Прежде, чем приступить к изучению темы, необходимо вспомнить, что функции характеризуют содержание государственного управления, методы – способы их реализации, а формы - это способы внешнего выражения содержания. Форма – это способ существования, внешнего выражения содержания, в которой находят жизнь функции и методы.
Форма государственно-управленческой деятельности - это ее практическое выражение в конкретных действиях органов исполнительной власти и других субъектов управления.
Выбор форм управления осуществляется органами не произвольно, а в соответствии с определенными закономерностями. Выбор этих форм зависит от тех юридических установлений, с помощью которых государство регламентирует деятельность органов.
Критерии выбора:
- форма должна соответствовать целям и функциям органа исполнительной власти;
- форма должна соответствовать характеру и содержанию разрешаемого вопроса;
- форма должна соответствовать особенностям объекта управления;
- форма должна соответствовать целям данного управленческого воздействия.
Критериями выбора являются также целесообразность, эффективность и допустимость форм государственного управления.
Студенту необходимо отметить, что традиционно выделяют следующие виды форм:
- установление норм права или принятие нормативных актов;
- применение норм права, или издание индивидуальных актов;
- осуществление организационных мероприятий;
- осуществление материально-технических операций.
Первые две формы – правовые, две другие – неправовые (не влекущие правовых последствий).
Однако ряд авторов выделяют также иные формы:
- заключение договоров;
- представление предусмотренных законодательством отчетов;
- совершение иных юридически значимых действий (представление справок, совершение нотариальных действий).
Вопрос об отнесении заключения договоров к формам государственного управления является дискуссионным. Во-первых, заключение гражданско-правовых договоров относится к формам деятельности органов исполнительной власти, но не является управленческой формой. Во-вторых, заключение публично-правовых и, в частности, административных договоров является дискуссионным.
Отдельные авторы проводят собственную классификацию. Так, Б.М. Лазарев предложил классифицировать формы государственно-управленческой деятельности следующим образом:
1 Структурные формы (организационное оформление системы исполнительной власти). Организационная структура – одна из разновидностей формы всякой целостной системы, внутренняя организация ее содержания.
2. Процессуальные формы государственного управления – деятельность органов исполнительной власти протекает по определенной процедуре, т.е., в процессуальных формах.
3. Внешняя форма – издание актов (нормативных и индивидуальных), общественно-организационные действия; материально-технические операции, заключение договоров.
По мнению Б.М. Лазарева нецелесообразно разделять издание актов на две формы, главное – осуществляется государственное управление с изданием актов или без этих правовых последствий.
План практического занятия
В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:
1. Понятие и виды форм государственного управления. Правовые и неправовые формы государственного управления.
2. Акты государственного управления: понятие, значение, юридические свойства. Акт управления и управленческое решение.
3. Виды актов государственного управления.
4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, последствия их несоблюдения.
5. Порядок приостановления, изменения и отмены актов государственного управления.
Контрольные вопросы и задания для практического занятия
1. Какие из нижеперечисленных действий и решений являются формами государственного управления:
- утверждение должностной инструкции начальника департамента;
- принятие решения о выпуске областного займа;
- наложение дисциплинарного взыскания на обеспечивающего специалиста администрации;
- заключение договора о проведении ремонтных работ в здании администрации;
- дача устного распоряжения по организационным вопросам;
- проведение приема граждан;
- издание распоряжения об отпуске сотрудника информационного отдела;
- регистрация поступившей корреспонденции.
2. Выберите из приведенных ниже форм государственного управления правовые и неправовые:
- распоряжение федерального агентства;
- подготовка проекта постановления Правительства РФ;
- решение межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- выдача лицензии;
- проведение организационного совещания по вопросам празднования Дня города Москвы;
- составление протокола об административном правонарушении;
- информационное письмо областного управления статистики.
3. Министерство юстиции РФ и Министерство экономического развития РФ заключили договор о проведении юридической экспертизы проектов подготавливаемых Министерством экономического развития нормативных правовых актов. Заместитель Председателя Правительства РФ, считая, что федеральные министерства не вправе заключать такие договоры, направил министрам обоих федеральных министерств письмо, в котором рекомендовал признать договор ничтожным, не порождающим юридических последствий для обеих сторон.
Можно ли в данном случае говорить о формах государственного управления?
4. Губернатор области подписал постановление «О мерах по обеспечению продовольственной безопасности области», которым вводился контроль за перемещением сельскохозяйственной продукции, а также на соответствующие органы исполнительной власти возлагалась обязанность по выдаче документов на вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы области. Прокурор области принес протест на указанное постановление, поскольку оно противоречит законодательству РФ.
Каков порядок обеспечения законности постановления администрации? Кем оно может быть отменено?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 326.