Практическое занятие «Методы реализации исполнительной власти»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Методы реализации исполнительной власти (методы управления) представляют собой способы и средства целенаправленного упорядоченного воздействия на участников управленческих отношений. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее эффективно, рационально и продуктивно можно решать задачи, стоящие перед органами исполнительной власти. Сущность методов управления отражается в характере связей между участниками конкретных административно-правовых отношений. Методы управления исполнительной деятельности, будучи во многом субъективными, однако не выбираются произвольно и, в конечном счете зависят от материальных условий жизни конкретной страны, состояния производительных сил, внедрения новых технологий, международных отношений и обязательств, политических, экономических, классовых, социальных интересов, зрелости интеллигенции, ее понимания общегосударственных задач и предопределены социально-экономическими и политическими условиями (финансовыми, организационными) реализацией функций управления, в целом культурой общества, его бытом. Определяющее воздействие оказывает политический режим в стране. К этому следует добавить состояние национальных, конфессиональных, региональных условий, наличие способных профессионалов-управленцев, развитость правовой системы, положительной активности населения. Нехватка финансовых, материальных ресурсов ведет к увеличению роли организационного воздействия. Вот почему проблема методов диалектична и непосредственно связана с более общей проблемой соотношения целей, задач, средств их достижения, функционирования и идеологических установок государства в конкретный период его развития, интересов физических и юридических лиц, бизнеса. Хотя методы управления во многом объективны, однако их соотношение и использование – субъективно. Недооценка, равно как и переоценка какого-либо метода и недоиспользование ресурсов другого – ведут к снижению эффективности и оптимальности управления. Новые задачи, цели, изменения в функциях управления, состоянии культуры общества и ее сердцевины – дисциплины, ресурсном обеспечении ведут к изменению в соотношении методов.

Методы управления и методы правового регулирования, приемы, способы регулирования нельзя отождествлять. Метод правового регулирования, являясь механизмом правового воздействия, содержит по существу набор правовых средств (нормы, правоотношения, нормативные и индивидуальные акты, правопонимание, правосознание и правовую культуру), с помощью которых осуществляется упорядочивающее, управленческое (регулятивное) воздействие на общественные отношения. Метод административно-правового регулирования есть функция административного права, метод управления есть функция субъекта исполнительной власти. Метод управления раскрывается через административно-правовой инструментарий (способы, средства, приемы). Среди них следует выделять: предписания, дозволения, поощрения, стимулирование, ограничение, запреты, т.е. правовые стимулы и правовые ограничения.

Виды методов управления: критерии классификации (любая классификация является всегда условной, абстрактной, но всегда схематично дает возможность в лаконичной форме представить административную политику, историю развития и современного состояния науки административного права), административно-правовое опосредствование. Классификация методов осуществляется по степени охвата регулируемых общественных отношений (общие, специальные методы); характеру воздействия на управляемые объекты (методы убеждения и принуждения, порой достаточно сложно провести четкую грань между убеждением и принуждением, позволяющую ограничить эти методы друг от друга; убеждение включает в себя определенный момент, аспект принуждения, и методы принуждения, правовые ограничения включает в себя как сдерживающие, так и определенные стимулирующие начала; угроза административного наказания – тем самым побуждает, стимулирует положительные поступки); в зависимости от среды, области управления – в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической; формы выражения (организационные, правовые, общественные); по характеру и направлению организационного воздействия (правовые и неправовые, идеологические, неидеологические, психологические); по применяемым средствам (стимулирование, квоты, организация, согласование, разрешение, поощрение); по способу решения управленческих задач (коллегиальные, единогласные, научно-оперативное принятие решений – математическое моделирование, программно-целевой подход); по времени (стратегические, долгосрочные, среднесрочные, тактические, краткосрочные); по характеру воздействия на управляемый (регулируемый) объект (всеобщие и локальные, прямые и косвенные); по гибкости методов: устойчивые (регистрация, аккредитация, аттестация), подвижные (виды налогов, лицензирование); по механизму и используемым инструментам: метод иерархии (основа воздействия, вертикаль управления, указания руководителя, использующего вознаграждение, учет, контроль, порицание); метод культуры (выработка и признание объединением, коллективом духовных ценностей, социальных норм и установок); метод рынка (саморегуляция, равноправие отношений по горизонтали, но могут быть и по вертикали); метод определения социальной природы государственного воздействия (обеспечение устойчивого развития предприятий, организаций и учреждений, стабильность и развитие, нацеленное на успех, четкая координация и система организаторской работы); виды управленческих отношений (экономические, организационные, технические (технологические), идеолого-политические, правовые, социологические, психологические, воспитательные). В современном демократическом государстве России широко используются комбинированные способы воздействия со сложным сочетанием поощрений, обязательств, дозволений и запретов.

