту бывает трудно связать воедино экзаменационные вопросы с вопросами, которые он изучает по литературе. Чтобы преодолеть эту трудность, полезно иметь список экзаменационных вопросов заранее, вначале семестра. И эти вопросы должны служить ориентиром при самостоятельной работе. Тогда работа в течение семестра становится подготовкой к экзамену, а экзамен – формой проверки качества не недельного штудирования, а всего процесса учебной деятельности.

Требования к письменным работам (контрольным, рефератам)

Почти по каждому изучаемому курсу учебным планом предусмотрены контрольные работы или рефераты. Обычно каждый преподаватель сообщает о своих требованиях к письменным работам, но есть и некоторые общие правила.

Контрольные и самостоятельные работы проводятся для проверки усвоения студентами определенного раздела курса. Обычно в контрольных работах от студентов требуется более или менее развернуто ответить на один или несколько вопросов. Вопросы чаще всего формулируются таким образом, что ответы на них невозможно дать, просто вспомнив или переписав соответствующую часть из учебника или конспекта лекции. Они требуют самостоятельного мышления студентов, анализа, сопоставления различных точек зрения, доказательств, обоснования, самостоятельных выводов.

Распространенной ошибкой студентов является то, что они не отвечают на поставленный вопрос, а пишут все, что им известно по той теме, к которой относится вопрос. Нужно учиться отбирать необходимую и достаточную информацию, давать лаконичные и содержательные ответы. Обычно сама формулировка вопроса определяет ту или иную степень развернутости, подробности ответа.

Контрольные работы могут проводиться в аудитории в течение определенного времени (от 5 – 10 минут до всей пары), или список контрольных вопросов может раздаваться студентам с тем, чтобы они дома в течение нескольких дней, недель, месяцев (в зависимости от степени сложности вопросов) нашли ответы на эти вопросы. При выполнении контрольной работы вне аудитории нужно указывать список использовавшейся литературы.

При обучении психологов используется много разных видов самостоятельных творческих работ, например, эссе, психологические характеристики, психологические наблюдения, психологический анализ жизненных ситуаций, литературных произведений, публикаций, фильмов и т.п. В этих работах студенты одновременно демонстрируют свои теоретические знания и умение соотносить их с реальной жизнью, применять на практике. В таких работах особенно ценится самостоятельность мышления, творческий подход.

Требования к оформлению контрольных и самостоятельных работ могут быть разными, но всегда нужно указывать фамилию, имя, номер группы, дату, номер или тему контрольной работы, название и вид самостоятельной работы (если возможны варианты).

Рефераты отражают умения студента самостоятельно работать с литературой, исследовать поставленную проблему. Из предлагаемых на выбор тем рефератов нужно выбрать тему, соответствующую вашим интересам. Работу над рефератом следует начинать с подбора литературы по проблеме. Обычно рекомендуется использовать не менее 5-7 источников. Это могут быть учебники, научная литература, периодические издания, нормативные акты, сайты из нтернет. По мере написания реферата этот список может пополняться за счет литературы, на которую ссылаются в тех книгах, с которых вы начнете изучение темы.

Изучив отобранную литературу, продумайте структуру реферата: какие вопросы нужно затронуть, в какой последовательности.

Реферат должен иметь четкую структуру. Он обязательно включает в себя введение, основную часть и заключение. Чтобы эта структура лучше воспринималась читателем, нужно вначале работы поместить ее план. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, указываются цели и задачи данной работы. Студенты часто затрудняются с формулированием целей и задач и опускают эти моменты в своей работе. Но осознание и четкая формулировка целей и задач очень полезны. Это помогает отбирать нужную информацию, лучше структурировать информацию и излагать ее более логично и последовательно.

Основная часть реферата обычно состоит из нескольких глав или параграфов, имеющих свои названия. В этой части излагаются имеющиеся в литературе точки зрения на исследуемую проблему, они сопоставляются, обобщаются, систематизируются. Автор сообщает свое мнение, например, указывает, какая из точек зрения ему ближе, почему.

В заключении кратко излагаются основные итоги работы, делаются выводы.

Объем каждого фрагмента вашей работы должен соответствовать его смысловой значимости и научной емкости.

Обязательно нужно указывать список использованной литературы.

