Раскрывая тему, необходимо дать понятие и выявить признаки административного процесса, показать сущность и виды административного процесса (слово «процесс» обозначает такое понятие, как порядок осуществления какой-либо деятельности, действий, совершаемых для достижения определенного результата). Процесс – это совокупность процессуальных норм, устанавливаемых определенную процедуру, движение, порядок деятельности государственных органов и их должностных лиц.
Правовое государство, становление и развитие административной юстиции, административного судопроизводства как полноценного административно-правового института и законодательная регламентация управленческого процесса и административных процедур, являясь важным преимущественным направлением административной реформы, дальнейшего развития теории и практики государственного управления и регулирования, является важной стадией распространения принципов правового государства, укрепления государственности и демократии.
Административно-процессуальное право – отрасль, законодательства, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в ходе разрешения индивидуальных административных дел в сфере исполнительной деятельности.
Административный процесс в широком смысле этого термина – совокупность последовательных действий, урегулированных правовой нормой, обеспечивающих определенный порядок функционирования (деятельности) органов (должностных лиц) исполнительной власти, органов государственного управления по реализации административно-правовых норм, подготовке и принятию актов, оформлению юридических документов, разрешений и лицензий, порядок регистрации юридических лиц и т.п. (можно говорить об административных процедурах).
В узком смысле административный процесс – урегулированная законами административно-процессуальная деятельность субъектов административной юстиции по применению норм материального права при разрешении административно-правовых споров, рассмотрению дел об административных правонарушениях (административно-юрисдикционная деятельность).
Следует отдельно рассмотреть вопрос о правовом регулировании и принципах административного процесса (законность; компетентность; охрана прав граждан, интересов личности и государства; разъяснение прав гражданам; процессуальное равенство сторон; достижение материальной истины; состязательность; гласность; переадресовка; доступность; экономичность; координирующий порядок; эффективность; обращение по почте; публичность; ответственность должностных лиц за нарушение порядка действий, за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб, запрет необоснованных проверок). Жалобы граждан на неправомерное действие должностных лиц все больше приобретают характер административных исков.
Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции:
1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.
2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо. Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД
При всех аспектах рассмотрения института административной юстиции имеется одна черта, которая позволяет рассматривать этот институт как способ разрешения публично-правовых споров, в котором гражданину гарантируется положение равной стороны в процессе.
Важно изучить вопрос об административной юстиции (в общем определяется как институт судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной власти, их должностных лиц и связана с рассмотрением споров между гражданами или их объединениями и должностными лицами государственных органов. (И.Панова, Л.Попов).
Традиционно в теории административно-процессуального права рассматривается четыре подхода осуществления правовой защиты граждан от злоупотреблений, нарушений администрации (должностных лиц):
I. административный, т.е. проверка вышестоящим органом госуправления (должностным лицом), орган административной юстиции входит в систему органов госуправления;
II. общесудебный – гражданско-правовая форма деятельности судов общей юрисдикции, арбитражных судов;
III. квазисудебный;
IV. административно-судебный – специальные (административные) суды для разрешения споров по индивидуальным административным делам, административные суды составляют часть единой судебной системы (С.А. Корф, М.Д. Загряцков, М.С. Строгович, Н.Г. Салищева, В.М. Горшенев, А.И. Ким, Н.Ю. Хаманаева).
Можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:
- производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;
- производство по делам об административных правонарушениях;
- дисциплинарное производство.
План практического занятия
В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:
1. Понятие, основные черты административного процесса.
2. Принципы административного процесса.
3. Процедурное производство, его виды и стадии.
4. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
5. Производство по делам об административных правонарушениях
6. Дисциплинарное производство. Основы служебного и ведомственного расследования.
Контрольные вопросы и задания для практического занятия
1. На основании проведенной проверки Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки приостановила действие государственной аккредитации по программам высшего образования ЧОУ ВО «Институт экономики и права» по причине несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся, из-за отсутствия надлежащего кадрового обеспечения. Юридическая служба института обжаловала решение в суд, мотивировав восполнение нехватки собственных кадров института для реализации образовательных программ приглашением высококвалифицированных специалистов, работающих по договорам возмездного оказания услуг.
Какое решение вынесет суд? Какие правовые последствия влечет приостановление, прекращение и лишение государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность?
2. Ерофеев обратился к министру юстиции РФ с жалобой на решение судьи районного суда, где указывалось, что судья в процессе рассмотрения его дела халатно относился к исполнению своих обязанностей, отказывался вызывать свидетелей, о которых просил Ерофеев, недостаточно полно и эффективно исследовал предоставленные материалы, не удовлетворил ходатайство о проведении экспертизы. В своей жалобе Ерофеев требовал уволить судью и передать его дело на рассмотрение другому судье.
Какой ответ должен дать министр юстиции? Может ли министр оставить такую жалобу без рассмотрения?
3. 10 августа решением администрации предприятия на слесаря Домнина был наложен штраф за систематическое опоздание на работу. 15 ноября бухгалтерия завода, где работал Домнин, вычла сумму штрафа из его заработной платы. Домнин подал жалобу прокурору района. По его мнению, решение администрации и бухгалтерии незаконно.
Как должен поступить прокурор? Есть ли нарушения закона в решениях администрации и бухгалтерии?
4. 23 июня районным инспектором рыбнадзора за грубое нарушение правил, регламентирующих рыболовство, был оштрафован шофер ПАТП № 4 Кондрашов. 27 июля постановление о наложении административного штрафа было направлено судебному приставу-исполнителю, который 15 августа изъял у Кондрашова в счет уплаты штрафа телевизор. Кондрашов обратился к прокурору.
Какое разъяснение должен дать прокурор?
5. Арбитражный суд Кемеровской области принял к рассмотрению дело по заявлению областного управления юстиции о привлечении арбитражного управляющего Федотова к административной ответственности. ООО «Стройтехмонтаж» обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к участию в деле в качестве потерпевшего.
Какое решение по данному вопросу должен вынести суд?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 344.