Практическое занятие «Юридические лица как субъекты административного права»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Являясь субъектом права, юридическое лицо, так же выступает и как субъект административного права. Объясняется это тем, что количество создаваемых юридических лиц постоянно растет, а это, в свою очередь, способствует росту правонарушений, которые совершают такие лица. Вот и получается, что экономические интересы всех хозяйствующих субъектов нужно защищать, причем подход к этой защите должен быть одинаковым со стороны правоохранительных органов ко всем участникам.

Административно-правовые гарантии самостоятельности юридических лиц (подзаконность деятельности; соблюдение законодательства; общий запрет на вмешательство в хозяйственную деятельность; обращение в суд в связи с нарушениями их прав; прокурорский надзор; действие специальных инспекций строго регламентировано; обязательность бухгалтерского и статистического учета).

Все виды юридических лиц вступают в административно-правовые отношения на основе федерального, регионального и муниципального локального правового регулирования. Этими отношениями опосредствуются управленческие решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, определяется сам предмет, цели и задачи их деятельности, соблюдение законности и государственной дисциплины (государственная регистрация, лицензирование, контроль, учет и надзор).

Организация – коллектив работников, возглавляемый органом внутреннего управления, имеющим в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Орган управления (директор, гендиректор, его заместители или коллегиальный исполнительный орган – совет директоров, правление дирекции или другой орган управления), которому делегированы права по непосредственному управлению организацией (хозяйственное управление). Администрация в пределах компетенции реализует функции управления внутри организации, может вступать и во внешние административно-правовые отношения с органами исполнительной власти, иными субъектами административного права. Администрация организации не обладает государственно-властные полномочиями по осуществлению внешнего управления. Однако, государственная администрация лесхоза, металлургических предприятий и некоторых других имеют государственно-властные полномочия по обеспечению контроля за территорией по определенным направлениям. В Положении (общем) о лесхозе говорится, что лесхоз является специально уполномоченным государственным органом в следующих областях государственного управления: использовании, охраны, защиты лесного фонда РФ; охрана окружающей среды; охрана, контроль и регулирование объектов животного мира и среды их обитания. Следует заметить, что чем цивилизованнее общество, тем усиливается роль, значение, ответственность государственных органов в сфере важных публичных интересов.

Организации: предприятия и учреждения. В зависимости от видов, форм собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные и общественные). Административно-правовой статус организации определяется объемом и характером полномочий по распоряжению принадлежащего им имущества, целям их деятельности, а также соотношение с органами исполнительной власти, органами государственного управления.

Государственные предприятия – самостоятельный хозяйствующий субъект, находящийся в собственности государства и созданный для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в деле удовлетворения потребностей общества и получения прибыли. Уполномоченный на то орган исполнительной власти может создавать такие предприятия, определять их цели, предметы и сферы деятельности, утверждать Устав, назначать и освобождать от должности руководителей, выдавать госзаказы, осуществлять реорганизации. Отдельные виды производственной деятельности могут осуществлять только государственные предприятия (производство и реализация оружия, боеприпасов, взрывчатка, наркотики, психотропные вещества и т.д.). 

По производственно-хозяйственной деятельности предприятия подразделяются: по характеру и виду выпускаемой продукции, оказанию услуг – на промышленные (завод, фабрика, фирма, комбинат); сельскохозяйственные (сельхозкооператив, госхозы, объединения, фермы); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы); транспортные, связи, торговли, жилищно-коммунальные, энергетические.

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации, холдинги. Весьма важно в организационно-правовом аспекте рассмотреть предприятия машиностроения как основного двигателя развития производственных сил. По определению РАН машиностроение представляет собой комплекс отраслей, изготовляющих средства производства и транспорта, а также предметы потребления и оборонную промышленность. Машиностроительный комплекс может быть представлен пятью группами подотраслей: во-первых, инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, нефтегазовое); во-вторых, сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для легкой и пищевой промышленности; в-третьих, авто и производство бытовых товаров (холодильники, телевизоры и т.д.); в-четвертых, оборонные предприятия, включая авио- и судостроение, электронную и радио промышленность; и, наконец, в-пятых, комплектующие их электроника, приборостроение и станкостроение. Как представляется, ведущие предприятия названных подотраслей машиностроения должны быть государственными. Следует отметить, что в современной Франции более 60% предприятий являются государственными.

Учреждение – организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления социально-культурных, управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Административно-правовое положение определяется законодательством РФ, субъектов РФ, действует на основе Устава (типового Устава) или положения. Органы государственной власти осуществляют: аккредитацию, аттестацию учреждений; выдачу лицензий на конкретные (специальные) виды деятельности; осуществляют контроль за ведением бухгалтерской и статической отчетностей; могут требовать представления государственным органом определенной информации; контроль и надзор за соблюдением законодательства, прав и свобод человека и гражданина и т.д.

С принятием КоАП РФ субинститут административной ответственности юридических лиц получил системное и комплексное правовое регулирование. Законодатель учел состояние ранее действовавшего законодательства, практику его применения, а также многочисленные решения Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, иных высших судебных органов по вопросам административной ответственности.