При изложении научного материала, независимо от того, реферат ли это или курсовая работа, или статья и т.п., должны соблюдаться следующие требования:

Конкретность, что предполагает отбор только тех данных, которые необходимы для раскрытия данной темы или решения поставленной проблемы.

Четкость, которая достигается выделением в тексте отдельных частей, характеризующихся смысловой связностью и цельностью.

Логичность, предусматривающая определенную, заранее принятую последовательность этих частей.

Аргументированность (доказательность), каждая высказываемая мысль должна подкрепляться убедительными доводами или авторитетными мнениями ученых.

Точность формулировок, которая позволяет избежать неоднозначного толкования высказываний.

Требования к оформлению письменной научной работы

- работа выполняется на стандартных листах формата А-4.

- По краям листа оставляются поля, обычно: справа и вверху-1.5, слева и внизу – 2.5 см.

- Текст печатается на печатной машинке или компьютере. Обычно требуется, чтобы на странице размещалось 28-30 строк. Но допускается и написание от руки, четким, аккуратным почерком, без помарок. Все исправления должны быть выполнены аккуратно.

- Нумерация страниц начинается с первого листа, но проставляется, начиная со второго.

Титульный лист:

Вверху страницы симметрично по центру пишется название вуза, ниже – кафедры.

Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии

Приблизительно в центре листа – название работы. Под ним – вид работы.

Еще ниже, ближе к правому краю указываются сведения об исполнителе: студет Ф.И.О., группы, факультета. Затем указывается фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и звание, должность.

Внизу страницы посередине пишется название города и год написания работы.

На следующем за титульным листом располагается оглавление. Оно дает общее представление о структуре работы и позволяет легко отыскивать нужные фрагменты текста. Текст работы должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. Вынесенные в оглавление названия рубрик должны по формулировке полностью совпадать с соответствующими названиями в тексте.

Параграфы внутри главы нумеруются двумя цифрами, включающими номер главы и номер параграфа (1.1., 1.2.). Нужно стремиться к тому, чтобы название рубрик было сформулировано кратко, но при этом точно отражало их содержание. В названиях параграфов не должно повторяться то, что уже нашло отражение в названиях глав.

В научной работе нередко возникает необходимость сослаться на чье-то авторитетное мнение. Ссылки и цитаты удобнее оформлять следующим образом. Все использованные источники группируются по алфавиту в один список и нумеруются. Этот список помещается в конце работы. В тексте в круглых скобках указывается номер источника в списке, а после запятой номер страницы (страниц), на которой напечатан цитируемый фрагмент. Можно также в скобках указывать фамилию (фамилии) автора и год издания книги, на которую вы ссылаетесь.

При использовании иллюстраций (таблиц, схем, диаграмм и т.п.) необходимо в тексте давать к ним ссылки и подробные пояснения

В конце научной работы помещается список литературы. В библиографическом описании книг необходимо указывать фамилии и инициалы авторов. Если у книги много авторов, то обычно перечисляются первые три фамилии. А затем идет «и др.». Название книги приводится точно по титульному листу, включая второе (уточняющее) название, без кавычек. Если издание многотомное, после двоеточия указывается количество томов.

Выходные данные отделяются от основных сведений знаком «-«. Все названия городов, за исключением –М. и –Л. (Спб.) приводятся полностью. После двоеточия указывается название издательства без кавычек. После запятой – год издания, точка. Через дефис количество страниц (-300с.)

Если цитируемый источник является частью какой-то другой книги, то сначала приводятся данные этого источника, а затем после знака «//» указываются сведения об издании, в которое он включен.

Часто в научную работу включают дополнительный материал, который необходим для лучшего понимания ее содержания (большие таблицы, схемы, тексты опросников и т.п.) Для удобства их выносят в конец работы, в раздел, который называется «Приложение». Если приложений несколько, то они нумеруются. В тексте даются ссылки на эти приложения.

 

Курсовые работы: задачи, уровень требований.

Курсовая работа – это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя – научного руководителя. Иногда курсовая работа защищается в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполняется работа.

Студентам предоставляется возможность выбора темы курсовой работы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, близких его собственной научной работе и связанных с научными направлениями кафедры.

Выбрав тему, студент с помощью научного руководителя определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки их завершения.

