Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя:
государственную гражданскую службу;
военную службу;
государственную службу иных видов.
При подготовке первого вопроса, когда осваивается понятие государственной службы как профессиональной деятельность граждан Российской Федерации, необходимо вычленить все федеральные государственные органы государственных органах, в которых эти граждане занимают государственные должности и должности государственной службы. При этом необходимо знать формальный признак государственных должностей и должностей государственной службы. При разделении должностей государственной службы на гражданскую, военную и иные виды службы, необходимо знать, во-первых, чем занимаются государственные служащие на гражданской, военной и иных видах служб и, во- вторых, какие федеральные органы и федеральные службы входят в каждую из служб и чем они отличаются друг от друга. Изучая принципы государственной службы, необходимо быть готовым не только перечислить их, но и уметь раскрыть сущность каждого из них.
При подготовке второго вопроса необходимо не только усвоить понятие и сущность государственной должности, причем, можно начинать с Конституции Российской Федерации, где перечислено большинство государственных должностей, но и быть готовым перечислить категории государственных должностей, а также их виды и разряды. Необходимо опираться на ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где указано, что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Обратите внимание, что в настоящее время государственная служба требует кардинальных реформ. Реформирование государственной службы в РФ связано с коррупцией, с предвзятостью государственных служащих, с устаревшими принципами работы, с отсутствием ответственности госслужащих и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также с неэффективностью использования кадров. Для реформирования государственной службы Министерством труда и социального развития РФ был разработан проект указа Президента РФ «О федеральной программе Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 – 2018 годы)» и «План мероприятий по развитию системы государственной службы РФ до 2018 года». Разработанные в целях реализации положений пункта 2 статьи, 18 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и части 1 статьи 66 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации». А также ФЗ №204 ФЗ «О гражданской и государственной службе РФ» от 11 июля 2011 года согласно этому реформированию совершенствование системы государственной службы будет, осуществятся путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы субъектов Российской Федерации. Для успешного развития государственной службы необходимо развивать современные принципы устройства государственной службы, повышать качества найма персонала на государственную службу с дальнейшим продвижением, которая предполагает прозрачность системы выбора кандидатов.
План практического занятия
В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:
1. Система государственной службы РФ: понятие, виды, принципы, регулирование.
2. Должности государственной службы.
3. Государственная гражданская служба РФ: понятие, принципы, регулирование.
4. Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы.
5. Особенности прохождения военной службы.
6. Особенности прохождения государственной службы иных видов.
7. Понятие, виды и общая характеристика правового положения государственных служащих.
8. Обязанности, запреты и ограничения государственных служащих, требования к их служебному положению.
9. Права, льготы и гарантии государственных служащих.
10. Ответственность государственных служащих.
11. Реформа государственной службы.
Контрольные вопросы и задания для практического занятия
1. Определите понятие государственного служащего. Из приведенного ниже перечня выделите государственных служащих и дайте их классификацию:
- глава администрации автономного округа,
- федеральный министр,
- председатель правления ПАО «Газпром»,
- сапожник,
- главный санитарный врач области,
- председатель профкома фабрики,
- командир полка,
- слесарь домоуправления,
- ректор ТГУ.
2. На семинаре, отвечая на вопрос, студент сказал, что должностным лицом считается гражданин, который занимает должность в государственном органе, может совершать организационно-распорядительные действия, вправе издавать нормативные акты, наделен властью в отношении неподчиненных по службе лиц.
Какие ошибки и неточности допущены в ответе?
3. Гражданин Фомичев, поступая на государственную службу в областную администрацию, подготовил все необходимые документы. Однако в управлении кадровой политики администрации у него потребовали подтвердить (или опровергнуть) факт лечения 10 лет назад в психиатрическом диспансере и состояние на учете в нем по настоящее время. Фомичев, посчитав эти требования дискриминирующими, не стал давать объяснения. Ему было отказано в приеме на государственную службу, после чего Фомичев оспорил данное решение в суде, в котором подтвердил наличие данного факта. При этом он подчеркнул, что был помещен в диспансер не по медицинским показаниям, а за инакомыслие.
Правомерно ли оспаривание Фомичевым решения об отказе в приеме на государственную службу. Какое решение может принять суд?
4. Сотрудник аппарата краевой администрации Байрамов победил в конкурсе на замещение вакантной должности начальника отдела. Однако на должность назначили Власова. Назначение было мотивировано тем, что Власов состоял в резерве на замещение данной должности.
Правомерно ли это назначение?
5. Заместитель Главы областной администрации и его приятель - начальник областного департамента образования и науки систематически выезжали в заграничные командировки за счет фирмы «Эврика», директор которой передавал указанным должностным лицам крупные суммы денежных средств в иностранной валюте.
Проанализируйте ситуацию на основе рекомендованных нормативных правовых актов. Каковы юридические последствия?
6. Ведущий специалист департамента областной администрации Никольский, находясь в командировке 2 и 3 февраля, совершил прогулы. Об этом стало известно 25 июня, а 10 июля Никольскому был объявлен строгий выговор.
Законно ли решение?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 476.