КоАП РФ не раскрывает понятия юридического лица как субъекта административно-деликтных правоотношений. Понятие и признаки юридического лица «заимствованы» из гражданского законодательства, при этом административное законодательство не содержит каких-либо разъяснений, касающихся особенностей использования этого понятия в публично-правовой сфере.

Административные нарушения юридическими лицами могут быть совершены во многих сферах деятельности. Это и экологические нарушения, и нарушения налогового законодательства, и нарушения санитарных и природоохранных правил и т.д. И, хотя каждое из названных правонарушений имеет свои отличительные особенности, все они относятся к категории административных. Не решенной до конца остается проблема определения вины юридического лица. Поскольку юридическое лицо не обладает сознанием, то установить его внутреннее психическое отношение к совершенному деянию не представляется возможным. Предложение ряда авторов определять вину юридического лица путем сложения вины работников коллектива не может быть поддержано ни с точки зрения процессуальных средств ее доказывания, ни с точки зрения материального административно-деликтного правоотношения, субъектом которого является не коллектив, а персонифицированная организация.

Подготовку вопроса об административно-правовом статусе общественных объединений как субъектов необходимо начинать с изучения Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях". Прежде всего необходимо рассмотреть и запомнить все пять видов общественных объединений, особенности каждого из них. Далее необходимо знать порядок учреждения общественных объединений, их административно-правовой статус, остановившись отдельно на создании и деятельности профессиональных союзов.

Подготовку пятого вопроса необходимо начинать с изучения Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О политических партиях". Сначала необходимо определить основные требования об учреждении партии, потом - основные цели создания политической партии. При этом необходимо выучить наизусть не только определение политической партии, но и обязательно знать запреты на создание партии. Далее студент изучает порядок учреждения политических партий, повестку дня учредительного съезда и организационные мероприятия, которые проводятся в течение года по осуществлению двух государственных регистраций политической партии. Завершать ответ необходимо решением проблемы взаимоотношения государства и политических партий.

При подготовке шестого вопроса необходимо усвоить, прежде всего, понятия «негосударственное предприятие», четко знать, что предприятием признается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Рассматривая административно-правовой статус иных коммерческих и некоммерческих негосударственных объединений (ПАО и НАО), необходимо обращать внимание на порядок их учреждения и документы, необходимые для регистрации.

 

План практического занятия

 

В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:

1. Понятия и виды предприятий, хозяйств, учреждений и организаций, их административно-правовое положение.

2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.

3. Административная ответственность юридических лиц

4. Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений

5. Политические партии и их административно-правовой статус.

6. Иные негосударственные общественные объединения и их административно-правовой статус.

 

Контрольные вопросы и задания для практического занятия

 

1. В чем особенности административно-правового статуса юридических лиц?

2. В ЗАТО Северск функционируют городская администрация, Управление образованием Администрации ЗАТО Северск, УМВД России по ЗАТО Северск, горвоенкомат, городские организации партий «Единая Россия» и КПРФ, несколько церквей, Северский стекольный завод, сувенирная фабрика, множество хозяйственных обществ с ограниченной ответственностью, колледж и филиалы четырех федеральных вузов.

Сгруппируйте эти организационные единицы по видам субъектов административно-правового регулирования.

Какими нормативно-правовыми актами определяется админи­стративно-правовой статус каждого из этих коллективных субъектов?

3. Армянская диаспора в г. Томске создала религиозное объединение, в уставе которого, представленном на регистрацию в Управление юстиции по Томской области, говорилось, что объединение создается с целью совместного исповедания веры и для преподавания православия в общеобразовательных школах города. Управление юстиции отказало в регистрации объединения, мотивируя свой отказ тем, что религиозные организации не вправе вести преподавание своих учений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Правомерны ли действия участников данных отношений?

Каков порядок образования и функционирования религиозных объединений?

4. Студенты и преподаватели Томского базового медицинского колледжа создали первичную организацию ЛДПР и выбрали ее исполнительный орган – партийный комитет. Секретарь комитета В.Михайлова явилась в горком этой партии для регистрации и за получением членских билетов для своей организации, но ей сказали, что организацию в колледже следует распустить, а список ее членов представить в горком для учета. В.Михайлова возразила, что никто не может ограничивать конституционное право граждан на объединение, и отказалась от роспуска своей организации.

Каково ваше мнение по этому вопросу?

5. У нас в стране недавно существовала партия любителей пива. Почему ее не стало?

Каким требованиям бывшего Федерального закона «О политических партиях» она не соответствовала?

6. К участию в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва Центральной избирательной комиссией РФ было допущено 44 партии и 20 общероссийских общественных объединений.

По какому критерию было проведено разграничение общественных объединений на эти две группы?

7. Будучи на учебно-производственной практике на заводе «Сельмаш» студент И.Малышев узнал, что здесь, наряду с функционирующей организацией Федерации независимых профсоюзов России, создается еще одна профсоюзная организация, на этот раз - прокоммунистической ориентации. Консультируя активистов новой организации, студент усомнился в правомерности ее образования.

Как должна поступить в данном случае регистрационная служба?

8. При широкой религиозной свободе в России законодательство установило в 1997 г. некоторые ограничения для легитимации нетрадиционных сект и конфессий.

В чем они состоят?

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 342.