Структура курсовой должна быть четкой и обоснованной, в ней должна быть отражена логика рассмотрения проблемы. В курсовой работе по психологии обязательно должны быть представлены две основные части. 1 – анализ научной литературы по обозначенной проблеме, т.е. исследование того, что уже сделано в данной области науки на время выполнения работы. 2 – описание самостоятельного эмпирического исследования студента. Подробнее с требованиями к курсовым и дипломным работам можно ознакомиться в «Положении о курсовых и выпускных квалификационных работах студентов кафедры дифференциальной и социальной психологии».

Выбранная студентом на первом курсе тема научного исследования обычно в курсовых работах последующих лет получает дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь. Однако, это не является правилом, и студент может менять тему и научного руководителя (в рамках правил, определяемых «Положением…», пробуя себя в разных отраслях. Правда, такой способ требует больше времени и сил для подготовки дипломной работы.

 

Психология спорта.

Интенсивно стала развиваться в 60-70-е гг. ХХв. Сначала основное внимание было сосредоточено на изучении индивидуальных различий спортсменов, их способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований, способах повышения эффективности тренировок. Позже спектр задач психологов в области спорта существенно расширился. Применительно к каждому виду спорта разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической и коллективистской подготовленности.

Психолог, работающий в профессиональных спортивных командах, определяет психическое состояние спортсмена и вырабатывает соответствующие психологические рекомендации. Определяет индивидуальные особенности спортсменов и разрабатывает оптимальный режим тренировок и отдыха. Психолог обучает спортсменам навыкам саморегуляции, управлением своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Много внимания уделяется также отношению спортсмена к своим победам и поражениям. Особую проблему представляют процессы формирования команд, повышение уровня сплоченности команды, предотвращение назревающих конфликтов и помощь в разрешении текущих конфликтов. Психолог также регулирует взаимоотношения отдельных спортсменов и команды с тренерами, с болельщиками, рассматривает проблемы межкомандных взаимоотношений.

К настоящему времени уже детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, координированности движений, ловкости. Разрабатываются способы формирования специализированных восприятий спортсменов – чувства времени, дистанции, изменения скорости движения объекта, «чувство мяча», «чувство воды». Практический психолог, работающий в спорте должен владеть этими методами. Большое внимание в спорте уделяется также развитию наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления.

Знание того, какие качества необходимы для достижения высоких результатов, используется и при отборе перспективных спортсменов на разных возрастных стадиях.

 


 


Типы консультирования.

Виды консультирования различаются по разным основаниям.

В качестве критерия классификации может приниматься возраст консультируемого. Обычно консультирование ребенка до 15 лет не проводится, так как он не может отвечать за себя, его личность еще полностью не сформирована. В этом возрасте оказывается психотерапевтическая помощь, в которой на психологе лежит большая доля ответственности.

В пожилом и, тем более, старческом возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, снижается продуктивность личности, человек все меньше может отвечать за себя.

Другая классификация строится на основании пространственной организации консультации. В этом случае выделяются 2 вида консультирования: контактное, при котором беседа психолога с клиентом происходит лично, и дистантное, которое подразделяется на телефонное и по переписке.

Следующее основание классификации учитывает число клиентов, одновременно участвующих в процессе консультирования. По этому критерию выделяется индивидуальное и групповое консультирование.

Имеется классификация и на основе сферы приложения: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, личностно-ориентированное и т.п.

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция психолога-консультанта. Под термином «позиция» подразумевается либо содержание действий консультанта, либо эмоциональный тон этих действий. В первом случае выделяются позиции: советчик, помощник, эксперт. Естественно, что эти позиции могут меняться у одного и того же консультанта как при работе с разными клиентами, так и в ходе одной сессии.

По эмоциональному тону действий позиции консультанта делятся на директивную, недирективную и промежуточную.

Групповое консультирование.

Закономерности индивидуального консультирования, описанные выше, действуют и в более сложной системе, когда консультант работает с двумя и более клиентами. Однако, такая ситуация вносит свою специфику.

Наиболее часто коллективными клиентами психолога является семья, иногда представленная ее подсистемами – родитель – ребенок, дети, супруги. Однако за психологической помощью иногда обращаются и другие малые группы – сослуживцы, соседи и т.п. Часто консультирование или психотерапия проводятся в группах, специально созданных для решения определенных проблем. В них приглашаются люди, которые до прихода в группу не были связаны никакими отношениями.