В процессе управления наряду с экономическими методами (материальное поощрение, предоставление имущественных и иных льгот, использование механизма налогов, кредита, страхования и т.д.) широко используются социологические методы (управление массовыми процессами, регулирование движения кадров, планирование развития коллективов, повышение социальной и групповой активности, преемственность определенных традиций, создание благоприятных условий для выполнения служебных обязанностей и долга, содействие развитию элементов творчества, новаторства, разумной инициативы, воспитание социальной ответственности) и психологические методы (комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости, гуманизация управленческого труда, воспитание доверия).

Для административно-правовых методов характерно: 1) прямое воздействие на управляемый объект, быстрота решений, их однозначность; 2) односторонний выбор субъектом управления способа решения стоящих задач или конкретного поведении управляемых; 3) юридически обязательный характер актов управления; 4) защита прав осуществляется путем обращения в суд или вышестоящий орган исполнительной власти.

Эти методы классифицируются: во-первых, по юридическим свойствам (нормативные и индивидуальные правовые акты); во-вторых, по способу воздействия на поведение управляемых (обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие, запрещающие); в-третьих, по форме предписания (категорические, поучительные, рекомендательные); в-четвертых, по внешней форме выражения (правовая форма и административно-организационная).

Составной частью государственного принуждения является административное принуждение, которое характеризуется как способ принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических лиц в сфере действия органов исполнительной власти (должностных лиц) в целях обеспечения реализации общеобязательных правил и норм в отраслях, сферах, областях жизнедеятельности личности (человека, гражданина), общества и государства.

Административное принуждение может быть экономическим, внеэкономическим, физическим, психологическим, идеологическим и применяться в силу государственной и общественной необходимости с целью организовать, заставить, побудить физическое или юридическое лицо к законопослушному поведению, соблюдению правовых норм, подчинению, исполнению общеизвестных ограничений. Воздействие административного принуждения носит многоаспектный характер – организационный, правоприменительный, правообеспечительный, правоохранительный. Функциями административного принуждения являются: предупреждение правонарушений; пресекательный характер; наказание правонарушителей; процесс обеспечения, восстановления.

Меры административного принуждения. Эти меры играют важную роль в охране регулятивных правоотношений и включают в себя административно-предупредительные, административные меры контрольно-надзорного характера (В.М.Манохин, Н.М.Конин), административно-пресекательные, меры административно-восстановительные (Ю.Н.Старилов). Мерой административного принуждения может быть индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. Административно-восстановительные меры своим назначением имеют восстановление социальной справедливости, возмещение нанесенного ущерба в результате административного правонарушения.

Меры административного предупреждения. Эти меры по существу являются мерами социальной защиты, самые гуманные, направленные на предупреждение правонарушений и обеспечение законности. К этим мерам относятся введение карантина на определенной территории, проведение санитарно-противоэпидемиологических, ветеринарных и других мероприятий; обсервация; временное прекращение движения транспорта и пешеходов; обязательное медицинское освидетельствование работников определенных отраслей и сфер деятельности (атомная энергетика, подземные работы, торговля, детские учреждения, пилоты, дежурства на определенных объектах и т.п.); реквизиция имущества (принудительное отчуждение за плату или временное изъятие административными органами имущества отдельных граждан или юридических лиц; закрытие границы; установление режима ЗАТО; запретной зоны). Могут быть установлены административно-принудительные меры в силу сложившихся особых условий (чрезвычайное, военное положение).

К административно-предупредительным мерам также относятся: личный досмотр и досмотр вещей; проверка документов, удостоверяющих личность; предметов; товаров; меры контрольно-предупредительного характера (регистрация оружия, транспорта и т.п.).

Административно-пресекательные меры. Эти меры направлены на немедленное прекращение противоправных действий и предотвращение еще более вредных их последствий; они носят волевой и достаточно жесткий характер (например, пресечения нападения на военнослужащего, находящегося при исполнении обязанностей по охране определенного объекта), имеют, как правило, временной характер, применяются различными органами исполнительной власти (должностными лицами).

