Практическое занятие «Административно-процедурное производство»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В качестве одной из целей административно-правовой реформы на современном этапе государственно-правовых преобразований определено повышение эффективности исполнительной власти. Важнейшим направлением достижения указанной цели является преодоление закрытости органов государственного управления, обеспечение прозрачности процесса подготовки и принятия управленческих решений, создание эффективного механизма контроля за их исполнением. Данные факторы лежат в плоскости процессуального обеспечения функционирования системы исполнительной власти, правовой механизм которого должен быть ориентирован на решение двуединой задачи: достижение требуемого управленческого результата и соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Процедурная регламентация публичной власти обусловлена усилением социального аспекта в деятельности государства, ибо лишь благодаря прозрачным и простым процедурам можно защитить граждан от ведомственного произвола, снизить уровень коррупциогенности в государственном управлении.

Проблема упорядочения административных процедур неразрывно связана с совершенствованием деятельности государственного аппарата, борьбой с бюрократизмом, повышением ответственности государственных служащих за реализацию возложенных на государство задач и функций. Административные процедуры используются повседневно, однако в нашей стране нет единого основополагающего акта, регулирующего их проведение. Поэтому нередко из-за отсутствия единых правил происходит нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, подающих заявления в органы власти. Теоретические исследования административных процедур необходимы для того, чтобы сформулировать их понятие, обосновать классификацию, выделить принципы и стадии, разработать применительно к ним систему норм о доказательствах. Все это должно стать основой для модернизации административного законодательства в данной сфере.

Институт административных процедур в настоящий момент находится в сфере пристального внимания ученых, его разработке уделено большое внимание в работах И.Н. Барцица, В.В. Власенкова, Е.К. Глушко, Е.А. Дегтяревой, О.Б. Кравченко, И.М. Лазарева, С.Н. Махиной, А.А. Никольской, Ю.Н.Старилова, Ю.А. Тихомирова, С.Д. Хазанова.

Важно уяснить, что административная процедура – это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере государственного управления вопрос, связанный с применением административных норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

Административная процедура – это, по сути, алгоритм действий, который должна выполнить публичная администрация (орган государственной власти или орган местного самоуправления) для решения конкретного дела.

Административные процедуры, осуществляемые органами исполнительной власти с целью реализации прав, свобод и обязанностей граждан, можно классифицировать на следующие виды: 1) регистрационно-учетные; 2) лицензионно-разрешительные; 3) правопредоставительные; 4) государственно-экзаменационные; 5) экспертно-удостоверительные; 6) государственно-обеспечительные (по выполнению обязанностей граждан по уплате налогов и сборов, прохождению военной службы по призыву и др.); 7) государственно-поощрительные и др.

Указанные процедуры можно делить по видам прав и свобод граждан на процедуры по реализации экономических, социальных и личных прав.

Разновидностью административных процедур является установление порядка исполнения органами исполнительной власти государственных функций и предоставления государственных услуг. Для этого принимаются административные регламенты.

В административный регламент включаются следующие разделы: общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги); административные процедуры; порядок и формы контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги); порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Основными целями принятия административных регламентов являются следующие: детальная регламентация деятельности государственных служащих органов исполнительной власти с целью реализации и защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение открытости осуществления исполнительной власти и противодействие коррупции.

Ведь очень часто государственная или муниципальная услуга направлена на осуществление определенных прав и свобод граждан. Так, государственная услуга, оказываемая ФМС России по выдаче гражданам заграничных паспортов, необходима для реализации их права на сводный выезд за пределы РФ (ст. 27 Конституции РФ). Предоставление Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств направлено на реализацию права граждан на занятие предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34 Конституции РФ).

Студенту следует указать на ряд проблем, связанных с реализацией административных регламентов: отсутствие единого подхода в понимании сущности административной процедуры и административного процесса в целом; отсутствие закона об административных процедурах; в отдельных случаях не совсем качественная подготовка регламентов, которая выражается в избыточных требованиях к лицам, обращающимся за предоставлением государственных услуг, слабые требования к внутриведомственному контролю за качеством реализации регламента. Также в регламенте могут отсутствовать процедуры обжалования решений органа исполнительной власти или должностного лица.

Таким образом, проблемы административно-процедурной деятельности органов исполнительной власти широко обсуждаются учеными-административистами. Это обусловлено тем обстоятельством, что при реализации данной деятельности оказываются соответствующие государственные услуги, выполняются другие функции, возложенные на органы исполнительной власти, реализуются права и законные интересы граждан и организаций, которые взаимодействуют с уполномоченными субъектами исполнительной власти. Поэтому от четкой правовой регламентации этих взаимоотношений зависит эффективность деятельности органов исполнительной власти, качество оказываемых государственных услуг, обеспечение законности и дисциплины.

 

План практического занятия

 

В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется составлять конспект по следующим вопросам семинарского занятия:

1 Понятие административных процедур

2 Роль административных процедур в механизме реализации прав и обязанностей граждан

3 Лицензирование

4 Регистрационные процедуры

5 Экзаменационно-удостоверительные процедуры

6 Процедуры по рассмотрению обращений граждан.

Контрольные вопросы и задания для практического занятия

1. Какова роль административных процедур в деятельности органов исполнительной власти по обеспечению прав и законных интересов граждан?

2. Какие проблемы правовой регламентации административных процедур Вы можете назвать? Назовите их причины и способы устранения.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.