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, или один или несколько человек являются клиентами, а остальные – заказчиками. Но в большинстве случаев психолог старается вовлечь всех присутствующих в работу, уяснить и показать роль каждого в создавшейся ситуации и в ее разрешении.

Групповое консультирование требует от психолога определенных навыков. В первую очередь – это умение распределять внимание на всех присутствующих, включать всех в общение в равной степени, не позволять никому доминировать или избегать взаимодействия. Работа с реальной группой предполагает и особый способ проведения диагностического интервью. Психолог имеет возможность получить более объективную информацию о взаимодействиях в группе, задавая вопросы одним членам группы о взаимодействии других.

В групповом консультировании психологу приходится иметь дело со сложной системой и происходящими в ней процессами, для этого ему необходимо иметь представления о групповой динамике. Групповой динамикой называется совокупность внутригрупповых процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы. Это все те процессы, которые обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования: руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых правил и ценностей, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции группой индивидуального поведения. В психологических целях активно используются взаимодействия членов группы друг с другом и с психологом. Взаимоотношения, в которые вступает клиент в терапевтической группе в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей каждому участнику адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Понятие групповой психотерапии (психокоррекции) противопоставляется понятиям психотерапии в группе, коллективной психотерапии (консультированию). Последние предполагают по сути дела использование любого метода психологического воздействия на большое количество клиентов одновременно. В этом случае не используются ситуации, возникающие в результате взаимодействия клиентов.

Семья представляет собой особую группу, в которой групповые процессы происходят иначе. Большинство семейных психотерапевтов сейчас являются сторонниками системной семейной терапии. Т.е. семья рассматривается как целостная система, поведение одной из частей которой тесно связано с поведением ее остальных частей. Таким образом, процессы, происходящие в семье, рассматриваются с точки зрения идеи «круговой причинности». А целью работы психолога с семьей считается создание конструктивных альтернатив семейного функционирования. Основным методом семейного консультирования является метод «циркулярного интервью», когда членам семьи задаются непрямые вопросы о поведении друг друга «по кругу». Методы воздействия используются те, же, что и в индивидуальном консультировании, но адаптированные для семьи таким образом, чтобы в работе была задействована вся семейная система.

 

Телефонное консультирование

При наличии общих корней, принципов и методов оказания дистантной консультативной помощи необходимо отметить следующее: при общении с консультантом у клиента неизбежно формируется фантазийный (мифологический) образ консультанта. При телефонном консультировании отсутствие зрительных впечатлений накладывает основную нагрузку на слуховой канал. Большое значение приобретает не только текст сообщения, но и тон голоса, тембр, скорость речи, паузы, дыхание.

Имеются некоторые виды обращений, возможные только при телефонном контакте.

Молчаливое обращение, когда абоненту не хватает решительности начать разговор. Психолог в данном случае должен найти средства разговорить его, вызвать доверие. Иногда используется какой-то условный код, например стук по трубке, означающий «да» или «нет».

Замаскированные сообщения, когда абонент делает вид, что ошибся номером.

Встречаются и разного рода «засорения» – дурачества, шутки, сексуальные звонки. За такого рода звонками тоже могут скрываться психологические проблемы. По возможности нужно пытаться выявить их или дать номера других служб.

Консультативная переписка (скриботерапия)

Необходимость введения этой формы психологической помощи была обусловлена тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки телефонов доверия или отсутствия телефона у клиентов. К тому же часть клиентов, нуждающихся в психологической помощи, зачастую находится в условиях изоляции от общества. Многие города просто не имеют собственных служб психологической помощи, и переписка с психологом из другого города является для них единственной возможностью получить психологическую помощь.

В наиболее общем виде работу консультанта-психолога с письмом можно разделить на два этапа: психодиагностика и консультирование.

Письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию. Во-первых, клиент обычно в письме излагает суть дела довольно подробно. Во-вторых, о личности клиента многое можно узнать по стилю изложения, лексике, характеру построения фраз, по почерку. Часто в таких случаях применяется метод контент-анализа.