Административно-пресекательные меры осуществляются в условиях: во-первых, дефицита информации; во-вторых, круг мер пресечения достаточно широк; в-третьих, достаточно широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения; в-четвертых, сами меры могут быть обычными, специальными, процессуально-обеспечительными. К ним, в частности, относятся: требование прекратить противоправное действие; непосредственно физическое воздействие; применение специальных средств, табельного оружия; приостановления работ; временное отстранение от работ; запрещение эксплуатации установок и оборудования на отдельных производствах; приостановление деятельности торгового предприятия, учебного заведения, детского учреждения (грубое нарушение санитарно-эпидемиологических правил, а также правил торговли); арест и изъятие имущества, предметов, находящихся в неправомерном владении. К ним также относится: отказ в выдаче, приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на определенный вид деятельности. Несомненно, институт административного задержания используется как в целях пресечения административных нарушений, так и обеспечения административного принуждения. Имеется несколько разновидностей административного задержания (административное задержание до 3 часов для установления личности и составления административного протокола; административное задержание до суток до рассмотрения судом административного правонарушения, предусматривающего такую меру административного наказания как административный арест; административное задержание и помещение в медвытрезвитель; доставление, привод, изъятие документов и вещей). Административное задержание осуществляется на общих и специальных основаниях.

Административному задержанию не подлежат: дипломатический персонал, военнослужащие, сотрудники внутренних дел, прокурорские работники, судьи, депутаты и другие категории должностных лиц.

Размер и тяжесть административного принуждения, как правило, зависит от степени вины, личности правонарушителя и иных объективных и субъективных условий. Большое значение для укрепления законности и дисциплины имеет организационная работа правоохранительных и иных органов государственной власти, широкой общественности по предотвращению нарушений общеобязательных правил, предупреждению негативных процессов и ситуаций, устранению конфликтов.

 

План практического занятия

 

В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:

 

1. Понятие и классификация методов управления.

2. Прямые (административные) и косвенные (экономические) методы государственного управления.

3. Убеждение и принуждение как методы управления.

4. Административное принуждение как один из методов исполнительной власти. Виды административного принуждения.

5. Административно-предупредительные меры: их назначение, основания и порядок применения.

 6. Понятие мер административного пресечения их цели, виды и порядок применения.

 

Контрольные вопросы и задания для практического занятия

 

1. Определите, какие из указанных ниже методов государственного управления и регулирования можно отнести к прямым, а какие - к косвенным:

-      контроль над монополиями;

-      материальное поощрение;

-      принуждение;

-      поддержание экологических стандартов;

-      социальные льготы;

-      разрешительная деятельность;

-      ценообразование.

2. В связи с угрозой распространения инфекционного заболевания сотрудники ФМБА России провели проверку образовательных учреждений города и сделали профилактические прививки всем учащимся. В ходе проверки в детском саду №8 двое заболевших воспитателей были отстранены от работы, вопреки их несогласию с этим. Технический лицей был закрыт на карантин.

Определите виды административного принуждения. Предусмотрена ли ответственность за уклонение от профилактических прививок, а также за выход на работу инфекционно-больного сотрудника образовательного учреждения?

3.    Саушкин выпивал на могиле родственника и был замечен сотрудником полиции. На требование прекратить противоправное поведение и проследовать в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении, Саушкин ответил отказом в грубой форме, заявив, что у него горе, а на кладбище употреблять алкогольные напитки не воспрещается. После этого сотрудник применил физическую силу и доставил Саушкина в отдел полиции. Был составлен протокол об административном правонарушении по статье 19.3, а также по статье 20.20 КоАП РФ.

Выскажите ваше мнение по данному делу. Правомерны ли действия сотрудника полиции?

4. Гражданин Дмитриев ехал на своем автотранспорте в пригородный аэропорт. В пути следования он был вынужден свернуть на объездную дорогу по указанию сотрудника дорожно-патрульной службы ГИБДД в связи с аварией на линии электропередачи. В результате Дмитриев опоздал на самолет и обратился в суд с жалобой на действия сотрудника ГИБДД, а также потребовал возмещения стоимости авиабилета.

Какое решение вынесет суд?

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 321.