Психологическое воздействие в процессе переписки заключается, во-первых, в предоставлении клиенту обратной связи, подтверждении того, что его понимают, готовы обсуждать его проблемы. Для этого используются приемы слушания, адаптированные для переписки. Это цитирование того, что написал клиент, уточнение, т.е. обращение к нему с просьбой что-то пояснить, дальнейшее развитие мыслей клиента, сообщение о восприятии психолога и т.п. Письмо психолога обязательно должно быть написано от руки, что делает контакт более близким. В письмах широко используется подчеркивание, выделения, восклицательные знаки и т.п.

В настоящее время активно разрабатываются и используются методы консультирования по Интернету, СМС, мобильному телефону.


 


Психология в Интернет

Психологи, наряду с представителями других научных дисциплин, активно осваивают глобальную сеть. Национальные психологические общества всех развитых стран имеют в ней свои представительства. Наиболее влиятелен в этой среде – сервер Американской Психологической Ассоциации. Ее успех во многом обусловлен тем, что ядром ее информационной структуры стала крупнейшая сегодня библиографическая система PsycLITТМ , к которой имеется доступ во всех американских университетах. В России пока нет не только единой базы по русскоязычным научно-психологическим публикациям, но и центра, который бы объединил профессиональных психологов в глобальной сети.

Сейчас в интернет насчитывается несколько десятков частных психологических проектов. Практически все они объединены в «кольцо», центром которого стал Новосибирский Университет.

Осенью 1998 г. был зарегистрирован домен PSYCOLOGY.RU. Задача, которую ставила перед собой инициативная группа психологов, заключалась в образовании крупного психологического информационного центра, который бы не только представлял современную отечественную психологию, но и являлся бы организующим началом объединения психологов всех регионов России. Наиболее популярные серверы этого домена: электронная научная библиотека (http://www.psycology.ru), психодиагностическая лаборатория (http://testology.psycology.ru), система экспертного перевода психологических терминов (http://expert.psycology.ru), тематический сайт, посвященный проблеме взаимодействия человека с компьютером (http://hci.psycology.ru), web-конференция «Психологический Форум» (http://forum.psycology.ru). Кроме того, на сервере http://web.psycology.ru размещены около десятка авторских домашних страничек психологов из разных регионов России.

С 1999 г. разрабатывается web-сайт РПО. Основные его рубрики: справочник по кадрам российских психологов, календарь исторических событий и планируемых мероприятий, научно-психологическая электронная библиотека, электронные тематические конференции.

Сейчас налаживаются связи с некоторыми государственными библиотеками, научными изданиями, исследовательскими и образовательными организациями с целью координации деятельности по информационному обеспечению психологии в России.

Кроме возможностей организации профессионального сообщества, глобальная компьютерная сеть представляет интерес и как среда проведения психологических исследований. В этом качестве Интернет стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Но за последний год только в России опубликовано как минимум пять работ, посвященных проблеме проведения психологических исследований в сети Интернет. Эти работы подтверждают, что надежность психологических тестов при проведении их в сети Интернет не уменьшается. Но при этом нужно помнить, что выборка пользователей обладает четкими признаками: молодые люди (в среднем 27 лет), в основном с высшим образованием, владеющие высокими технологиями. Широкий охват испытуемых позволяет устанавливать достаточно «тонкие» зависимости и влияния.

3. Профессиональные встречи психологов

Еще большую оперативность обмену информацией придают различного рода научные и научно-практические конгрессы, конференции, съезды, симпозиумы. На таких встречах психологи обсуждают результаты своих научных исследований, обмениваются опытом практической работы, решают организационные вопросы. Материалы этих мероприятий часто публикуются в сборниках тезисов, выпускаемых их организаторами до или после конференции. Отдельные выступления могут быть опубликованы в журналах.

Национальные конференции проводятся на языке той страны, в которой они проводятся. Международные конференции могут проводится на одном или двух международных языках. Сейчас основным языком международного общения психологов считается английский. И поэтому он часто используется в качестве рабочего языка большинства международных психологических мероприятий. В качестве второго рабочего языка используется либо язык принимающей страны, либо французский, немецкий или испанский языки. Ежегодно в мире и в стране проводится несколько психологических конференций, симпозиумов различной тематики. Встречи, организуемые психологическими сообществами и ассоциациями, проводятся регулярно раз в два или четыре года, иногда ежегодно.

Балинтовские группы

Еще в начале 50-х гг. английский врач и исследователь Майкл Балинт предложил метод обучения врачей, помогающий снизить эмоциональную напряженность, возникающую в работе с «трудными» пациентами. Эта новая технология обучения была отработана в серии семинаров, проводившихся с 1950 по 1971 гг. М.Балинтом и его женой Энид Балинт-Эдмонс. На этих семинарах обсуждение фокусировалось на характере взаимоотношений между врачом и пациентом и факторах, влияющих на их взаимодействие. Врачи, прошедшие обучение, становились более чувствительными к эмоциональному состоянию своих пациентов, к их психологическим проблемам, начинали лучше понимть их запросы и собственные переживания. Этот опыт стали перенимать и представители других коммуникативных профессий. К началу 90-х гг. балинтовские группы получили широкое распространение не только среди врачей и психологов, но и среди полицейских, педагогов, социальных работников, священников.

Основные цели балинтовских групп:

- поощрение психологов ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы;

- улучшить восприятие и понимание коммуникации клиента;

- позволит психологам осознать свои «слепые пятна» в общении с клиентами.

Рекомендуемый размер группы – 6-12 человек. Работа основывается на представлении случаев из практики членов группы, которые вызывают различные чувства (замешательство, удивление, стресс) или представляют сложность. Цель группы – улучшить понимание проблем клиента и сложностей коммуникации с ним, но не поиск решений, поэтому встречи проходят не в форме дискуссии, а в виде свободного высказывания различных предположений, гипотез, версий. Советы, указания, оценки, поучения не допускаются. Общие, тем более, теоретические проблемы не обсуждаются. Представление случаев делается по памяти. Непоследовательность в изложении и забытые факты рассматриваются как важнейшие ключи для понимания коммуникации с клиентом.

 

В течение 1999-2000 г. проводился Национальный психологический конкурс «Профессиональные итоги столетия». По результатам опроса «Психологической газетой» сотен профессиональных психологов было сформировано большое жюри в составе 51 человека. В ходе этого опроса также составлялись списки кандидатов по семи номинациям. В результате лауреатами конкурса были признаны:

выдающийся вклад в мировую психологию – Выготский Лев Семенович, Лурия Александр Романович, Павлов Иван Петрович;

коллективный вклад в психологическую науку – Психологический институт Российской Академии образования;

коллективный вклад в психологическую практику – Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева;

коллективный вклад в психологическое образование – МГУ, факультет психологии;

самая читаемая книга по психологии – Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии;

самая читаемая книга по психотерапии – Карвасарский Б.Д. Психотерапия.

Претендентами на номинацию «самая читаемая книга по психологии» были :

Андреева Г.М. Социальная психология

Бурларчук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психодиагностике

Василюк Ф.Е. Психология переживания

Выготский Л.С. Психология искусства

Выготский Л.С. Мышление и речь

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах

Кон И.С.

Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы.

Немов Р.Р. Психология/ Общая психология

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии

Общая психология под ред А.В.Петровского.

 

Принцип объективности.

Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованны, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на свою профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

 

Принцип уважения клиента.

Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, в каких целях будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов - позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии того, что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психоло­гов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становится единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бор­том" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важна такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учени­ков, сам стремиться знать и понимать психологические проблемы учеников.

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХСРЕДСТВ

ГЛОССАРИЙ

Общая психология – наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.( http://ru.wikipedia.org/wiki/Общая_психология)

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованую картину личности и её основных психических процессов. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_личности)

 Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Юридическая_психология)

 Политическая психология — отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). (http://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_психология)

Мотивы- в широком смысле то, что побуждает субъекта к деятельности, то, ради чего она совершается; в узком смысле( по Леонтьеву)- предмет потребности(. Соколова, под редакцией Братуся)

Цель- сознательно планируемый субъектом желаемый результат его деятельности( действия). (Соколова, Том1)

 Мотивация- побуждение, вызывающее активность организма и определяющие её направленность.( Краткий псих. словарь Карпенко)

Тренинг- прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания. (Карпенко)

Лекция- устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопросу и т.д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе. Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Лекция)

Консультация- 1.совещание специалистов( малый энциклопедический словарь Ефрона и Брокгауза); 2.обсуждение какого- нибудь специального вопроса со специалистами. (толковый словарь Ушакова)

Зачёт- отметка, удостоверяющая удовлетворительные познания студента по какому- нибудь предмету в высшей школе.( толковый словарь Ушакова)

Экзамен- проверочное испытание по какому- нибудь учебному вопросу.( толковый словарь Ушакова)

Активирующая психотерапия - заключается в обучении больного проведению мотивированного самовнушения в целях противодействия определенным симптомам болезни.

 

Биоэнергетический анализ - форма телесно–ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном (Loven A. „Bioenergetics“, N.Y., 1975) на основе теории „характерологического панциря“ В. Райха. В соответствии с этой теорией предполагается, что различные „защиты Я“ от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта из–за реализации потребности во власти) выражаются избирательным повышением мышечного тонуса, и, приобретая хронические формы, эта психологическая защита может обусловливать появление стойкого мышечного напряжения.

Внушение - психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции.

Гештальт-терапия - направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз. Cоздатель гештальт-подхода считал гештальт-терапию одним из трех современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Её базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания.

Гипноз - Временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций, находящегося при этом в искусственно-вызванном состоянии заторможенности организма — дрёмы или псевдосна.

Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.

Животного магнетизм - По Месмеру: Магнитная энергия, выделяемая людьми, может передаваться на любые живые и неживые объекты, действовать на любых расстояниях, может накапливаться или усиливаться за счет зеркал или звука.

Индустриальная психологии или психологии труда - отрасль психологии, ориентированная на нужды промышленности и занимающаяся изучением широкого круга психологических факторов трудовой деятельности, включая отбор работников с применением тестов и интервью, их подготовку и обучение, оценку качества работы, изучение влияния условий труда, исследование отношения к труду и этических установок работников, анализ социальных аспектов функционирования промышленных предприятий.

Когниция - процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, восприятие, внимание, память)

 

Логотерапия - психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни.

 

Научный менеджмент - управление, основанное на науке». Феномен научного ме-неджмента исследуется в системе корпоративного управления и системе социального (государственного) управления.

Оперантное обусловливание (обучение) - форма научения, характеризующаяся тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Термин введен американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. Условный рефлекс). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных.

Первичная терапия - в основе П. т. Я. лежит положение о том, что травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными.

Поведенческая психотерапия - принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии, основывается на психологии поведения и теориях научения. поведенческая терапия с самого начала рассматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое.

Психоделическая психотерапия - один из методов трансперсональной психотерапии. Среди них занимает особое место, поскольку именно с него началось развитие концепции трансперсональной психотерапии. После запрещения клинического использования ЛСД и его аналогов концепция трансперсональной психотерапии развивалась на модели голотропной психотерапии.

Психоимажинативная терапия - мысленное воспроизведение внутренних конфликтов человека и отреагирование подавленных эмоций, особенно чувства вины, через опосредованные образы.

Рациональная психотерапия - основной целью данного вида терапии является формирование новых убеждений, демонстрация логических ошибок, отказ от требований и жестоких иррациональных установок.

Самовнушение - процесс и результат внушения, направленного на самого себя, адресованный самому себе, когда субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.

Структурная интеграция - метод структурной интеграции, называемый "рольфинг" по имени его автора Рольф (Rolf I., 1975), является в основном физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности.

Трансцендентальнуая медитация - техника медитации, предоставленная миру Махариши Махеш Йоги и основанная на повторении мантр; считается одной из самых эффективных и простых в освоении техник.

Экзистенциальный анализ - направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования).

Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований

Эмпирическая психотерапия - разработана американскими психотерапевтами Витакером и Малоном (Whitaker С. A., Malone Т. Р., 1953-1963).Основные положения концепции - это представление об исходной враждебности индивида к реальной действительности, увеличении возможностей выбора при освоении этой действительности как ведущего процесса, примиряющего индивида с реальностью и являющегося основой его индивидуального развития и сутью его психического здоровья.

 

Профессиограмма – сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации.

 

Психограмма – психологическое описание профессии, анализ операционально-технологического содержания, совокупность профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее выполнение.

 

Профессионально-важные качества – совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.

 

Эргономика – одновременно и научная, и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в трудовой деятельности. В системных научных эргономических исследованиях объединяются знания и методы, накопленные в антропологии, гигиене и охране труда, физиологии труда и биомеханике, социологии и экономике труда, технологии и организации труда, инженерной психологии и психологии труда.

 

Юридическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности системы «человек – право» и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

 

Психология юридического труда – раздел юридической психологии, занимающийся составлением профессиограмм для различных юридических профессий, профессиональным отбором и ориентацией, профессиональным воспитанием, специализацией и предупреждением профессиональной деформации психики.

 

Криминальная психология – раздел судебной психологии, который изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры и функционирования преступных групп.

 

Психология потерпевшего – раздел судебной психологии, который изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в ходе преступления, разрабатывает рекомендации по методике допроса потерпевшего и по защите людей от преступных посягательств.

 

Следственная психология – раздел судебной психологии, в рамках которого разрабатываются психологические основы следственных действий (осмотра, допроса, обыска, опознания и др.)

 

Психология судебного процесса – раздел судебной психологии, который изучает психологические закономерности судебного процесса.

 

Пеницитарная (исправительная) психология – отрасль психологии, которая имеет дело с заключенными, условиями и особенностями исправления правонарушителей. Специалисты в этой области решают вопросы адаптации осужденных к пребыванию в исправительном учреждении, следят за их психическим состоянием, занимаются психологической коррекцией поведения и личности заключенных, формированием у них установок на изменение, готовности к нормальной жизни.

 

Авиационная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности взаимодействия людей с авиатехникой, влияние факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения. Психологи в авиации участвуют в определении и формировании профпригодности, в адаптации членов экипажа к условиям деятельности.

 

Космическая психология – отрасль психологии, исследующая зависимость психологического состояния космонавтов от невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и пр. Специалисты, работающие в этой области участвуют в отборе космонавтов, изучают их индивидуальные особенности и разрабатывают рекомендации по учету их в процессе подготовки к полету, выработки определенных операторских навыков. Важным аспектом психологической работы здесь является определение психологической совместимости членов экипажа.

 

Военная психология – отрасль психологии, исследующая психологические особенности различных видов военной деятельности, особенности воинского коллектива, методов боевой и политической подготовки. Психологи, работающие в этой сфере, занимаются психологической подготовкой воинов, отслеживают их эмоциональное состояние, оказывают помощь в стрессовых ситуациях. Очень важный аспект работы – реабилитация военных после участи в боевых действиях, особенно после ранений.

 

Политическая психология – отрасль психологии, занимающаяся исследованием настроений, мнений, чувств, ценностных ориентаций в политической жизни общества. Психологи, работающие в этой области, определяют тактики влияния на общественное сознание, ведения идеологической пропаганды, участвуют в создании положительного образа лидера, проводимой им политики и окружающих его людей.

 

Психология спорта – отрасль психологии, которая занимается изучением индивидуальных различий спортсменов, их способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований, способах повышения эффективности тренировок, а также разработкой программ специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической и коллективистской подготовленности, применительно к каждому виду спорта.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение

Лекция 1. Психология как область знаний и сфера профессиональной деятельности

1.1. Что такое психология?.

1.2. Виды психологических знаний

- Научное и житейское психологическое знание

- Академическая, прикладная и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы

1.3. Типы профессиональной психологической деятельности

1.4. Социальный заказ на профессию психолога

1.5. Место психологии в системе естественных и гуманитарных наук

1.6. Нетрадиционные психологические учения и исследования

Раздел 2. Профессиональная подготовка психологов

Лекция 2. Специфика обучения в вузе

2.1. Специфика вузовского образования, по сравнению со школьным

2.2. Психологическая структура учебной деятельности

2.3. Обучение в вузе как профессионализация

2.4. Формы учебных занятий, используемых при подготовке психологов.

2.5.Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее успешностью (по сравнению со школой)

2.6. Групповое и индивидуальное обучение.

2.7. Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов

Лекция 3. Система психологического образования в России

3.1. Различные системы подготовки профессиональных психологов за рубежом

3.2. Специфика профессионального психологического образования в России. Подготовка профессиональных психологов в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования

3.3. Приобретение профессиональных навыков. Виды поствузовского образования, повышение квалификации. Супервизия как фактор повышения профессиональной квалификации практических психологов

3.4. Система подготовки профессиональных психологов в РУДН. Учебный план, программа специализации. Требования к письменным работам. Научная работа студентов.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 442.